Литературное отравление

Что такое современная литература, на ком она держится, и кто ее вообще читает?
Человеку, впервые решившемуся взяться за перо, недостаточно располагать знаниями о том, что именно он намеревается писать. Также ему недостаточно быть образованным, начитанным и красноречивым. В первую очередь он должен трезво отдавать себе отчет в том, что на дворе XXI век – беспощадный, распущенный и пресытившийся. Наше столетие подобно воспаленному аппендиксу – забито всем подряд и, кажется, вот-вот лопнет. Уже ничем никого не удивить. Казалось бы, все рассказано, снято, написано, создано, и мы подходим к развязке этого безумного романа под названием «жизнь». Однако далеко не все придерживаются мнения, что человечество зашло в творческий тупик и ревностно продолжают творить, сочинять и созидать, из кожи вон лезут, дабы показаться неординарными и уникальными ради славы и денег, которых хочется без исключения всегда. Поговорим конкретно о писателях. 
Чтобы пересчитать всех живых знаменитых писателей, мне хватило бы пальцев одной руки. Их действительно так мало. Но почему? Кто на данный момент является самым известным русским прозаиком или поэтом? Мне на ум не приходит ни единого имени, а вам? Правильно – кроме странных дамочек, пишущих детективчики для женщин, никто особой популярностью не пользуется. И все-таки это не значит, что в нашей стране никто не берется за перо – как раз всё совсем наоборот. Выбрось косточку от нектарина в окно – и обязательно попадешь в какого-нибудь писаку. Сегодня пишет абсолютно каждый – все, кому не лень. По этой причине многие люди весьма скептично относятся к современной русской литературе. Она вызывает у них недоверие, порой, смех и злость, отторжение. И все это, к сожалению, полностью оправдано. Но кто все-таки в этом виноват? Требовательные читатели, или же графоманы? Многие, недолго думая, согласятся с тем, что вина лежит на последних, дескать, их писанина в подмётки не годится классике, они не способны предложить что-то новое, удивить или хотя бы тронуть. «Всё уже сказано, и сказано идеально» – скажете вы. Но так ли это на самом деле? И действительно ли современная литература настолько отвратительна и скудна, что её стоит обходить всегда стороной? Ведь многие даже и шанса ей не давали, положившись на чужое мнение, успевшее превратиться в главенствующее. Согласитесь, нельзя всех грести под одну гребенку. Разве можно ставить крест на всех современных писателях, полагая, что все они одинаково убоги и смешны? Не думали ли вы, что все же существуют на белом свете неплохие инженеры человеческих душ? И каково это оказаться частью современной русской литературы, когда сегодня её воспринимают как низкопробный шлак?
Предположим, совершенно обыкновенный гражданин решил написать книгу. У него для этого есть всё необходимое:  идея, замысел, собственный уникальный стиль и компьютер. Но этого, как выясняется потом, оказывается недостаточно. Многие люди, что греха таить, вовсе не призваны быть писателями. Они думают, что писательство имеет что-то общее с политикой этого занятия. Но, на самом деле, они не очень-то и горят желанием писать, им хочется только преуспевать в этом. Они попросту недостаточно раскрепощены, не больны этим, не знакомы с чувством, когда в тебе клокочут слова, когда ты не можешь спать, не можешь спокойно жить, потому что тебя окружают сплошные образы. Ты пытаешься описать всё происходящее вокруг, в голове, но этого не хватает. Сознание начинает зудеть, но терпит, в итоге ты срываешься, бежишь к чистому листу и обрушиваешь на него поток слов. Вот каким должен быть писатель. Он не может жить без этого, он вынужден писать точно так же, как и ходить в туалет по утрам. И если у человека такое есть, он не будет спрашивать совета у друзей, родственников или кого-то еще. Он не будет учиться для этого и читать сотню книг перед тем, как приступить. Он просто придвинет стул, сядет за компьютер и начнет исцеляться. История и эмоции сами найдут для себя слова и обороты речи, нужно просто проявлять храбрость – шевелить пальцами и не думать ни о чем другом. И действительно – первое время все получается, писателю наплевать, что станет с его произведениями в будущем, он пишет и наслаждается самим процессом. Однако обязательно наступит время, когда захочется чего-то большего – одобрения, признания, денег и славы.  Или хотя бы чего-то. Любого начинающего творца неутомимо терзают сомнения, угнетает давление, струящееся не с одной, так с другой стороны. Это неизбежно. Всегда не хватает некой печати, поставленной кем-то свыше, иначе все попытки написать поистине качественное произведение — жалкий выброс энергии в пустоту. И тогда он начинает искать способ для того, чтобы распространить свои работы. У него нет ни денег, ни связей – ничего, кроме свежего материала. Сунувшись в Интернет с вопросом «где можно опубликовать свои произведения?», он тут же наткнется на различные сайты, предоставляющие авторам возможность свободной публикации своих работ. Следующим сервисом, скорее всего, будет интеллектуальная издательская платформа для независимых писателей, которая позволяет превратить текстовый файл в полноценно сверстанную электронную и бумажную книгу, и в будущем, если пройдет модерацию, она попадет на полки в ведущие интернет-магазины. На этом, к сожалению, хорошо заработать не получится. С каждого проданного экземпляра на счёт автора начисляется пара процентов от стоимости книги. Конечно, сайт предлагает услуги рекламы по многим социальным сетям, но не каждый решится отдать чуть ли не двадцать тысяч ради этого. Писатель работает не для того, чтобы оплачивать своё же дело. Это может считаться неким вкладом в себя самого, но обычно, вклад этот впоследствие должен окупиться; в ситуации же с затратами на рекламу и крошечной прибылью с продаж об оправдании расходов не может быть и речи. Любой разумный автор откажется от этого предложения и начнет искать другие пути. Следующим его шагом будет поиск издательств и журналов, которые принимают на рассмотрение рукописи. У всех изданий очень жесткие условия, между строк которых читается «Даже не пытайтесь». Но терять абсолютно нечего, ведь лучше попытаться и в случае неудачи сказать: «Я хотя бы попробовал», чем жалеть о том, что из того или иного действия могло выйти что-то дельное. Когда берешь эти крутые, модные журналы, открываешь страницы с рассказами, то сталкиваешься с так называемым литературным блефом. Они все настолько липкие, настолько приторные и нудные, что дочитать их до конца – изнурительный труд. В них есть одна-две неплохие фразы, но на этом все заканчивается – таков их трюк. Каждый раз, после прочтения такой липы, возникает ощущение, будто тебе только что кто-то начисто вылизал зад. Хорошие писатели не умеют так делать, да и не хотят, поэтому у них совершенно нет никаких шансов попасть туда. Бесполезно что-либо писать для них, когда они печатают вот такое.
В итоге от издательств не приходит ни единой буквы в ответ. Но при этом они ежедневно выпускают огромными тиражами ни на что не годную и однобокую беллетристику: фантастику, детективы, эпохальные рассказы и любовные романы. И у всех до того уродливые и причудливые обложки, что ничего, кроме презрения, они вызвать не могут. Одни только их названия оттолкнут здравомыслящего человека от покупки таких книг. Однако современная литература состоит не только из этого. Есть не малое количество авторов, пытающихся писать в жанре реализма, подражая, стилю Чарльза Буковски, Джека Керуара или Уильяма Берроуза, и других ушедших на тот свет знаменитостей.  Все они стараются пренебрегать цензурой, матерятся и пишут о том, как пьют, принимают наркотики, трахаются со всеми подряд и блюют на каждом углу. Словом, рядятся в тогу бывалых авантюристов. С виду хмурые и холодные, а внутри, якобы, романтики. Все это обыкновенное метание пыли в глаза. Их липовая ультразаумная писанина выглядит до жути смешно и нелепо. С первых строк можно определить, кого именно имитирует сочинитель. Если вы когда-нибудь читали грязных реалистов и битников, то поймете, о чём идёт речь. Эти парни душу вкладывали в свои произведения не для того, чтобы потом какие-то графоманы переняли их стиль, мировоззрение, идеи и превратили в бульварное чтиво. Нет, брать в пример известного и признанного писателья – не плохо, но, когда пишут под копирку, разводишь руками – зачем вообще люди берутся за это дело, не имея собственного стиля, жизненного опыта и убеждений?  Бывалый читатель – не дурак, он все это прекрасно видит и чувствует, поэтому такие пародии весьма часто вызывают антипатию у здравомыслящих людей. У подражателей, естественно, появляется внушительная аудитория, которая на все хлопает в ладоши и гогочет, лишь бы это было аморально, грязно и либерально. Спрос рождает предложение, и если народ делает выбор в пользу второсортной книги-однодневки, то этим их будут кормить постоянно. Блокбастеры, например, приносят огромную прибыль, драмы же едва окупаются, поэтому кинокомпании начинают снимать еще больше блокбастеров и меньше драм. Всё зависит непосредственно от вкуса потребителя. Увы, современный потребитель дурно воспитан, всеяден, глуп и не отличается хорошим вкусом. Ему страшно заглядывать глубже, он довольствуется пустышками и хочет смотреть только в одну точку, закрыв при этом боковые стороны своего зрительного диапазона ладошками. Именно поэтому большим спросом пользуются книги псевдо реалистов, фантастика, детективы и романчики, которыми зачитывается народ в метро и цитирует в социальных сетях. Самые откровенные и честные творцы получат признание лишь после смерти или на смертном одре.
Писатель XXI века – ни что иное, как дойная корова и козёл отпущения. Его всячески заманивают на различные курсы, лекции и вебинары. Есть ли во всём этом хоть какой-то смысл? Сходить на бесплатный вебинар, где расскажут как можно протолкнуть своё детище, не затрачивая при этом средств, можно. Но если вас начинают учить, как нужно писать, и вы к этим советам прислушиваетесь, то всё – вы погибли как писатель. В лучшем случае станете сладкоречивым жополизом, который на большее просто не способен.
Хорошие критики – такая же редкость, как и хорошие писатели. Поэтому, если нужен грамотный совет, то лучший способ – это просто почитать классиков: они и обругают и научат всему, чем необходимо владеть. Главное не увлечься этим слишком сильно и не изменять собственному стилю. Важно помнить – если ты призван быть писателем, то непременно им станешь. Ты просто не сможешь жить без этого. А чтобы стать хоть немного известным и продаваемым, нужны либо деньги, либо связи, что в сущности, одно и то же; ну, либо просто помереть. Твой талант никому не нужен. Все эти редакторы и издатели отвечают одинаково: «Таких, как ты, полно. Наши почтовые ящики забиты до отказа», но почему тогда в России до сих пор нет выдающегося современного писателя? Люди что, больше не читают? Или же все поголовно пишут скверно? Да нет, вовсе не в этом дело. Просто издатели продвигают не тех, кого надо. В первую очередь интересуются деньгами, и только во вторую — материалом. Несомненно, их очень легко и просто понять – люди хотят получать зарплату. Но встает вопрос: чем тогда руководствовались издатели прошлых веков?  Дело в том, что раньше - во главе всего стояла именно идея и глубина произведения. А сегодня люди завернуты в зеленые бумажки. Места издателей покупаются круглыми дураками, которые не могут отличить роман от поэмы, писателя XIX века от XX. Люди сегодня только и делают, что стремятся грести под себя все, что можно, воруют деньги и в таком количестве, будто у них впереди века на то, чтобы потратить эти капиталы. Они скупают всё и думают только о том, чего бы купить еще, ведь при совке у них такой возможности не было, а тут они как с цепи сорвались и дорвались до продуктов.
Мир меняется, сходит с ума, люди становятся алчнее, бездушнее и злее, а надежды остается все меньше.


Рецензии