Про академиков И. Виноградова и Л. Фаддеева

...Странно складывались отношения между покойным Виноградовым и Фаддеевым.

Последнего Виноградов с 1974 года считал своим единственным научным наследником и беспримерным лидером в борьбе против советских математиков еврейского происхождения (Виноградов был известен своими антисемитскими взглядами). О причине сближения этих двух известных ученых я узнал в Варшаве от одного из членов делегации, ленинградского математика.

Еще в 1952 году, когда Институт математики им. Стеклова располагался в девятнадцатом номере на Большой Калужской улице, к Виноградову явился совсем еще молодой человек в военной форме советского моряка и попросил аудиенции. И эта аудиенция действительно состоялась. Войдя в назначенное время в кабинет директора и увидев за столом усталого пожилого человека, моряк прямо направился к нему и с тихим возгласом «папа, папа...» обнял его. Виноградов сначала смешался, но скоро пришел в себя и высвободился из объятий моряка.

— Кто вы, молодой человек?
— Я ваш сын, папа.
— То есть как сын, откуда, каким образом?
— Папа, неужели вы не помните Машу Машкову, мою мать?
Виноградов немного подумал и взволнованно сказал:
— Маша, Маша Машкова? Как же, помню, но, насколько мне известно, у нее не было детей.
— Как же не было, папа! Разве в 1933 году моя мать не поделилась с вами своей радостью, когда сообщила вам «Ваня, я беременна от тебя»?
— Погодите, погодите! Тогда она вправду сказала эти слова, но меня убедили в том, что она все выдумала с целью выйти за меня замуж.
— Я все знаю от матери. Ваши сестры Надежда и Августа приняли все меры к тому, чтобы разлучить вас с ней. А моя мать была самолюбивой женщиной, она предпочла лучше расстаться с вами, чем избавиться от меня. Я родился в мае 1934 года вдали от Ленинграда. Вы об этом ничего не знали, папа?
— Это не может быть правдой. Существует ли кто-нибудь, кто мог бы подтвердить сказанное вами?
— Я — Аскольд Иванович Виноградов. Разве этого недостаточно?
— Виноградовых в России много. Я постараюсь навести справки, а сейчас, Аскольд, давайте закончим этот разговор.
— Папа! Я ничего не хочу от вас. Меня с детства увлекла ваша специальность — теория чисел. Я успешно окончил школу, но вместо университета оказался в мореходном училище.
— А почему мать вам не помогла?
— Мама скончалась в Ленинграде во время блокады, а я вырос в детском доме, как сирота. Я знал, что мой отец большой ученый, но из самолюбия, которое, по-видимому, унаследовал от вас, решил не являться к вам.
— А почему же пришли сейчас?
— Меня нашли подруги моей матери и посоветовали придти к вам.
— Не назовете ли имен этих подруг?
— Как же! Во-первых, Вера. В этом деле, прежде всего, принимала участие Вера Фаддеева, старший научный сотрудник ленинградского отделения вашего института, подруга юности моей матери.

При этом имени Виноградов изменился в лице. Он от души ненавидел Веру Фаддееву, супругу Д. Фаддеева, которая всегда самоотверженно защищала математиков-евреев.

— Чего же вы хотите от меня, молодой человек?
— Ровно ничего. Если возможно, пусть ваши сотрудники составят для меня индивидуальную программу по математике для поступления в высшее учебное заведение.
— Если у вас есть соответствующие способности, то я приветствую ваше желание, независимо от того, являюсь я вашим отцом или нет.

Виноградов немедленно вызвал к себе исполняющего обязанности ученого секретаря института Бороздина и попросил его:

— Константин Васильевич, поговорите с этим молодым человеком, познакомьте его с сотрудниками моего отдела Коробовым и Постниковым, чтобы они выяснили, будет ли целесообразно зачислить его по его индивидуальному плану студентом в московский или ленинградский университет.

После этого он повернулся к моряку:

— Аскольд! Идите с Константином Васильевичем Бороздиным и сделайте все, что он сочтет нужным.

На этом разговор между Иваном и Аскольдом Виноградовыми закончился.
Появление А. И. Виноградова перевернуло жизнь И. М. Виноградова. Этот спокойный, сдержанный и полностью лишенный всяких эмоций человек замкнулся в себе. Он усиленно старался припомнить все детали своей жизни в течение 1932 — 1933 года.

Не имевший семьи И. М. Виноградов всегда, когда хотел отвлечься от науки, старался, особенно летом, уехать куда-нибудь подальше от Москвы и проводить время «инкогнито». Так случилось и летом 1932 года. Он решил провести месяц в Домбае, недалеко от Эльбруса. Об этом знал только Б. Делоне. Последний рассказал об этом Вере, невесте его сослуживца Д. Фаддеева.

В середине июля 1933 года Виноградов с рюкзаком за плечами подошел к дощатому туристическому дому в Домбае. О том, кто он такой, он сообщил только директору, для того, чтобы с ним обращались почтительно. Через несколько дней во время прогулки в горах ему повстречалась привлекательная светловолосая молодая девушка, скакавшая по горным тропинкам, как лань.

— По-моему, я сбилась с дороги. Не скажете ли, товарищ прохожий, в каком направлении отсюда Домбай?
— Конечно, скажу. Через час и я должен отправляться в Домбай.
— Нельзя ли и мне пойти с вами?
— Такую спутницу как вы, наверное, нескоро найдешь. Мы, кстати, могли бы прогуляться вместе.
— О, как хорошо, что я имею возможность прогуляться с вами.

Так началось знакомство Виноградова и Маши Машковой, которое продолжилось и в Ленинграде. Оказалось, что у них есть общая знакомая в лице Веры...
В конце лета 1933 года Маша призналась Виноградову, что забеременела и боится сообщить об этом родителям и близким родственникам, опасаясь их гнева. Это известие заставило Виноградова задуматься. Он не хотел покидать Машу в таком положении.

— Как же нам быть, Маша?
— Откуда мне знать! Я очень хочу ребенка, но разве это возможно, ведь я не замужем, Ваня!
— Вы, наверное, имеете в виду брак, Маша?
— Что вы, я еще так молода, мне не время думать о замужестве!
— Я посовещаюсь с сестрами, может быть, мы и поженимся, Маша. Как вы думаете, это, пожалуй, выход из создавшегося положения?
— Я об этом даже не думала, Ваня. Вы большой человек, разве вам подходит такая простая девушка как я?
— При чем тут, подходит или нет. Главное, чтобы мы любили друг друга, Маша.
— Не знаю. Вашим сестрам я, наверное, придусь не по нраву. Они, возможно, даже не захотят разговаривать с такой необразованной девушкой.

Виноградов, уверенный в том, что Маша беременна от него, решил поговорить с сестрами насчет женитьбы. Сестры с недоверием отнеслись к тому, что рассказал им брат. Они подумали, что какая-то нахальная девка хочет прибрать к рукам их Ваню. Виноградов тщетно пытался уговорить сестер согласиться на этот брак.

Прошло время. Виноградов вместе с Институтом математики им. В.А. Стеклова перебрался в Москву, и с тех пор Машу больше не видел.

В начале войны скончалась младшая сестра Виноградова Августа. Институт математики им. В.А. Стеклова был эвакуирован в Казань вместе с его ленинградским отделом. Там же оказалась и семья Фаддеевых с маленьким Людвигом.

— Иван Матвеевич! Наверное, у вас был бы сын возраста Людвига, если бы вы женились тогда на Маше, — сказала как-то Вера Фаддеева Виноградову.
— Как, разве вам что-нибудь известно о Маше?
— Маша, насколько мне известно, осталась в осажденном Ленинграде. Если вам это интересно, я могу узнать о ее местонахождении.
— Нет, сейчас это уже не имеет смысла, Вера Николаевна.
После этого разговора Вера в присутствии Виноградова больше не заикалась о Маше.
Летом 1974 года умерла старшая сестра Виноградова Надежда. Теперь он остался совсем один. Именно тогда Фаддеева еще раз завела с Виноградовым разговор о Маше Машковой.
— Иван Матвеевич, говорят, что ваш сын Аскольд Виноградов стал хорошим математиком.
— Какой еще сын? Какой Аскольд? О чем вы говорите, Вера Николаевна?
— Никто не осмеливался сообщить вам, что в 1934 году у Маши родился сын, которого она назвала Аскольдом, потому что знала ваше пристрастие к старинным русским именам. Аскольд ведь сам пришел к вам сказать, что он — ваш сын. Сначала, по-видимому, эта новость вас очень обрадовала, но, вероятно, ваша старшая сестра Надежда сумела убедить вас, что вас и на этот раз обманывают. Иван Матвеевич! Хорошенько присмотритесь к Аскольду, ведь вы очень похожи!

Фаддеева часто говорила об этом с Виноградовым у него дома, когда специально приезжала для встречи с ним из Ленинграда. В конце концов, Иван Матвеевич поверил, что Аскольд — его сын, за что был очень благодарен Фаддеевой. Она познакомила Виноградова и со своим сыном Людвигом.

Виноградов сделал все от него зависящее, чтобы в 1976 году Людвиг стал действительным членом Академии наук СССР. В этом, конечно, была большая заслуга и Аскольда. Виноградов был весьма благодарен Фаддеевым за то, что те помогли ему найти потерянного сына, а в лице Людвига обрести достойного продолжателя его дела. Людвиг в лицо расточал ему похвалы, одобрял его антисемитскую деятельность и уверял, что эту его линию он обязательно продолжит в будущем.

Иван Матвеевич Виноградов скончался, уверенный в искренности слов Людвига Фаддеева. Перед смертью он хотел оставить часть своего имущества Аскольду и часть Людвигу. По какой-то причине сделать это ему не удалось. Как видно, кем-то было составлено "завещание" совершенно другого содержания, якобы выражавшее волю Виноградова.


Рецензии
Читать всю эту чушь про моего отца - Аскольда Ивановича Виноградова, про его родство с Иваном Матвеевичем просто смешно. В своё время мой папа и Иван Мавеевич посмеивались над сплетнями о том, что папа внебрачный сын академика Виноградова. Они считали ниже своего достоинства обращать внимание на глупую болтовню и опровергать эти дурацкие домыслы. Вижу, что зря. Иначе не пришлось бы сейчас читать эту собачью чушь. Их внешнее сходство, по словам моего отца, можно объяснить тем, что мой настоящий дед, отец Аскольда Ивановича, имел происхождение из той же местности, что и академик Виноградов. Они, видимо, приходились друг другу роднёй, хотя никогда не были знакомы. Моя бабушка, матушка Аскольда Ивановича, ни то, что не видела никогда Ивана Матвеевича, а даже никогда о нём не слышала. Мой отец был одним из любимых учеников Ивана Матвеевича, а не внебрачным сыном. Это не более чем дурацкие сказки, длиной в 70 лет. Смешно и противно всё это читать!
Дочь Аскольда Ивановича Виноградова (никак не внучка академика)
Ирина Аскольдовна Иващенко-Виноградова.

Ирина Иващенко 3   13.08.2021 19:48     Заявить о нарушении
Могу сожалеть, сударыня, если эта история вызвала Ваш гнев. А мемуары - они мемуары и есть. Где-то в них доказанные факты, а где-то недоказанные, а то и надуманные.
С другой стороны, во всех наших семьях имеются в шкафах разные скелеты (за редким исключением), и никто из нас точно не знает обо всех деталях жизни наших предков.
В любом случае, "из песни слова не выкинешь", а личные мемуары - не пачка долларов или евро, чтобы всем нравиться.

Андро Бицадзе   05.01.2023 20:20   Заявить о нарушении
Да, кстати, бабушку вашу звали Маша Машкова? Или сие тоже не соответствует действительности?

Андро Бицадзе   06.01.2023 10:28   Заявить о нарушении