Явление в Париже односельчанина - Михако Церетели

В конце мая — начале июня 1961 года по инициативе Лаврентьева группа молодых ученых Академгородка отправилась в Париж в научно-туристическую командировку. Лаврентьев и там не оставлял нас с Ниной своими заботами.

Я сделал несколько научных докладов в парижском Институте Высших Научных Исследований (IH;S)). Мои доклады почтили своим присутствием такие известные ученые как Лерэ, Монтель, Оппенгеймер, Дидонэ, Лионс, Жермэн, Перес и другие.

После моего заключительного доклада хозяева устроили банкет в одном из фешенебельных ресторанов в Люксембургском саду. Помимо меня, на банкете с советской стороны присутствовали М. Лаврентьев и П. Белинский. На другой день Лаврентьева и меня представили на очередном заседании Французской Академии, о чем появилась информация во французских газетах и ежегодном журнале Французской Академии. В течение шестнадцати дней мы с Ниной осматривали достопримечательности Парижа, смотрели постановки в театрах.

После одного из моих докладов со мной произошло еще одно интересное событие. По возвращении в гостиницу портье передал мне неподписанный конверт. Вскрыв его, я обнаружил в нем записку на грузинском языке следующего содержания:

«Парень, если ты действительно Бицадзе из селения Цхруквети и если ты не трус, то я буду ждать тебя в баре напротив гостиницы до 11 вечера». Записка заканчивалась подписью: «Михако Церетели».

В конце XIX века в нашем селе, действительно, родился известный грузинский историк, лингвист, публицист и дипломат Михаил Церетели. В начале XX века этот человек перебрался в Германию, в короткий период независимости Грузии был грузинским послом в Швеции, после установления советской власти оказался политэмигрантом, а в 30-е и 40-е годы даже возглавлял прогитлеровский Грузинский национальный комитет. После войны он долгое время был лидером грузинской антисоветской организации «Белый Георгий». Само собой разумеется, я не счел нужным встречаться тогда с этим человеком — я не был трусом, но вся эта история очень походила на провокацию, и я даже до сих пор не уверен в том, что автором записки был на самом деле Михако Церетели .

(Примечание редактора: настоящие мемуары были написаны автором в советское время, когда подобная встреча могла кончиться длительным тюремным сроком, однако, по некоторым данным встреча двух односельчан - Андро Бицадзе и Михако Церетели - все-таки состоялась)


Рецензии