8. 09. 2016. зачем мы об этом пишем?
– Феликс Рахлин? Здравствуй. Меня Сашей зовут Это твоя статья о Бабьем яре в «Еврейском камертоне»?
Обращение на «ты» меня не удивило: в иврите «вы» говорят лишь нескольким собеседникам сразу, в здешнем русском общении это также сказывается. Газета, которую он назвал, – прежде – еженедельник , теперь – ежемесячник, прилагаемый во второй четверг каждого месяца к тель-авивским «Новостям недели». Они продаются в четверг и пятницу, можно случайно ещё успеть захватить с самого утра в следующее воскресенье после абсолютно выходной еврейской субботы, но чтобы увидеть накануне продажи?! (Дело было в среду…) Ну, нет, такого не бывает!
– Знаешь, я о Бабьем яре писал много и давно. А это когда ты прочёл? (Раз ко мне на «ты», то и я не буду церемониться…)
– Да вот, за сентябрь 2016 года.
– Ну, и о чём там?
– О романе Кузнецова «Бабий яр»…
– Да, я об этом много писал. У тебя вопросы?
– Да, у меня вопрос: зачем вы, журналисты, вообще об этом пишете?
Последнее, что я писал на эту тему, с широким использованием знаменитой книги Анатолия Кузнецова и ещё одной, мемуарной, – Захара Трубакова – одного из буквально считанных людей, спасшихся из Бабьего яра, - это моё, фактически, «изложение» по обеим книгам на тему «Восстание в Бабьем яре» (см. текст по ссылке: ).
Если прочесть этот текст, то, как мне кажется, там ясно указана цель данной моей работы: 1) трагедия Бабьего яра и, более того, вся политика гитлеровского геноцида народов, включая деятельность лагерей массового уничтожения мирных людей, сегодня, ещё при жизни пережившего её поколения, зачастую злостно скрывается, а то и полностью отрицается фальсификаторами истории; 2) предпринимаются нахальные попытки выдать истинную историю попытки расистского «окончательного решения» (уничтожения) еврейского народа за плод своекорыстной фантазии самих евреев или, как минимум, за «преувеличения»; 3)существует антисемитская, юдофобская тенденция извращённого изображения евреев как бессловесных, лишённых воли к сопротивлению жертв нацистского насилия, при сокрытии массового героизма еврейского народа как в составе армий сопротивления, так и в гетто и лагерях уничтожения. Искажённый, утрированный геббельсовской пропагандой, а отчасти и сионистской «самокритикой», образ жалкого галутного* еврея порою заслоняет от нас истинные факты народного героизма. Один из них – небывало дерзкое интернациональное восстание последних трехсот двадцати семи безоружных узников гитлеровского Сырецкого лагеря в Бабьем яре во вторую годовщину массового расстрела там всего еврейского населения оккупированного Киева.
Всё это в какую-то секунду промелькнула в моей памяти, но сформулировать ответ в таком виде я не сумел, а лишь спросил у собеседника:
– Так что тебе непонятно?
– Я старый человек: родился в 1949 году, – сказал он мне, на что я ответил не видной ему, а потому и необидной внутренней улыбкой: он моложе меня на 18 лет… То есть ему под 70, а мне скоро под 90…Имею право улыбнуться? – Как только чуть подрос (продолжал говорить он) , узнал о Бабьем яре. Понимаешь, с тех пор я так понимаю, что и меня там расстреляли (правильно понимает, хотя и метафорично, образно, – внутренне согласился я). И мне незачем читать такое…
…Что мне было делать? Неужели спорить? Заметьте: я ведь не знал, какой именно из моих многочисленных материалов на эту тему он прочёл. И я лишь спросил:
– Так чего же ты хочешь?
– Меньше пишите о страданиях, больше – о героизме, - сказал незнакомец. Теперь думаю, что он этой моей статьи просто не дочитал. Ведь я именно о героизме и написал. Разве не геройство, не безумная, отчаянная смелость – вырваться из смрадной землянки безоружными навстречу губительному пулемётному огню, злобным и беспощадным овчаркам, ещё более лютым до зубов вооружённым конвоирам! Русские, украинцы, евреи – все в этом бою, последнем и решительном, вели себя как отчаянные и совершенно бесстрашные воины. Подумать только: выжили и спаслись - 14 человек, погибли – 313! Скорее всего, звонивший просто не имел терпения дочитать… Может быть, я не сумел увлечь его рассказом?
Но ведь не он – автор, а я. И я сказал примирительно:
– Спасибо, я учту твою просьбу.
Конечно, читая – читай до конца, иначе, чуть перефразируем Козьму Пруткова, твоё чтение будет пустою забавою. Всё же, конечно, не в пример приятнее получать комплименты, приходящие мне от моих терпеливых и снисходительных читателей, - скажем, таких, как мой земляк по Харькову Алекс Ершов. Кстати, его однофамилец Фёдор Ершов был душой, организатором и руководителем того дерзкого восстания и одним из погибших в нём… До нас дошли его слова о том, что он готов был к гибели и считал, что уже хорошо пожил на свете: дожил «аж» до сорока – и теперь мечтал, чтобы выжил кто-то из молодых. Каким прекрасным предстаёт перед нами этот самоотверженный, мужественный человек! Алекс Ершов, а вдруг это был Ваш кровный родственник? Но всё равно мне приятно, даже если просто однофамилец…
Хотел бы ещё использовать своё изложение для того чтобы подчеркнуть: при помощи пропаганды нацизма, расизма, шовинизма, антисемитизма и ныне их последыши пытаются стравить между собою народы. Такие страшные, но правдивые сюжеты, как беспримерное финальное восстание интернационала последних узников Сырецкого лагеря в Бабьем яре должны сплачивать людей, взывать к их равенству, братству, свободе, взаимному уважению . Не секрет, что взаимные фобии и предрассудки мешают единению народов. Сама бесконечная история попыток сохранить память о Бабьем яре – один из примеров такого жуткого раздрая. Что за странная «ревность» мешала былым хозяевам Советского Союза много лет помыкать памятью десятков и сотен тысяч погибших в киевском Бабьем, харьковском Дробицком и других ярах, могилах и курганах измученной войнами и междоусобицами русской, белорусской, украинской земли? Почему любое напоминание о еврейской Катастрофе пытались выдать за нечто вроде национального эгоизма: да разве самые крайние националисты-евреи выдавали себя за главную и единственную жертву нацизма? Нет. Но спорить с тем, что лишь один народ – евреи ( да ещё отчасти цыгане) ставились нацистами вообще вне закона означает ломиться в открытую дверь! Отрицание этой истины привело к отсутствию в этих ярах в течение долгого исторического срока не только достойных памятников погибшим евреям, но и вообще всем жертвам гитлеровской сегрегационной машины: и украинцам, и русским в том числе!
Но мне остаётся ещё поделиться тем, КАК я догадался (почти не сомневаюсь, что правильно!) о том, кто же по своим занятиям был звонивший мне человек. Высчитав, что звонок был в канун выхода очередного номера ежемесячника, я предположил: увидеть и прочесть статью можно было только находясь там, где читают корректуру завтрашнего номера. То есть в редакции газеты или в типографии, где газета печатается. По-видимому, это какой-то из рабочих (возможно, уборщик), взявший оттиск газеты почитать во время обеденного перерыва. Наутро я отправился в лавку, где продаются и газеты, и купил номер со своей статьёй. Спасибо тебе, незнакомый Саша: я мог пропустить и не купить газету со своим материалом...
• Галут (ивр.) – рассеяние евреев по всему миру в результате их изгнания римлянами из древних Иудеи и Израиля .
Свидетельство о публикации №216090801663
С уважением - Братислав.
Братислав Либертус Прозаик 10.09.2016 09:12 Заявить о нарушении
Во-первых, геноцид еврейского народа, в отличие от геноцида в отношении других народов, был не "допУстим", а в самом деле, но притом и, по намерению, 100-процентным. Во-вторых, те ущемления и ограничения. которые пытаются практиковать где бы то ни было сейчас, несравнимы ни по масштабам, ни по методам, ни по результатам с практикой нацистских акций и экзекуций, направленных на полное физическое уничтожение еврейского народа.
Не знаю, где проживаете Вы, а я - в Израиле, где есть и еврейские школы, и еврейское образование, и еврейская жизнь. Практика национальных взаимоотношений в РФ мне неподвластна, я гражданин Израиля и никакой иной страны и государства и влияния на их политику не имею и иметь не хочу. Насколько мне известно, в настоящее время евреи, живущие в странах б. СССР, не ограничены в выборе другого места жительства и, если хотят, чтобы их дети оставались евреями, то могут уехать в еврейскую страну беспрепятственно. Само образование ЕАО было попыткой большевистской пародии на сионизм, завершилось столь же кровавым и жалким финалом, как и другие большевистские пародии (в том числе и главная: на социализм), и в настоящее время, с моей точки зрения, её наличие предстваляет собой анахронизм. Сколько там евреев, кто знает? Я где-то слыхал, что не более 1000, в чём же эта область "еврейская"? И кто же там может заботиться об изменении национально-культурного лица этой "еврейской" области?
Вот и судите сами, правы ли Вы...
С уважением и с благодарностью за внимание.
Феликс Рахлин 11.09.2016 13:47 Заявить о нарушении
Уж извините, что касаюсь такой глобальной темы. Я понимаю, что она неразрешима в стране, где принято говорить: "Мы лояльно относимся ко всем народам, но общаться все будем только на одном: на русском. А все остальные языки нам не нужны." И это называется лояльностью! Но стоит только заикнуться об этой несправедливости - сразу же сыпятся обвинения в стравливании народов.
И пускай говорить и писать об этом бесполезно, потому что голоса меньшинства невыгодно слышать большинству (ведь иначе придётся учить языки местных народов!) - мне кажется, что говорить и писать об этом всё равно нужно. Кто знает, может и вправду капля камень точит.
Благодарю за внимание, ещё раз приношу извинения за отнятое время и тяжёлую тему.
С уважением - Братислав.
Братислав Либертус Прозаик 11.09.2016 14:16 Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод 12.09.2016 11:53 Заявить о нарушении
Уважаемые господа, поскольку мы с Вами резвимся на "национальном сайте" Российской федерации, то, честно сказать, я ощущаю некую неловкость: то, что между собою решили Либертус, Рахлин и Аксельрод, лучше бы осознать самомтоятельно ивановым-петровым-сидоровым. В своё время весьма неглупый Ульянов-Ленин резко осуждал великодержавный российский шовинизм, - даже более резко, нежели национализм малых и подчинённых наций... Мне довелось в начале Великой Отечественной войны, ещё в детстве, первоначально попасть в эвакуацию в Еланский район Сталинградской области, село Бабинкино и две-три недели учиться там в местной школе. Почти 100 %% жителей села говорили в семьях на щиром (истинном) украинском языке - неотличимом от того, на каком говорят, скажем, в Миргородском районе Полтавской области. Но учительница, коренная русская волжанка, кричала на учеников: "Вы опять по-хохлацки"! Проблема, поднятая Братиславом Либертусом, была тогда и, полагаю, остаётся... Решение она имеет: достаточно оглянуться на опыт, скажем, многоязыкой Швейцарии... Вообще, крупным нациям надо снисходительно относиться к этническим предпочтениям тех мелких вкраплений, которые имеются в их еациональном "теле". Великодушие их НЕ ОСЛАБИТ, А УКРЕПИТ. Но это надо понимать и разъяснять. У нас в полку, когда я служил действительную, был Ваня Бирюков из Сумской области - он писался русским, но говорил по-украински: "Ось послухай, ось я тобі скажу..." По-украински "ось" - это указательное местоимение "вот". Но русаки воспринимали это слово как название палки, соединяющей колёса, т. е. то, что по-украински "вісь", а Ваню так и назвали: "Ось": он был длинный, как настоящая ось... Конечно, насмешки мешали душевному комфорту этого человека. Но такие истории бесконечны, как "У попа была собака", пока что российские чиновники не понимают и не хотят понять, что национальное большинство или вообще народ крупный должке быть великодушным к более мелкому... Вот и имеют то, что имеют... И при этом хотят, чтьобы утекшие мозги к ним вернулись. Весьма сомневаюсь в том, что мозги этого захотят... Будьте здоровы!
Феликс Рахлин 12.09.2016 22:53 Заявить о нарушении
Братислав Либертус Прозаик 13.09.2016 20:43 Заявить о нарушении