Штрихи к портрету академика А. Д. Александрова

Летом 1964 года Александров ушел с поста ректора Ленинградского университета и перешел на постоянную работу в Институт математики Сибирского отделения.
Он надеялся, что ему предложат должность ректора Новосибирского университета, которое тогда было свободно в связи с переходом И. Векуа на постоянную работу в Тбилиси, однако "директивные органы" не пожелали этого. Обиженный этим Александров, потребовал от Лаврентьева дать ему «хотя бы» Ленинскую премию. Лаврентьев попытался исполнить требование Александрова, однако это у него не вышло, поскольку комитет по Ленинским премиям не счел Александрова достойным премии. Этого оказалось достаточно, чтобы Александров занял оппозиционную позицию по отношению к Лаврентьеву.

Выяснилось, что у Александрова была сложная и запутанная биография. По образованию он был физик, а математикой заинтересовался после того, как в течение нескольких лет участвовал в туристических походах вместе с Б. Делоне. Его докторская диссертация, посвященная выпуклым телам, была написана в контакте с Б. Делоне. Именно Делоне сумел убедить Виноградова в том, что Александров представляет собой блестящий талант, и при поддержке их обоих он в 1946 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Столь легкая победа дала Александрову повод считать, что он может сделать еще большую карьеру.

В 1951 году, путешествуя по индивидуальному туристскому маршруту в горах Северного Кавказа, Александров «случайно» познакомился в Теберде с двумя молодыми женщинами, также увлекавшимися индивидуальным туризмом. Одна из них была немногословной молчаливой блондинкой, а другая — разговорчивой брюнеткой. Он подружился с этими женщинами и предложил сопровождать их в пешем походе до Домбайской долины.

Поход продлился двое суток. Александров не сказал им, кто он такой, и сам тоже не просил их открывать свое инкогнито. В Домбае женщин ожидал молодой парень среднего телосложения, оказавшийся супругом блондинки. Блондинка оказалась дочерью Сталина, Светланой, а супруг ее — сыном известного политического деятеля А. Жданова, заведующим отделом науки и высших учебных заведений ЦК партии Юрием Ждановым, который сразу узнал в спутнике молодых женщин А. Александрова.

Александров провел в обществе дочери Сталина и ее супруга еще неделю. В разговоре со своими молодыми спутниками Александров проявил хорошее знание философии, истории, политики, искусства, литературы и музыки, к тому же он «по всем вопросам разделял мнение И. Сталина и А. Жданова» и с восторгом говорил о трудах Сталина, посвященных языкознанию и экономическим проблемам социализма. Молодые женщины были в восхищении от его эрудиции и проявляемых к ним внимания и заботы.

Еще раньше, с целью привлечь внимание широкой общественности, Александров опубликовал несколько статей, посвященных философским вопросам физики. В то же время он являлся не только членом редакционной коллегии монографии «Математика, ее содержание, методы и значение», но и автором вводной статьи, в которой говорилось о методологических и философских вопросах математики. Почти на каждой странице этой статьи упоминались труды Сталина.

После смерти Сталина Александров полностью переделал эту статью, имя Сталина упоминалось в ней теперь лишь один раз. После разоблачения культа личности на XX съезде КПСС Александров, который тогда был ректором Ленинградского университета, выступая перед многотысячным коллективом университета, подверг критике политику, проводимую партией в период, когда пост генерального секретаря занимал Сталин.


Рецензии