Ч. 17 Под маской раненого. Подготовка к десанту

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/09/06/734

Во время войны было немало дезертиров, предателей и вражеских агентов. С моряками проводилась соответствующая работа, чтобы они проявляли постоянную бдительность. На кораблях перевозили сотни раненых и эвакуируемых, среди которых могли оказаться и такие люди.

Поэтому личный состав следил за тем, чтобы не было праздношатающихся по кораблю, пассажиры должны были находиться в том помещении, куда их определили.

На крейсере «Молотов» среди раненых в 4-м кубрике, в котором размещались котельные машинисты, находился раненый боец, рука которого была забинтована на лубок. Один из краснофлотцев,  А.Т. Домницкий, обратил внимание на этого раненого, точнее, на настороженный взгляд бойца.

Он поделился своими сомнениями с тремя другими краснофлотцами, которые обеспечивали порядок в кубрике. Стараясь не привлекать внимания, они скрытно стали наблюдать за этим человеком.

 Когда корабль рывком качнуло на волне, боец, чтобы удержаться, схватился раненой рукой за край койки, а потом, не поморщившись от боли, вскочил на ноги.

Доложили об этом командиру боевой части. Тот приказал наблюдать. Всю ночь  за подозреваемым военным следили.

 9-го января перед заходом в Туапсинский порт, в кубрик вошёл военврач 3 ранга Г.П. Константинов с двумя крепкими моряками-санитарами. Врач сделал обход раненых и подошёл к подозрительному бойцу. Мельком взглянув на повязку, он сказал, что нужно сделать перевязку.

Раненый категорически отказался, но врач и санитары заставили его пройти в лазарет. Константинов попробовал снять повязку с руки бойца, но тот стал сопротивляться, возмущённо кричать, что ему бередят раненую руку. Матросы быстро его  скрутили, и врач снял повязку. Рука оказалась без единой царапины, совершенно здоровая.

Когда корабль ошвартовался, на причале уже ожидала крытая машина, на которой особисты увезли мнимого раненого.

Позже на корабль сообщили, что «раненый» был агентом, которого немецкая разведка перебрасывала в тыл для шпионской и подрывной работы. Но даже, если он на самом деле был простым дезертиром, это ничего принципиально не меняло. Краснофлотцам объявили благодарность за бдительность.

Десант на Керченский полуостров назначили на 26 декабря. В Феодосию десант предстояло высадить 29 декабря. Этому решению предшествовала разработка предварительного плана высадки морского десанта, составленного штабом Закавказского фронта и штабом Черноморского флота. Работа проводилась по приказу Ставки. 

Войска 51-й армии высаживались силами Азовской военной флотилии (командующий контр-адмирал С.Г. Горшков) и Керченской военно-морской базы (командир контр-адмирал А.С. Фролов).

 На подготовку операции им дали пять суток. Это был нереальный срок, но, к счастью, командование флотом предвидело подобное, и, фактически, подготовка началась ещё 3 декабря.

Командные пункты 51-й армии и Азовской флотилии оборудовали в Темрюке, а Керченской ВМБ – в Тамани.

Чтобы высадить такую массу людей, следовало оборудовать суда для перевозки личного состава и техники. На Черноморском флоте специальных десантных судов не было.

 Корабли требовалось скрытно сосредоточить в портах, провести тренировки людей по посадке на суда и десантированию, совместно с армейскими штабами составить планы, разработать боевую документацию, организовать разведку, навигационное обеспечение, подвоз продовольствия и материальных средств, в общем, ещё можно многое перечислять. Вот только времени на всё это не было.

Ледовая обстановка не позволяла вывести малые корабли и плавсредства из Ейска и Приморско-Ахтарской. Командующий флотом обратился к наркому ВМФ с просьбой отменить сопровождение для проводки танкеров, а корабли использовать для десантной операции. Тот согласился. Собрали всё, что могли, даже лодки у рыболовецких колхозов.

Набралось 300 единиц, того, что плавает. Но 60 процентов этих плавсредств требовали ремонта корпусов, двигателей, на них отсутствовали средства радиосвязи. Для высшего командования это были проблемы исполнителей, которым выделили пять суток.

Свои коррективы внесла отвратительная погода. Дороги раскисли, переброска войск и артиллерии по грунтовым дорогам, превратившимся в сплошную грязь, задерживалась. Топливо так же не поступало. Наиболее боеспособные части перебросили в Севастополь, чтобы отразить второй штурм города.

Корабли тоже были заняты переброской войск и артиллерийской поддержкой защитников Севастополя. От замысла осуществить высадку на Керченском полуострове и в Феодосии в один день пришлось отказаться. Сначала решили произвести высадку на Керченский полуостров.

На 25 декабря Азовская флотилия располагала мобилизованными 176 байдами (самодельная деревянная лодка с одним или несколькими подвесными моторами), 58 баркасами,17 дубками (маленькое деревянное грузовое судно), 64 рыбачьими шлюпками.

Скрытность сосредоточения войск в местах посадки на суда обеспечить не удалось, артиллерия, и обозы на долгие часы застревали в грязи и были обнаружены воздушной разведкой противника.

Авиация фронта состояла, в основном, из машин старого типа, со слабым вооружением и низкими скоростными характеристиками. Скоростных истребителей и бомбардировщиков было не более 15 процентов, и базировались они далеко от линии фронта.

Метеослужба Черноморского флота точного прогноза погоды по объективным причинам составить не могла. Несколько дней вообще таких данных не поступало. Главное гидрометеорологическое управление Красной армии с военно-морским отделом находилось в Куйбышеве.

Стоит ли говорить о том, насколько важна была метеосводка для десанта с такими средствами высадки!

Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/07/1853


Рецензии
Почти физически ощущаю весь бардак тогдашний ибо и в мирное время ...
«О, Русская земля! Ты уже за холмом?»

Счастливо!

Виталий Полищук   10.09.2016 19:03     Заявить о нарушении
Чего стоило только организовать нормальную погрузку под обстрелом!

Владимир Врубель   10.09.2016 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.