C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Восстановление Рабочего и Колхозницы

 
 Михаил Туллер               


                Восстановление Рабочего и Колхозницы  ( РиК).

      Скульптурная композиция «Рабочий и Колхозница» была создана в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Это выдающееся произведение явилось результатом творческого сотрудничества скульптора, архитектора и инженера. Авторами композиции являются скульптор В.И. Мухина, архитектор Б.И. Иофан и инженер
 Н.П. Львов.
       Статуя общей высотой 24,5м была установлена над главным входом Советского павильона на высоте 34,5 м. После завершения выставки скульптурная композиция была разобрана и перевезена в Москву.
       Согласно Исторической справке, составленной организацией Спецпроектреставрация, скульптурная композиция «Рабочий и Колхозница» при этом претерпела ряд изменений в части каркаса и оболочки, как в геометрии, так и в конструкциях и габаритах сечений.
       Непродуманный демонтаж конструкции и неблагоприятные условия перевозки привели к тому, что значительная часть элементов несущего каркаса и оболочки были повреждены. В 1939 году скульптурная композиция была вновь собрана и установлена на постамент высотой 11 м перед Северным входом на ВДНХ.
       Поврежденные элементы каркаса были заменены «по месту» без корректировки чертежей 1936 года, а вновь возведенная скульптура не соответствовала полностью первоначальному замыслу.
       За 60 лет эксплуатации незащищенный стальной каркас скульптуры пришел в  аварийное  состояние.  Московскими властями, было принято решение о восстановлении первоначального парижского облика композиции с постаментом высотой 34,5м и полной   заменой несущего каркаса скульптуры.
       Авторским коллективом в  ЦНИИПСК им. Мельникова решена сложная инженерная задача создания пространственной стержневой системы, которая размещается в заданном объеме скульптуры, обладает достаточной прочностью и жесткостью, при этом одновременно обеспечивает возможность ее качественного изготовления и монтажа.
       Основные несущие элементы каркаса запроектированы в виде замкнутых коробок, сваренных из плоских стальных листов. Такое решение дало возможность изменять сечения по длине и использовать высокопрочную низколегированную сталь.                Кроме того, жесткие коробчатые сечения элементов каркаса позволили прикреплять к ним элементы оболочки в любых местах по длине.
       Расчет напряженно деформированного состояния и оценка несущей способности каркаса при расчетных воздействиях выполнен с использованием современных программ конечно-элементного анализа.
     Для защиты элементов конструкции от коррозии предусмотрено нанесение на все поверхности инновационного многослойного комбинированного покрытия, включающего слои цинка, алюминия и эмали.
      Некоторые элементы каркаса, доступ к которым при эксплуатации невозможен, выполнены из нержавеющей стали. Для основных монтажных соединений использованы высокопрочные болты с термодиффузионной обработкой поверхности.
      Скульптура весом 160 тонн собрана во временном ангаре на земле и в течение часа поднята целиком на постамент специальным краном.



                Вопросы и ответы по восстановлению  РиК.

        Во второй половине января 2012г, телеканал Москва 24 начал  снимать  документальный фильм о восстановлении монумента «Рабочий и Колхозница» на ВВЦ.  Предполагаемая продолжительность фильма около 20 мин.
         Автор фильма - Инжеваткина Наталья. Она обратилась в наш институт ЦНИИПСК им. Мельникова, который проектировал и принимал  активное участие в изготовлении и монтаже этого монумента, с просьбой принять участие в этой работе.
         В письме она поставила несколько интересующих её вопросов с просьбой, чтобы ответил на них Туллер М.Я.
   Дело в том, что я был начальником отдела, руководителем работ и главным инженером этого проекта и обладал полной информацией по всем вопросам.
        Были подготовлены ответы на все заданные вопрос. Съёмка заняла  более 30 минут, но в фильме  нашему разделу было уделено только около 3 минут.
        При написании этой статьи, я решил озвучить эти вопросы и дать на них подробные ответы, чтобы читатели  смогли получить более подробную информацию. 

         
   
           Вопросы и ответы на них Туллера  Михаила   Яковлевича.


   1.Кем вы были на проекте и за что отвечали? Чем стала для вас эта работа?

      а) Перед тем, как ответить на этот вопрос, мне бы хотелось рассказать предысторию  появления этой работы в нашем институте.   

     Первый договор на проектирование каркасов скульптурной композиции «Рабочий и Колхозница» был заключен отделом  ОПГС-2 (Этот отдел проектировал памятник Петру Первому) с заказчиком ООО «ПТМ БИОР» в мае 2006г.               
     Никакого  аванса перечислено не было, утвержденное  задание отсутствовало, -  поэтому отдел к этой работе не приступал.
     Вскоре, этот отдел полностью перешел в другую организацию. Таким образом - работа осталась бесхозной и ею никто не занимался.

     В январе 2007г. в институт приехал заказчик -   Руководитель авторского коллектива по восстановлению скульптуры  Церковников Вадим Михайлович и потребовал отчет.
      На совещании у директора Павлова А. Б., который поручил мне эту работу, я и познакомился с В.М. Церковниковым. Он показался мне человеком, который всегда находиться в центре внимания,  вспыльчивым, но отходчивым, умеющим  добиваться своей цели.
      После того как выяснилось, что без предоплаты институт не работал, им было заявлено, что он передаст её другим  (как потом выяснилось, мы были не первые, кого он к ней подключал).
    Но, после достаточно эмоционального и длительного обсуждения нашли общий язык и Церковников заявил, что сделает срочно предоплату на проектирование стадии "Проект."  Решили, что институт начинает интенсивно работать.
      Но, поставленное им  одно  условие, -  было тогда для нас невыполнимо.
      Он потребовал, - все каркасы выполнить  из  нержавеющей  стали. Эти стали по существующим строительным нормам не входили в перечень сталей, предназначенных для несущих стальных конструкций.
       Опыта их применения в таком качестве не было и, естественно мы отказались, сославшись на нормы.
      Церковников вспылил, сказал, что обойдётся без нас, и собрался уходить. Тогда я предложил прервать совещание и переговорить вдвоём.
       Оставшись  наедине, я предложил компромисс: все малонагруженные элементы, к которым не будет доступа, - делаем из нержавеющей стали (Серп, Молот, руки, плечевые пояса,  несущие элементы двух  шарфов и все элементы промежуточных каркасов), а основные силовые элементы(ноги, ригель, туловище) - из серийной высокопрочной черной стали.   
 Он с этим решением согласился и мы вскоре приступили к проектированию Стадии "Проект"

      Взяв на себя такое обязательство по применению нержавеющей стали, мы подошли к нему очень ответственно: привлекли к работе ВИАМ и вместе приняли апробированную многолетним применением для второстепенных конструкций, нержавеющую сталь 12Х18Н10Т*.

       Это решение помогло создать конструкции, (недоступные при  эксплуатации к  осмотру) - неподвергающиеся  коррозии.

       Дальнейшая наша совместная работа проходила на грани войны и мира, но всегда побеждал  мир.  В  результате, после горячих, но продуктивных споров,  удавалось найти оптимальное решение, устраивающие обе стороны. 
        После открытия монумента, нам пришлось озвучить в специализированных  строительных журналах участие нашего института и отдела в восстановлении монумента.
       За всё время, в многочисленных интервью, которые   давал Церковников В.М. прессе и телевидению  он ни разу не обмолвился ни одним словом об участии нашего института и отдела в этой работе!
       После восстановления монумента, - пришлось в публикациях  самим рассказать о том вкладе, который внес наш институт при его восстановлении. 

        Следует отметить, что когда у Вадима Михайловича могла появиться  новая,  сложная работа, перед олимпиадой в Сочи, он приезжал к нам, чтобы договориться о сотрудничестве. ( Эта работа  не состоялась).
        Так, что у нас сохранились нормальные, дружеские отношения.


       б) На данном проекте я был начальником отдела ОПЛК-3, в котором выполнялась эта работа, её руководителем и главным инженером проекта.
        Таким  образом,  я отвечал лично за весь проект. Непосредственно этой работой в отделе  занимались 6 человек.
        Кроме  того,  из других отделов привлекались специалисты по коррозии, металловеды, болтовики, а также специалисты по нержавеющим сталям из ВИАМа.

        в) Для меня эта работа была достаточно сложной, как в техническом, так и в организационном плане, т. к. до этого я не сталкивался с подобными задачами.
        Пришлось изучить опыт возведения подобных сооружений  в мировой практике и возникающие при этом проблемы.
        Бесконечно благодарен  судьбе, тем, кто доверил мне эту работу и тем, кто помог её  осуществить.

        г) Я  понимал, что этот монумент является величайшей скульптурной композицией мирового уровня, стоящей в первых рядах мирового монументального исскуства.
          Восстанавливался  памятник не социализму, а памятник, уникальной художественной выразительности, - посвященный  молодости и людям труда!
 А молодость и труд  присущи любому строю -независимо от  идеологии!
         Недаром Франция предлагала любые деньги, чтобы оставить этот монумент в Париже.  Правительство СССР, оценив мировую реакцию на выдающийся монумент, от продажи категорически отказалось!



      2.Что такое несущие и второстепенные каркасы? Чем они важны?

      Несущие каркасы - это мощные металлические конструкции сложнейшей конфигурации, обеспечивающие прочность и устойчивость всей скульптурной композиции.
      Второстепенные - это каркасы, обеспечивающие создание   необходимых сложнейших очертаний юбки, шарфов и т. д.
      Кроме  того,  имеются промежуточные каркасы для крепления обшивки  из нержавеющей стали к несущим и второстепенным каркасам.



       3.Какие чертежи вы использовали для своей работы? В чем была сложность? 

     Чертежи,  по которым скульптура была собрана в Париже на постаменте высотой 34.5м, нам частично удалось найти в архивах.  Они не соответствовали той  высоте, на которой она была установлена в Москве на постаменте высотой 11 метров.
     ( Вера Мухина называла его «пеньком» и до конца жизни добивалась, чтобы его поставили на высоту 34.5м.)
      Причина в том, что в результате непродуманной разборки скульптуры в Париже и безответственной транспортировке в Москву значительная часть элементов каркасов и оболочки были повреждены.
      При сборке в 1939г. в Москве,  в связи с директивными правительственными сроками, повреждённые элементы в спешке заменялись  «по месту»  без корректировки  чертежей 1936г. и не соответствовали  первоначальному, осуществленному в Париже замыслу.
     При  разборке не были сняты точные параметры каркаса  и параметры обшивки.



         4. Как определили истинные параметры каркасов и обшивки?

     Наиболее сложной задачей, которая возникла перед нами, являлось определение истинных геометрических параметров, как каркасов, так и обшивки.
     Мы располагали сохраненными в Государственном архиве копиями чертежей каркаса скульптуры, разработанными в декабре 1936 года.
    Они были приняты за ориентир при разработке геометрической схемы каркаса и установке габаритов сечений.
    В качестве исходных материалов нам была передана неполная трехмерная модель геометрической схемы элементов каркаса (основной ригель и ноги Рабочего и Колхозницы) и сетевая модель оболочки пространственной скульптуры, недостаточно подробная по отдельным элементам скульптуры, например шарфа, юбки и верхней зоны.


      В результате длительных попыток определить истинные размеры разобранной скульптуры, было принято  решение взять за основу сохранившиеся чертежи 1936г. по которым  она собиралась в Париже, как основного замысла Мухиной, обшивку откорректировать по месту, в зонах несоответствия.
      Причем, уточнения производили по фотографиям,  по сохранившимся фрагментам.

      На основании всех этих материалов в ЦНИИПСК им. Мельникова была интуитивно разработана геометрическая трехмерная модель основного каркаса скульптуры, выполненная по наружным граням элементов каркаса, составленная из соответствующих коробчатых сечений, которая и легла в основу рабочего проектирования.
      При окончательной сборке  каркас практически  влез в обшивку.
 Всё получилось!


      В дальнейшем, в процессе изготовления и сборки каркаса, подтвердилось, что разработанная трехмерная модель близка авторской идее В.И. Мухиной, то есть облик восстановленной скульптуры соответствует первоначальному парижскому варианту.



         5.Как разработали модель 3Д, и в чём она помогла Вам в работе?

         Были выполнены обычные плоские чертежи, и по ним уже была сделана модель 3Д, которая позволила точно представить объёмное решение скульптуры.
       Параллельно, такую же работу выполнил Белгородский завод металлоконструкций,  изготавливающий  каркасы.



          6.Почему вы предложили собирать памятник на земле?

          Мы представляли, что когда откроют полностью финансирование, на всю работу выделят  несколько месяцев, которые отведут на строительство постамента и на сборку на нем скульптуры после его  возведения.
          При принятых решениях скульптуры, при значительном её утяжелении, это было нереально.
        Кстати по жизни так и получилось, - финансирование открыли в июне 2009г.
С жестким условием, которое поставил  МЭР  Москвы  Ю, М. Лужков- открытие должно состояться 5 декабря  2009г.
         Если не сумеете уложиться в эти сроки, то никакого строительства не будет.  Могла ли фирма  Интеко, которая выиграла тендер на возведение монумента отказаться от этого объекта?
         Решение о сборке скульптуры на земле позволили поставить её на постамент на несколько дней раньше срока, указанного мэром.
        Следует отметить, что после выполнения стадии «Проект», в котором закладываются только принципиальные решения, до начала выполнения  более  трудоёмких рабочих чертежей - финансирование института было прекращено на два года.
         Понимая, что потом нам дадут на рабочий проект не более 1 месяца - отдел решил продолжать работу за счёт других объектов.
        И около двух лет часть отдела работала по монументу за счёт других объектов.
        Таким образом, когда открыли  финансирование, отдел уже через месяц начал   поэтапно  выдавать на завод рабочие чертежи.



     7. Какие решения вы осуществили в проекте, отличающиеся от проекта 1936г?          


          Руководитель авторского коллектива по восстановлению скульптуры, скульптор Церковников В. М. (ПТМ  «БИОР»)  при  заключении договора  поставил основные задачи:
    -   установить срок службы каркасов не менее 100 лет;  учитывать расчетную высоту постамента - 34,5м;   
    -   коэффициент надежности по ответственности принять равным 2,0 ( вместо обычно принимаемого для ответственных объектов коэффициента 1,2 ).               

     Эти положения были утверждены Мосгорэкспертизой, отражены в Техническом задании на проектирование и приняты за основу при проектировании каркасов.


      а) Были  учтены:  срок службы не менее 100 лет, высота постамента 34,5м, коэф. запаса 2,0.

      б) Произведена полная замена всех без исключения  каркасов.

       в) Впервые в несущих конструкциях, мало нагруженных и при эксплуатации  недоступных для осмотра,  использована нержавеющая сталь.
       Нержавеющие стали, по существовавшим строительным нормам не разрешались для применения в несущих конструкциях. Мы остановились, на апробированной  марке нержавеющей стали. 
       Применили её для каркасов - руки, плечи, головы, шарфы, серп и молот, а также для всех вспомогательных каркасов.

        г) Для основных нагруженных элементов: ноги, ригель, торсы, вместо уголков в Парижском варианте, были приняты коробчатые сечения с переменным поперечным сечением по их длине  из высокопрочной стали с необходимой обработкой от коррозии.
        Соединения их между собой предусмотрены на высокопрочных стальных болтах. Жесткие коробчатые сечения позволили крепить второстепенные каркасы в любой точке.


        д) Предусмотрена сборка скульптуры на земле с усилением конструкций в необходимых местах для подъёма её  на постамент. Строповка  предусмотрена в трех точках - две в головах и одна в шарфе, что привело к изменению расчетной схемы.

         е) Элементы несущего  каркаса были разбиты  на крупные транспортабельные блоки в количестве  36 штук, и  около 100 второстепенных элементов  юбки (вместо 400), имеющей  сложнейшие  очертания. Это позволило значительно ускорить сборку каркаса.


         ж) Правая рука рабочего с консольным вылетом около 11 метров была выполнена по типу самолётного крыла на местном усилении, которое за 70 лет потеряло свою несущую способность. Отремонтировать усиление было невозможно
 из-за отсутствия доступа.
        Мы запроектировали  трубчатый каркас для крепления оболочки руки, отрезали кисть, установили обшивку руки на каркас и вновь прикрепили кисть.
    Рука стала работать не как консоль, а на двух опорах, т.е. намного надёжней!
       Правда, отстоять это решение поначалу было очень непросто.


          и) Для защиты от коррозии был принят целый комплекс  мер, с привлечением лучших специалистов. Применялись газотермические покрытия, цинковые, алюминиевые и лакокрасочные - гарантирующие 100 лет эксплуатации.



              8.Кто изготовил каркас, кто собрал, кто одел обшивку?

          а) В проектировании  каркасов принимали участие работники нашего отдела ОПЛК - 3: Туллер М.Я,  Якунин Г.К,  Симон Н.Ю,  Колосовская Т.М,  Мержан  О.А,  Фадеев А.А. и других отделов: Евдокимов В.В, Горицкий В. М,  Оносов Г. В,  Бабушкин В.М. и др.
 
          б)  Изготовление металлоконструкций каркасов монумента  осуществил завод  ЗАО  «Энергомаш»,  г. Белгород (К.К. Тетерин,  А.С. Тищенко и др.)

           в) Монтаж каркаса и сборку элементов обшивки производила ЗАО «Ассоциация  Сталькон» (Генеральный директор -  Кулик В. Ю.) и Стальмонтаж - Оптим (Генеральный директор - Истомин в. А.)

           г) Функции заказчика для института   осуществлял  Руководитель авторского коллектива по восстановлению скульптуры -  Церковников Вадим Михайлович, ПТМ « Биор».  Эта же организация осуществила реконструкцию и монтаж обшивки.


           9) В чём были  основные сложности?

          а) Как уже отмечалось -  стадия «Проект», в соответствии с договором и техническим заданием  была профинансирована в марте, и сдана заказчику в июне 2007г. Финансирование следующей стадии «Рабочая  документация (чертежи "КМ") 
 началось через 2 года, в начале июня  2009г.
            На рабочее проектирование был выделен 1 месяц, что было абсолютно нереально.(Смотри п.6). Только за счет того, что мы продолжали проектирование в течении этих двух лет  за счёт других работ  и при поддержке института,удалось  уложиться в эти немыслимые сроки!


           б) Серьёзная сложность - отсутствие точных геометрических данных.
Были серьёзные опасения, что каркас в некоторых местах «вылезет» из обшивки и при мощных его сечениях это могло привести к непредсказуемым последствиям.
         Совокупность всех принятых мер позволило этого избежать, но, поверьте, что напряжение не исчезало до полного завершения сборки монумента.

            в) Тендер на восстановление монумента выиграла компания « Интеко», принадлежащая  супруге МЭРа  Москвы Лужкова Ю.М. -  Батуриной Е.Н.
 Выполняла эту работу одно из её подразделений  ООО  « СК Стратегия», управляющий Шаров А. С.
             В начале  июня 2009г. меня вызвали к нему на совещание и затребовали  рабочие чертежи.
 Я ответил, что в связи с отсутствием финансирования у нас нет законченных чертежей и требовать их - нет никаких оснований.
             Оказывается, что Церковников, который был в курсе продолжения работ, т. к. от него требовались различные согласования, заявил наверху, что чертежи готовы.
            Так что моё заявление стало для них шоком.  Шум дошёл до Лужкова, а от него и до хозяина института.  Давление на меня было оказано беспрецедентное, но я  добился, что нам дали один месяц на окончание рабочего проекта.
           Кстати, во время работы я нацеливал своих сотрудников, что нам после открытия финансирования больше месяца на рабочее проектирование не дадут! Так и случилось!
           Но мы к этому были готовы и справились с проектированием, успев даже внести в чертежи те изменения, которые необходимо было внести по ходу увязки проекта со смежниками.    
          Должен сказать, что один из ответственных руководителей стройки провел со мной профилактическую беседу: Ты учти, что если мы эту работу не выполним в срок, Батурина нас всех мгновенно уволит с черным билетом, и мы нигде не устроимся!
          Как ты  думаешь, мы тебе это простим, если это произойдёт  по твоей вине! И так далее, в таком же духе!  По ходу работы у руководства стройки  возникало желание заменить меня, но ни один разумный человек не соглашался сесть в эту лодку!  Пришлось им терпеть меня до конца строительства.
           А товарищ, который проводил со мной профилактическую беседу (кстати,  очень талантливый специалист, с которым у нас установились хорошие отношения), на банкете после открытия монумента сказал: ты меня научил как держаться в профессии, которой владеешь -  никогда не идти на снижение надежности и качества. Мне, конечно, приятно было это слышать.

           Очень творчески, качественно, своевременно, можно сказать, приложив максимально возможные усилия, установил и закрепил обшивку Скульптуры  Церковников В. М. со своими помощниками.  Они, в кратчайшие сроки, вернули ей тот облик, который был задуман  Верой  Мухиной.


           г) Большие проблемы возникли при определении стали для высокопрочных болтов диаметром 24 мм., соединяющих между собой несущие элементы  из нержавеющей стали.
           В. М. Церковников настаивал на применении болтов из нержавеющей стали 14Х17Н2, но  такие  болты  промышленностью не  выпускались ( Выпускались только болты диаметром до 12 мм, применяемые, как конструктивные, а не несущие).
           Однако по его заказу - ФГУП «ВИАМ»  разработал рекомендации, а ФГУП        ММПП «Салют» начал изготавливать болты  диаметром 24 мм. Они должны были иметь такую же несущую способностью, как  и серийные  болты из обычной высокопрочной стали  40Х « Селект».
            Распоряжение о применении этих болтов пришло за 2 месяца до назначенного срока открытия монумента. Сборка элементов из обычной стали, уже производилась на серийных болтах марки «Селект».
           В нашем проекте было заложено применение и для соединения элементов из нержавеющей стали болты из стали « Селект» с соответствующей защитой от коррозии.
            Как Главный инженер проекта, несущий персональную ответственность за надёжность каркаса, я не мог допустить применение ранее нигде не применявшихся  и не испытанных болтов. В своё время болты «Селект» доводились до серийного применения много лет, а не за 1,5 месяца.
           Трудно представить какой силы давление было на меня оказано! Эти болты были переданы в нашу специализированную высокопрофессиональную лабораторию, в ассоциацию «Сталькон» и в независимую лабораторию на испытания.
           Все испытания показали, что несущая способность   болтов   из  нержавеющей стали значительно ниже требуемой.

           Доведение указанных болтов до заданных проектом характеристик привело бы к значительной потере времени и к срыву директивного срока  по установке скульптурной  композиции в проектное положение.
           За полтора месяца до назначенного срока В. М. Церковников отменил своё распоряжение о применении нержавеющих болтов и  дал разрешение использовать серийные болты, с их антикоррозионной защитой.
          А так как в нашем проекте были предусмотрены серийные болты  и они были в наличии - монтаж был произведён по графику.
        Но вся эта эпопея здоровья, естественно, никому  не прибавила!

        д) Нагрузки на опоры выросли с учетом подъема  монумента на высоту 34,5м, (вместо 10м. ранее), увеличение коэффициента запаса в 2 раза и  соответственно собственного  веса монумента до 160т вызвало значительные затруднения в размещении  усиленного каркаса ног в обшивку, размеры которой увеличить было невозможно.
        Переход на замкнутые коробки из листов высокопрочной  стали помогли решить эту проблему.


          е) Принятый метод монтажа - подъём всей скульптуры мощным краном за один подъём  на   4 базы ног, причём в каждой базе по 16 анкерных болтов диаметром 64мм. Таким  образом, при наличии 4 баз ног нужно было посадить  конструкцию  весом  160т  на 64, жестко заделанных в фундаменты, анкерных болта  диаметром 64мм одновременно и на высоте 34,5м.
          Задача, которая решалась не одну бессонную ночь.
        В результате, для точной установки опор скульптурной композиции с регулировкой на необходимую отметку, были предусмотрены упорные планки с установкой их на рихтовочные гайки, расположенные под планками  на анкерных болтах.
         Это позволило до монтажа выставить эти планки точно по требуемым  отметкам. Анкерные болты выполнены с резьбой до верха фундаментов для установки и рихтовки упорных гаек и планок. Сверху на анкера и элементы базы  после монтажа ставились съёмные планки и анкера затягивались. 
         Это решение позволило установить всю скульптурную композицию на анкерную группу постамента в течении часа  специальным краном.
         Кстати, в проекте заложена возможность, в случае необходимости, в дальнейшем, при наличии дирижаблей грузоподъемностью около 200 т, перенести скульптуру на новое место всю целиком, только раскрутив анкерные болты, т. к. места  строповки  сохранены.
         В настоящее время, как нам кажется, окружающая застройка с некоторых ракурсов,  затеняет это Великое Произведение Искусства! Потомки смогут, если захотят, установить скульптуру на новое место!

         ж)Защита элементов конструкции  от коррозии предусматривала нанесение на все поверхности многослойного комбинированного покрытия, включающего слои цинка, алюминия и эмали.
         Стыки элементов должны были обрабатываться   от коррозии после их монтажа, что при том аврале, который сопровождал монтаж - не всегда выполнялись качественно.
         Наши коррозионисты бдительно стояли на страже  и требовали исправления, что естественно вызывало скандалы. Приходилось вмешиваться в эту ситуацию.


           з)  Директивные сроки, назначенные МЭРом  Москвы Ю.М. Лужковым, были настолько сжаты, что весь процесс изготовления и сборки монумента потребовал у всех участников максимального напряжения всех сил!
           Последовавшее  вскоре снятие Лужкова с поста МЭРа, - частично объяснило причину этой спешки.



             10. Как отметили Вашу работу?

              а) Ещё до начала работ в январе 2007г. наш институт ЦНИИПСК им. Мельникова был приватизирован и за  период  восстановления монумента  хозяева сменили трех директоров института.
        Первый из них Павлов А. Б. поручил мне возглавить эту работу, а после выполнения стадии Проект и прекращения финансирования - согласился, чтобы мы продолжили нашу работу, не ожидая открытия финансирования.
          Что, в конечном  счете,  и позволило её  выполнить в срок!  Перед началом работ по возведению монумента новые хозяева института  по непонятным нам причинам уволило Павлова А.Б.
 Директором института назначили 30 летнего  Залюбовина А.Ю, не имеющего никакого опыта в проектировании металлоконструкций.
           За всё время возведения монумента он не посетил ни одного совещания и ни разу не был на стройплощадке.   Но, правда,  все письма, которые ему нужно было подписывать - подписывал сразу!
           После открытия монумента премировал нашу группу месячным окладом.

          Вскоре, убедившись, что он и его экономист практически разорили институт, назначив себе оклады, каждый равный окладу целого отдела, -  хозяева их уволили.
         Директором был назначен Пресняков Н. И. - также, не имеющий никакого отношения к проектированию металлоконструкций.
         Он через год предложил мне уволиться   по соглашению сторон . Я сразу же согласился и уже на следующий день получил приглашение в другую фирму.
         А чем это было вызвано? Здесь уже приложили свою руку те, кто финансировал проектирование скульптуры!
         После окончания всех работ Мосгосэкспертиза  резко уменьшила стоимость нашей работы, уменьшив её на 30% от стоимости договора и подписанных актов  выполненных работ, сославшись на якобы завышенные расценки.
        Как будто, существующие расценки на реставрацию учитывали работы такой сложности? Против лома - нет приёма! Бороться с ними, когда работа уже выполнена - было бесполезно!
         А под эти деньги отдел получал зарплату в институте. Пресняков потребовал затраты компенсировать, - у нас отделы были на хозрасчете.
        Найти эти деньги, тем более в кризис, - было не реально.
      
      
      Так что уход из института - это была первая моя  награда.

 Кстати, в 2016г. Пресняков был также уволен за злоупотребления и впервые хозяева назначили  по требованию коллектива директором института  Евдокимова В. В. -  работавшего много лет заместителем директора.
        Следует сказать, что чехарда с назначением случайных людей директорами, устроенная  нашими хозяевами, очень обескровила институт.
    Институт, был основан в 1880г. легендарным инженером и ученым В.Г. Шуховым, много лет его возглавлял  академик Н.П. Мельников. И этому Институту, внесшему громадный вклад в развитии страны, - нанесен,  думаю,  - неисправимый ущерб!

         б) При Лужкове Ю.М. было подготовлено представление на присуждение Государственной премии, но снятие его с поста МЭРа  закрыла этот вопрос. Номинантами были: Церковников В. М.- скульптор; Ким Ен  Гир - архитектор;
 Туллер М. Я. - конструктор.

          в)  В 2011г. Российская Академия АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК
За работу  «Новый стальной каркас скульптурной  композиции «Рабочий и Колхозница»  наградила медалью РААСН, как лучшую инженерную работу в области архитектуры и строительства 2010г, коллектив авторов: В.М. Церковников,  А. Б. Павлов,
 М.Я. Туллер,  Н. Ю. Симон,  О.А.  Мержан - Оглы,  В.В. Еремина ( Москва).


           г) В 2011г. Правительством Москвы присуждено первое место по номинации: Монументальная  Скульптура.

     Подъем скульптурной композиции на постамент осуществлен 28 ноября 2009 года. Открытие памятника состоялось 04 декабря 2009 года.
 

ВНИМАНИЕ! Желающие посмотреть фильм о восстановлении Рабочего и Колхозницы смотрите, как это сделать в библиографии (ниже - пункт 4). 



Библиография:
   1) Журнал:  Монтажные и специальные работы в строительстве №4, 2010г. Восстановление скульптурной композиции Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».Автор М. Я. Туллер,  зав. Отделом ОПЛК № 3 ЦНИИПСК им. Мельникова. Стр.19 - 24. Там же и другие статьи на эту тему других авторов.

   2) Журнал: Промышленное и гражданское строительство ПГС  №5 за 2010г. 
О расчете и проектировании конструкции несущего каркаса скульптурной композиции «Рабочий и Колхозница».
Авторы: М. Я. Туллер, зав, отделом   пространственных и легких конструкций №3, гл.  инж. проекта; Н. Ю. Симон, гл. специалист  отдела пространственных и легких конструкций №3, канд. техн.  наук.   Стр. 28 -31.

   3)Журнал: ACADEMIA.  Архитектура и строительство № 2 за 2010г. Новый стальной каркас скульптурной композиции « Рабочий и Колхозница».  Стр.92 - 96.
Авторы: М. Я. Туллер, А. Б. Павлов.

   4) Познавательный фильм «Рабочий и Колхозница» выпущен 17 февраля 2012г.  каналом Москва 24.
Продолжительность 20,14 мин., где наш институт появляется после 12 минуты  2 раза.
   Как найти, - набрать в яндексе: Москва 24, познавательный фильм « Рабочий и  Колхозница» от 17 февраля 2012г. 
               
               


Рецензии
Спасибо за этот литературный экскурс. А более всего за памятник! И за мужество и конфронтирование возникающих при этой работе ситуаций (конфронтировать - быть лицом к лицу, спокойно воспринимать, не уклоняясь и не избегая). А слава найдёт своего героя! Уже нашла... И я расскажу при случае другим. Фильм посмотрю завтра. С уважением и пожеланием здоровья. Пусть мечты и планы роятся в вашем творческом уме ещё долго-долго! Как наши пчёлы.

Татьяна Полякова Нея   29.11.2017 00:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!

Михаил Туллер   30.11.2017 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.