Агрессивность детей причины и следствия. Психоанал

 Психоаналитический взгляд на проблему.

  Агрессивными люди не рождаются, агрессивными они становятся. Как? И почему?
  Анализируя  рисунки «Несуществующего животного» и объяснения детей по поводу характера животных, их  привычек и образа жизни, сталкиваешься с тем, что дети рассказывают «сказки». Истории о том, что их животные живут  на островах в пещерах (часто), или в лесу, и в пещерах в лесу (реже), или в замках (еще реже) – на обособленной территории и, как правило, в одиночестве. Они обладают большой и даже огромной силой, размерами и возможностями, вплоть до «волшебных», когда они могут все. Они злы и жестоки, убивают и едят животных, но главным образом, я подчеркиваю это -  людей и даже маленьких детей. Так,  в рассказе одной семилетней девочки, потому что у тех косточки мягкие.
 
  Другие дети рассказывают истории про добрых животных, обитающих в городах или на открытых пространствах, питающихся растениями и делающих добрые дела: спасающих и животных, и людей. Ясно одно - эти истории перекликаются с настоящими сказками, мифами, коллективными фантазиями всех времен и народов, анализируемыми в научной литературе филологами, лингвистами и, конечно, психологами, к примеру, К.Г. Юнгом[1,2].

  Это тот самый глубинный пласт нашей психики, который живет рядом с нами, в нас самих и проявляет себя ежечасно и вечно и в общественных процессах в пространстве мировой души, и в индивидуальных судьбах в  личном пространстве каждого. Эти коллективные фантазии  реальны и живы, как деревья в лесу, которые можно потрогать, понюхать, попробовать их плоды, и влияют на общественное мнение и на индивидуальное сознание.  Дети очень хорошо понимают эти фантазии, умеют их различать и очень тонко чувствуют грань, которая отделяет их от этих фантазий. Они могут легко, пока маленькие,  но не без убеждения со стороны взрослых, причем опосредованного (метафорического), отказываться от них. Вольно или невольно они перешагивают эту грань и на своем личном опыте, своих внутренних переживаниях, ощущают всю «прелесть» метаморфоз, которые происходят в результате этого с ними и с окружающими их людьми. Они видят, как меняются взрослые в результате этих метаморфоз, как те теряются, волнуются, переживают, растрачивают свои силы.  И у части  этих детей появляется искушение, повторять полученный результат вновь и вновь.

  «Не скрипи дверью», - например, говорите вы в ответ на повторное  десятое-двадцатое действие, которое совершает ребенок, внимательно рассматривая вас. Вы спокойны, но ненадолго и, в конце концов, взрываетесь. Ваше эмоциональное состояние стало другим, а, следовательно, и энергетика тоже. Незаметно для самих себя вы стали другими: «на авансцене» стала экспонироваться другая ваша субличность или архетип. Ваше сознательное «Я» кануло в бессознательное и нескоро вы приведете себя «в чувство», если вообще до этого вы осознавали себя  полностью, а не действовали под влиянием очередного настроения или не выполняли очередной пункт плана намеченных работ.

  Это те самые манипуляции, которые изменяют энергетику людей, вызывая не только неприятные ощущения и дискомфорт, но и болезни и даже смерть, порождая безотчетный страх перед миром бессознательного, мистическим, темным, населенным ведьмами и колдунами – нечистой силой, когда-то мифической, а сейчас все более и более открывающейся взору цивилизованных людей, рациональных и образованных. Тем миром, который для, так называемых,  «диких» народов более реален, чем тот, который придуман научными объяснениями цивилизованных народов, спрятавшихся от него за ними, как страус, зарывающий голову в песок. Тот остается совершенно неприкрытым и легкодоступным, а потому беспомощным перед своими  врагами, хотя мог бы спокойно убежать от них  или применить для обороны свои лапы, совсем не безобидные.

  Так и цивилизованные народы, спрятавшиеся в каменные джунгли, думают, что оставили тот мир где-то далеко позади, и он не оказывает на них никакого влияния. Их дети, пока еще не отягощенные этими познаниями или не воспринимающие те так легковерно, живут на границе этих двух миров и видят, и чувствуют, как надо поступать, чтобы быть более реальными и в большей безопасности, чем родители.

  Все дети это видят и чувствуют, но не все одинаково реагируют. Одни начинают использовать во благо: и тогда первоклассница рассказывает, как она влияет на настроение своих одноклассников, делая их добрыми и веселыми. Другие начинают использовать во вред: и тогда мальчик, повторяет одну и ту же фразу, вызывающую у другого мальчика из параллельного класса агрессию, за которую ему же и попадает; их агрессия делает окружающих злыми и печальными.  Вступив на путь зла, эти другие  получают огромные дивиденды, манипулируя людьми, как взрослыми, так и детьми, причем, делать они это могут скрытно, тайно и практически безнаказанно. Ведь их   действия носят вполне мирный характер, они  совершенно скрыты от глаз взрослых и совершенно безобидны  на их взгляд. Этих детей отличает отсутствие морали  и то, что они «толкают» окружающих в архетипы, а это и приводит к потере сознательности  и, как результат, к потере энергии.

  Дети, психически смыкаясь с коллективными фантазиями, ассоциируя себя с ними, получают мистическую силу – «мана» [термин К.Г. Юнга, 2] и становятся сильнее (энергетически) взрослых, которые намного больше их и по сравнению с ними просто великаны. Дети приобретают «волшебные» свойства и начинают управлять этими великанами, заставляют их следовать своей воле. Это неоткрытая агрессия, опосредованная, но именно она порождает ту безнаказанность, и именно тем и страшна, которая впоследствии деформирует личность, делая из нее, «волка в овечьей шкуре».

  Но, если дети, хоть как-то могут защищаться от нападок этих манипуляторов, то взрослые нет, так как, подчеркнуто выше, они их не видят. И даже тогда, когда результат этих манипуляций  проявляет себя совсем открыто, взрослые уже «подготовлены» манипуляторами и начинают выступать на их стороне, объясняя их агрессию, чем угодно, но только не преднамеренным злом.

  Конечно, «добрые» защищаются и иногда очень успешно, но перевес сил еще пока на стороне «злых», а взрослые, к сожалению, еще слишком  далеки, в большинстве своем, от понимания детей, что говорит только о той огромной пропасти, которая лежит между этими взрослыми и их представлениями о самих себе [3].

  Итак, одни - добрые,  другие - злые. Но как те, так и другие заблуждаются, теряя свое индивидуальное сознание и приобретая черты коллективные, маски (персоны) и чем сильнее они смыкаются с ними, тем больше удаляются от самих себя, следовательно, проявляют не свои качества и черты, а коллективные - в угоду обществу и тем коллективным процессам, которые в нем идут.

  Отвечая на вопрос: «Как?», я уже приблизился к ответу на вопрос: «Почему?».
 
  Ребенка постоянно сопровождает страх, страх потери своего внутреннего "Я", так как ему не дают развивать его, а принуждают бессознательно делать не то, что надо ему, а то, что надо маме, папе, бабушкам, дедушкам, воспитателям и учителям, всем взрослым. Конечно, иногда те угадывают, иногда идут навстречу ребенку, но это иногда.   Ребенок пытается объяснить свои поступки и желания, но его не слышат, так как объяснять он еще не умеет: сначала не умеет говорить, потом нет нужных слов, эмоций – энергии, а значит силы убеждения, нет аргументов и фактов, чтобы поколебать ум - паттерны взрослого, его «знание» жизни. И когда ребенок  говорит, например, что не пойдет по той стороне дороги, по которой ему предлагают идти родители или наотрез отказывается делать что-то сейчас же, то взрослые обычно поступают рационально и волокут несчастного малыша, упирающегося и ревущего, или поддадут ему как следует, чтобы оставил свои капризы.

  И вы, и я были этими родителями или свидетелями  подобных ситуаций. Далее следуют события и иногда очень неприятные, которых можно было бы избежать, если бы родители остановились и призадумались, а почему же ребенок так отчаянно сопротивляется и не послушать ли его. Как остановился когда-то Пушкин А.С., увидев на дороге зайца,  и повернул обратно, не попав, тем самым, к декабристам на Сенатскую площадь и не разделив потом с ними их участь. Остановить таких родителей может только болезнь, катастрофы или крупные неприятности на работе. Но все это ими, в большинстве своем, не связывается с влиянием потусторонних сил,  и, уж тем более, не задумываются они, что их «несмышленыш», «бессознательный» и еще совсем «глупый» что-то может об этом знать и указывать взрослому дорогу.

  Давайте попробуем проследить, что же происходит с ребенком, начиная с младенческого возраста и кончая взрослым состоянием его «Я».

  Всем нам, так или иначе, известно, что маленький ребенок может беспричинно плакать и не только тогда, когда у него болит живот или режутся зубы. Но причина есть, хотя знают о ней немногие. Он плачет, потеряв ощущения своего  внутреннего «Я», но сам он совершенно беспомощен и в его поисках помогают ему взрослые, которые берут его на руки. Своими действиями наугад они возвращают ему эти  ощущения. Но не у всех на руках он может успокоиться, а только у некоторых. И не все действия взрослых приводят к этому. Именно потому, иногда, ребенка очень сложно успокоить. Мы ориентируемся на его крик, плач, мимику, но и он ориентируется на нашу мимику и наше актуальное состояние и может иногда отворачиваться даже от близких родственников.

  Став постарше и, начав ползать, ходить, а уж тем более, вербально выражать свои желания, он может сам себя обезопасить и успокоить, выбирая объект. Это может быть игрушка, еда, одежда, человек, на руках которого или после слов которого, он может успокоиться, почувствовав свое «Я». Но пока маленький, ребенок прибегает к родным, чувствуя в них свою защиту. Поэтому он может кричать, не отпуская от себя мать или отца, если кто-то из них куда-то уходит или уезжает. Ведь их уход вызывает потерю его собственного «Я», и ребенок испытывает  страх смерти, который фиксируется нами, взрослыми, только тогда, когда ребенок получает возможность говорить,  потом, уже опосредованно, проявляющийся в страхе смерти его родителей. Ведь родители могут умереть, и умрет собственное «Я» ребенка - уйдет в небытие и дети это прекрасно осознают.
 
  Вторая волна такого смертельного страха возникает у детей тогда, когда мы начинаем их социализировать, т.е. когда они погружаются в коллективное «Я». Это садик, это широкие (расширяющиеся) контакты с обществом: улица, гости, поездки в другой город.  Этот страх вызывается тоже потерей индивидуального «Я». Как они себя могут обезопасить? Опять всем тем же, что хоть как-то «якорит» их «Я»: вещи, и они до дыр могут носить что-то одно, игрушки, и они с ними не хотят расставаться и практически все первоклассники и частично второ - и третьеклассники тащат (сознательно!) с собой в школу игрушки. Это друзья или подружки, которые хотя бы периодически удерживают «на поверхности» их «Я».

  Чем же важны эти игрушки, еда, одежда, друзья и т.д.? Здесь мы вступаем в мир мистический, в котором есть свои причины и следствия,  пока еще только угадываемые нами. Но они подсказывают, что каждая вещь, вид еды, человек имеют свою энергетику и влияют на энергетическое состояние человека, входящего с ними в контакт, порождая силу и веру или бессилие и безверие. Но косвенно мы получаем подтверждение этому и в действии на нашу веру религиозных святынь и  государственных символов.  Именно поэтому и мы,  взрослые, повторяем свои ритуалы, хоть раз принесшие нам какую-то удачу. И применяем их для того, чтобы, например, выиграла наша сборная по футболу.

  Мы, взрослые, не задумываемся о том, что это наша детская «изнанка» и мыслит иррационально, и поступает также. Но для детей этот мир открыт гораздо больше. И все, что приводит к сознательному состоянию внутреннего «Я», ребенок отбирает, и оно вызывает у него спокойствие, а все, что мешает этому состоянию, вызывает беспокойство и тревогу.       

  Итак, страх смерти - вот основной витальный страх, который движет детьми, и обусловливает все их поведение. И что делать ребенку, если у него отбирают ту самую игрушку, снимают ту самую одежду или, наоборот, не дают ее одеть, или  не дают играть с другом, подружкой? Или не делают, а чаще всего просьбы ребенка носят иррациональный характер и воспринимаются как неадекватные, ничего из того, что он просит. Он ведет себя агрессивно, начиная с обиды, а обида - это скрытая агрессия и, кончая агрессией открытой – нападением на того, кто лишает его собственной защиты.

  Агрессия может быть вербальной: крик, рев, слова обиды  или выражаться действиями, в зависимости от того, на кого направлена. Отсюда детское непослушание, многочисленные «капризы» детей, многочисленные драчки из-за игрушек, личных шкафчиков в яслях, садике. Но, все-таки, в этом возрасте им гораздо больше прощается. И дети имеют возможность, хотя бы периодически, жить на границе двух миров, а значит, в большем соответствии с самими собой и с реальностью.

  Но при переходе в школу к ним, сразу же, начинают предъявлять такие требования, которые часто им непосильны. И нередко дети слышат от родителей: «Все, детство закончилось». Это означает только одно - им не будут давать возможность «посещать» иррациональный мир. Что это значит для ребенка? То, что теперь он будет развиваться не в соответствии со своими внутренними потребностями - личностными, т.е.  развивать свою самость, а будет выполнять программу субличностей своих родителей. И потом родителям, бабушкам, дедушкам остается только удивляться, почему это их ребенок так часто болеет? Почему не хочет учиться?
 
  А что же происходит в школе? Детей опять никто не слушает: идет односторонняя связь на уроках и никто не спрашивает, а как они себя чувствуют, что думают. А когда они все же, пытаются что-то свое сказать - их не слушают. Ученик в классе начинает свой ответ, и учительница его тут же поправляет: «Я думаю», - вот так, по ее мнению, надо начинать ответ. И тридцать «я думаю» начинают порождать одни и те же мысли и ощущения. К этому добавьте еще догматические основы знаний, не способствующие творческому самостоятельному мышлению, культуру коллективного общения и групповые процессы, которые естественным путем, стирают индивидуальные различия. В итоге,  к 4-му, 5-ому классам процесс «огрупповления» почти завершается, и дети теряют свои индивидуальности.

  Как раз в этом возрасте, Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной  [4, с.43] со ссылкой на др.,  отмечается страх детей в возрасте от 7 до 11 лет: «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Дети продолжают «бороться» за свою индивидуальность, используя все те же приемы, но уже практически бессознательно, кроме отдельных личностей – лидеров. И, уж окончательно, маски прирастают в подростковом возрасте, что мы, психологи и диагностируем, как акцентуации черт их характера.  И потом, учителя в старших классах, на уроках литературы, где, все-таки, дозволяется хоть что-то говорить, констатируют: «Наши дети не умеют говорить и не умеют думать».  А, если все же они  пытаются рассказывать на своем языке, то им говорят, чтобы   отвечали  литературным языком. А кто на нем говорит из нас взрослых? А все ли педагоги - филологи говорят на этом языке? А зачем нам всем говорить одинаково?

  Поэтому часто бывают сорванными уроки, агрессия против одноклассников, учителей, школы вообще, и некоторые дети не могут высидеть весь урок – уходят из класса. Это, конечно же, диагностируется как агрессия. Но это агрессия защитного характера. Человек защищает свое сознательное индивидуальное «Я», если буквально, он защищает свою жизнь.

  Но есть агрессия, направленная не на защиту, а на достижение корыстных целей,  земных благ: власти, вещей, денег  любой ценой и на сохранение этих благ, приумножение их. Так поступают те, «злые», у которых ведет себя так тоже «я», только та часть его, которая представлена сколком коллективного бессознательного: архетипом. И поскольку, эта маска притирается и, рано или поздно, становится «я», запутывая сознательное «Я» внушением, блокируя его коллективными эмоциями, обладающими колоссальной энергией, личности предстоит долгий путь разбирательств и выведение этого врага «наружу».
Врага, ворующего у истинного «Я» саму жизнь с целями и задачами, реализация которых, сделала бы эту жизнь полноценной, настоящей и максимально полезной и для самой личности, и для общества.

  А во взрослой жизни отмеченные закономерности приводят к «профессиональной» стратификации людей. «Добрые» люди зарабатывают вещи и деньги, а «злые» - их отбирают или воруют. И совершают при этом самые страшные преступления. Воруют  не только вещи и деньги, но и слова, мысли, жесты и поступки, подражая людям, становясь их «психическими клонами» и лишая, тем самым, тех собственной индивидуальности, запутывая их. 

  Как одни, так и другие, в большинстве своем,  живут «под чужим именем», занимаясь психическим плагиатом, но первые делают это бессознательно и находятся в постоянном поиске, совершая действия в рамках общепринятой морали, а вторые - вполне осознанно, если можно назвать осознанным действие архетипа. Но, во всяком случае, изначально они сделали свой выбор в пользу архетипа и, конечно, не сообразуясь с нравственными и моральными требованиями общества.

  Мы сейчас рассматривали взрослую агрессию, но под пристальным вниманием, она оказывается все той же, детской, порождаемой витальным страхом за свое внутреннее «Я».  «За жизнь» приходится, к сожалению, бороться даже добрым людям. И они это делают с тревогой и смертельным страхом до тех пор, пока не осознают, что есть Бог, который заботится о каждом человеке и  о каждой твари. Тогда страх уходит и остается осознание того, что надо жить по заповедям Божьим и с верой в то, что все будет хорошо: Добро обязательно победит Зло.

  Но это же - признание иррационального мира и возможность пользоваться его свойствами, конечно же, во благо: вспомните, девочка делает одноклассников веселыми и добрыми. «Злым» же иррациональный мир тоже доступен и они используют его хитрости и тонкости. Но они  не хотят признавать другое - свою слабость. Они хотят проявлять свою волю, не подчиняться, при этом не получая и «сотой» доли того, что можно получить легко и просто. Когда действует  одна такая личность, то это не представляет большой угрозы для всех. Гораздо хуже, когда такие личности объединяются, а они узнают друг друга (архетипы знают друг друга) и тогда их совместная деятельность оказывает на общество громадное влияние.

  Примером такого объединения может являться, на наш взгляд, орден иезуитов, созданный в 16 веке И. Лойолой в Италии [5]. Свое влияние в течение нескольких десятков лет он распространил на весь мир, в том числе и на Россию. И, хотя Лойола проповедовал идею Бога, поддержку католической  церкви и веры и в устав ордена было заложено, что тот отказывается от всякой собственности и денег, уже изначально, и сам И. Лойола, и его первые ученики и последователи, молча, без деклараций, собирали и собственность, и деньги. Орден имел миллионы в деньгах, тысячи крепостных душ и недвижимость во всех тех странах, где у него были свои представительства.    


  Со словами о Боге на  устах, с мыслями о деньгах и абсолютной власти и с делами, приводящими к гибели людей, архетип «шествует» по миру и по сей день, рядясь в одежды разных орденов и  лож. И точно также, отдельные люди, попавшие под влияние этого архетипа, совершают  преступления против закона и против личности, делая это явно или тайно. Есть и отдельные «последователи» Иисуса Христа: "гробовые", "висарионы" и пр., которые также, прикрываясь именем Бога, преследуют только цель - деньги и власть. Как распознать их? «По делам их», - как   сказано в Библии [6]. Все тайное, рано или поздно, становится явным.

  Поразительно, но факт: в дни религиозных праздников, количество преступлений, драк, в общем, агрессии в США,  по статистическим данным полиции, значительно увеличивается [7]. Архетип мстит? Нет возможности сравнить нашу или чью–то еще подобную статистику с этими данными, приведенными у Л. Берковица, за неимением таковых, но она заставляет задуматься.

  Как далеко мы еще зайдем в своем желании только управлять детьми, а не сотрудничать с ними? Не считаться с их интересами, не учитывать их возможности?  Не спрашивать у них совета, не руководствоваться их пожеланиями? А, ведь, говорим, что устами младенца глаголет истина. Дети говорят о Боге, а мы им не доверяем. Они говорят о Добре и Зле – мы считаем это сказкой. Но, ведь, и Библия призывает: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» [6, гл.18, с.21].
 
Литература.
1. Юнг   К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. - СПб.: Восточно - Европейский Институт Психоанализа, 1994. - 416с. (Библиотека психоаналитической литературы).
2. Юнг   К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного./Пер. с нем.- М.: Канон, 1994.- 320с.- (История психологической мысли в памятниках).
3. Хмыз В.Ф. Реальность и нереальность в практике психологического консультирования. В материалах III-ей Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая поддержка населения». Томск, 2007.- С. 274-284.
4.Лютова   Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. - 190с., ил.
5. Жизнь замечательных людей. Игнатий Лойола: Его жизнь и общественная деятельность. СПб.: «ЛИО Редактор», 1993. - С.291-362.
6. Библия. Книги священного писания ВЕТХОГО и НОВОГО ЗАВЕТА Канонические в Русском Переводе с Параллельными Местами. Объединенные Библейские Общества.
Russion Bible United Bible Societies- 1992-50М-073. -1221с.
7. Берковиц   Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 510с.: ил., портр., табл., диагр.; 22см.- (Секреты психологии).

  2008г.
*Точное название статьи - "Агрессивность детей: причины и следствия. Психоаналитический взгляд на проблему".
  Опубликована в сб. ст. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф. "Современная психология и педагогика: проблемы и решения" № 4(8).Новосибирск: Изд. АНС "СибАК", 2018. С.51-60.


Рецензии
Практически полностью вредная для родителей статья с ошибочными умозрениями, с манипулированием сознанием.

Марина Северчанская   04.01.2022 02:48     Заявить о нарушении
Обоснуйте фактами.

Владимир Хмыз   04.01.2022 12:18   Заявить о нарушении
С самой первой строки. Во-первых, агрессивность - это один из основных витальных инстинктов, то есть, это врожденное качество поведения для выживаемости. Относится к области бессознательных процессов, определяющих мотивацию. Поэтому - с ним РОЖДАЮТСЯ все живые организмы. На агрессивность, как и на самость, воздействует гормон тестостерон. Продолжение рода и агрессивность - это взаимосвязанные инстинкты. Подавление их вызывает вырождение вида.
Другое дело, что еще есть высший познавательный инстинкт, который обеспечивает человеку самосохранение благодаря качеству его умственной деятельности.

Во-вторых. Человек мыслит образами. Чем больше мыслительных образов, тем развитее мозг, в свою очередь, тем качественнее становятся мыслительные и творческие способности, рождающиеся из так называемых фантазий. Фантазии - это самая ценная аналитическая функция мозга, так как благодаря им человек создает материальные и нематериальные произведения.

Вы пишете, что "Дети очень хорошо понимают эти фантазии, умеют их различать и очень тонко чувствуют грань, которая отделяет их от этих фантазий".
Это - не так, еще больше скажу - полный бред. Потому что в силу недоразвитости мозга дети не способны анализировать свои мыслеобразы и творчески воспроизводить их, у них не развита логика, словарный запас, так как здесь еще участвуют рефлексы, навыки, опыт, кроме инстинктов. Мы всему этому учимся практически всю жизнь. Только к 8 годам ребенок начинает проявлять некоторые формы социализации. Нормально развитые дети до 16-18 лет не способны еще дать названия многим постоянно присутствующим явлениям и предметам в их окружающей среде, не то, чтобы сформулировать свое полуосознанное восприятие этой окружающей действительности, в которой социализация происходит благодаря инстинктам. Дети не умеют разграничивать фантазии от уже усвоенной в практической жизни информации, так как природа фантазий и первичной информации о предметах ЕДИНА. Из фантазий рождается представление о родителях, о себе, о живой и неживой природе, которые благодаря обучению и навыкам, повторяющимся действиям и рационализациям растущий человек потом нарисует. Из фантазий рождается пирамидка из бубликов, робот из конструктора, дворец из кубиков, и пр. Дети учатся себя идентифицировать в окружающей среде благодаря любознательности, поэтому их восприятие самих себя рождается из фантазий, прежде чем становится Личностью. Если происходит иное - ребенок не здоров.

Третье. Вы слишком вольно интерпретируете работы Фрейда.
Только такой инстинкт как агрессия определяет то самое маленькое "я" - вид человек. В человеке всегда два "я": маленькое (самость, животная примитивность, инстинкты) и большое (высший разум, творческая созидательность).
В образном значении, познавательный врожденный инстинкт базируется на личностном отождествлении "Я". У Фрейда достаточно подробно описывается это психологическое различие в понимании Бога. Ребенок всегда находится в состоянии религиозности по отношению к своим родителям, и в целом к роду. Маленькое "я" - человек (самость), и высший разум "Я" - Бог, по подобию которого в процессе совершенствования самость подчинена высшему "Я". С точки зрения психологии, "Я" фундаментально, и при любых изменениях "Я" испытывает угрозу и чувство опасности разрушения фундаментальности, и начинает сопротивляться (запреты). О том же и в Писании говорится: Когда на запрет Бога "Змий-искуситель" уговаривает первых людей действовать согласно своим инстинктам, внимать ему (внутренний голос), а не высшему разуму. Змий - это архетип. Змия и первых людей мы уже видим в животном образе (он и есть "я" - животные инстинкты). Здесь происходит Борьба "я" с высшим "Я". А в роли Змия выступает именно этот "внутренний голос" (вид извивающейся змеи имеют: нейрон, головной мозг, молекула ДНК, кишечник, язык, ухо, кровеносная система, позвоночник, сперматозоид)... Искушение есть - познание, которое растет и дает свои плоды.

И так далее.
Вы сюда воткнули и орден иезуитов, и политику. Как это отвечает теме "Агрессивность детей причины и следствия..."?
Вы вообще не понимаете детскую психологию и выдумываете не присущие детской психической системе характеристики. Вы не обладаете компетентностью в педагогике и выстраивании межличностной коммуникации.

Марина Северчанская   04.01.2022 15:30   Заявить о нарушении
Про Фрейда, уважаемая я ничего не говорил и, если ссылался, то на Юнга. Я не утверждал, что у детей развито логическое мышление. То, что оно развито у детей слабо, знаю не понаслышке. Каждый год тестирую от сотни детей разных возрастов - работаю в школе педагогом-психологом. Свой материал излагал неоднократно коллегам педагогам-психологам и учителям. Не все соглашались со всеми доводами, что видно и из рецензий здесь на Прозе, но никто, кроме Вас, не обвинял ви некомпетентности. Материал собран на большой выборке детей - более тысячи. Статья прошла рецензию ученого совета и напечатана в сборнике. Смотрите сноску ниже. Если Ваши взгляды противоречат моим, то это еще не значит, что последние ошибочны. Ваша картина мира пестра и мозаична и пока не в состоянии ухватить суть статьи.

Владимир Хмыз   04.01.2022 18:50   Заявить о нарушении
Особенно понравилось: "Ваша картина мира пестра и мозаична и пока не в состоянии ухватить суть статьи." А что Вы можете возразить на мои доводы по существу?

Я ведь сразу написала, что статья ваша вредная для родителей, с ошибочными умозрениями, с манипулированием сознанием. Вы реализуете зомбо-политику от лица вашей организации.

Тем более, что Вы не способны объясниться достойно и своими мыслями.
Родителям нужно тщательнее разбираться в тех, кому они доверяют своих детей.

Марина Северчанская   04.01.2022 22:49   Заявить о нарушении
Ваши доводы исходят из вашей картины мира и я об этом уже написал. Менять ее я не собираюсь. Мне было интересно их узнать. Теперь знаю.

Владимир Хмыз   05.01.2022 07:23   Заявить о нарушении
Можно было бы обсудить взгляды и мои, ваши при встрече, я так нет желания. Вот только делать далеко идущие выводы по компетентности другого человека заочно не стоит.

Владимир Хмыз   05.01.2022 07:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.