Часть 2. Якутия

   Север. Это так говорят, а точнее, территория,  приравненная к районам Крайнего севера. По своим климатическим и природным условиям, расположенный на юге Восточной Сибири, недалеко от притока реки Лены – Алдана. Интересно. В магазинах всё есть: тушёнка, сгущёнка, колбасы, сыры, рыба всякая, красная в том числе. От такого невиданного изобилия продуктов – голова вкруг. Дефицит был только в свежих овощах и фруктах, хотя,  они были иногда, да ещё девчат, т.к. на севере много мужчин и парней, а девчонок меньше. Разместили нас на первых порах,  в санатории – профилактории рудника «Лебединый», так как другого свободного жилья не было.  Основные  работники в нашем детском комбинате были ещё в отпусках, их заменяли женщины без образования, главным образом, жёны разных начальников.  Конечно,  сначала нам было трудно, да ещё за каждый самостоятельный шаг или промах, обязательно пугали словами: "Вот приедет из отпуска Пигасова, она вам даст". Мы не знали,  почему нам должна,  что-то дать Пигасова. Как-то на педсовете, куда нас пригласила заведующая, нам стали предъявлять претензии по поводу работы, я внимательно слушала, а потом высказала  своё мнение, подчеркнув, что не мешало бы им заслушать молодых специалистов и узнать, что нового в настоящее время наработано в методике и педагогике дошкольного образования. "Хорошо бы обменяться мнениями и информацией, а то без конца пугаете нас своей Пигасовой.  Она у вас, что -  большой специалист?" – спросила  я. С моей стороны это выглядело очень дерзко и вызывающе, но  как было нам избавиться от различного рода придирок и замечаний. « Мы тоже не лыком шиты и у меня диплом с отличием», - думала я. Задача работников детского комбината стояла в том, чтобы создать нам невыносимые условия, для того, чтобы мы не выдержали и быстрее уехали восвояси. Об этом мы узнали позже, но на тот момент мы довольно стойко переносили все трудности.
  В посёлке информация о нас разнеслась моментально и, когда мы пошли в кино, к нам стали подходить молодые люди, напрашиваясь на знакомство. В доме культуры шёл старый фильм "Истребители", я его помнила наизусть, но делать-то нам было нечего, да и в свет надо выходить когда-нибудь. К нашему большому удивлению билетов нам не досталось, они были проданы заранее, предложили нам контрамарки, только, чтобы пройти в зал. Мы решили их взять, надеясь, что найдём свободное местечко, но, увы, местечка не нашлось. Пришлось  смотреть фильм стоя, да ещё обзор закрывали те зрители, которые стояли впереди. Такой ситуации мы не ожидали: выходило так, что билеты надо покупать заранее, а мы-то думали, что в посёлке для нас всегда найдётся местечко сразу, ошиблись. Молодёжи в посёлке было много, люди всё интересные, весёлые, гостеприимные. В тёмном кинозале к нам подошли какие-то парни и настойчиво стали напрашиваться на знакомство. Как могли, мы оборонялись, но после киносеанса они подошли к нам на улице и продолжили. В конце-концов мы сдались. Наших новых знакомых звали: Миша Суббота и Алексей Хаов. Оба отслужили в армии и работали на шахте. После долгих разговоров они уговорили нас сходить в небольшой поход, в сопки. Походы я любила, да и делать в выходной нечего, мы согласились.
 Наступило воскресенье, а мы не готовы к походу. Взять с собой нечего, нет рюкзака, явно мероприятие надо отменять, но зашёл Миша и сказал: "Девчата, не беспокойтесь, у нас всё есть" и мы отправились впятером.
 Посёлок Лебединый находился между сопок в ложбине, в шести километрах от Алдана, столицы золотодобытчиков, но не на берегу реки Алдан и это один минус в этом далёком месте, куда нас забросила судьба. Дошли довольно быстро, но без привычки немного устали. Парни присмотрели хорошенькое местечко и стали разводить костёр. Получалось это у них очень быстро и ловко. Вот уже чайник кипит, готовятся бутерброды с колбасой и тушёнкой, конфеты к чаю. Да, молодцы ребята, как они узнали, что у нас ничего нет и, что мы не готовы к походу. Хорошо, красиво и спокойно. Мы смотрели на костёр, пили чай, а мне вспомнилась песня "Костёр на снегу". Фантастика - это происходило с нами и это не песня, а настоящая жизнь. Подкрепившись, мы решили пострелять из ружья, его с собой взял Хаов. Я никогда не стреляла из двустволки, ребята уговорили стрельнуть, проведя небольшой инструктаж. Я сделала всё, как они сказали, но после выстрела села в сугроб. Все засмеялись. Я поднялась с помощью молодых людей и попросила ещё выстрел. На этот раз, я не упала. Стрелять из духового оружия мне приходилось и нравилось , теперь я познакомилась и с двустволкой. День удался, прогулка была великолепная, мы отдохнули.
 В своём рассказе я забежала вперёд и начала с костра на снегу, но, когда мы приехали, снега  ещё не было. Он выпал четвёртого сентября неожиданно для нас. Он не растаял, как бывало у нас в центре России, его много, вот так сразу   наступила зима. «Как так, а осени не будет?» - спрашивали мы у старожилов, а они, смеясь, отвечали: «Здесь двенадцать месяцев зима, а остальное – лето».
  К этому времени приехали все, кто был в отпусках, приехала и Пигасова, только она с нами даже не общалась, не то, чтобы, что-то нам дать. Заведующая детским комбинатом, Мария Герасимовна как-то вызвала меня в кабинет и предложила перейти  на должность музыкального руководителя, так как я играла на баяне. Это она сделала не из-за того, что не было музыкального работника, нужно было освободить кому-то место, я согласилась. Вскоре  мне купили баян и группы в саду разделили, мне дали три, а Людмиле Александровне, нашему музыкальному работнику, четыре. Людмила играла на пианино и училась заочно в педучилище, на музыкальном отделении. Надо думать, что все опытные, старые воспитатели остались с Людмилой, а мне дали моих коллег и Галину Пономарёву, женщину двадцати восьми лет с дочкой на руках, довольно известную в мужском обществе.  Пришло руководство из детских яслей, попросили меня на полставки работать у них, я стала работать на полторы ставки.  Сначала таскала с собой баян, а потом  купили в ясли свой, мне стало легче. На работу к нам стали приходить то секретарь комсомольской организации, то директор ДК, то художественный руководитель Семён Семёнович. Всем им, что-то от нас было нужно. Особенно они уговаривали нас участвовать в художественной самодеятельности. Как-то, от нечего делать, мы пошли на занятия, но вместо занятий в аудитории проходило какое-то собрание, мы не стали ждать его окончания и ушли. Через какое-то время делегация пришла снова,  мы ответили, что приходили в назначенный час, но нас даже не встретили. Худрук нас заверил, что такого больше не повторится.
    Всё понемногу стало налаживаться, кроме, жилья. Да, после проживания в профилактории, а жили мы там целый месяц, решено нас было переселить в дом, около автостанции. Там был когда-то милицейский участок , состоящий из трёх помещений, которые на данное время были отданы для проживания одной семье с ребёнком, пустой оставалась лишь малюсенькая комната, там  размещалась камера предварительного заключения т.е. КПЗ. Вот в неё-то нас и поместили. Вспоминать это и смешно и грустно. Вот так нас , молодых специалистов посадили в КПЗ и отсидели мы там месяца три. Поставить в комнату  с трудом мы смогли только две кровати, а вот для прохода к ним места не оставалось. Войдя в неё, приходилось сразу влезать на кровать и сидеть. Спали на двух кроватях втроём. Туалета поблизости тоже не было,  ходить надо было далеко, да еще  нас туда не очень-то  пускали.  Утром спешили на работу, только там можно было сходить в туалет и умыться. Сейчас нас бы никто не понял, расскажи всё это. Вот так жили мы, пока не представился случай: нас попросила домовничать  Мария Герасимовна, она собиралась в отпуск, а отпуск в Сибири большой, целых полгода.
  В коллективе нас приняли. Мы стали получать приличную зарплату: у меня вышло 166 рублей в месяц – это было здорово. Как-то с девчонками мы ездили в Алдан.  Я купила с первой получки одеяло шерстяное в ромашках, братишкам своим Славе с Юрой по костюму спортивному шерстяному, папе купила жилет меховой – мех внутри, а снаружи замша. Что-то ещё и собрала посылку домой. С мамой мы переписывались часто. Да, раньше всегда так ждали писем, а особенно большая потребность в них, когда ты далеко от дома, почтовый ящик проверяешь несколько раз на дню.
 Мы стали участниками художественной самодеятельности, о нас узнали в посёлке и не давали прохода. Идём из Д/К, а вслед кричат:  Лена!  Все хотят проводить, поговорить, познакомиться, просто беда. На первое занятие танцевального кружка пришло пять человек. Сначала было неуютно, все скованы, но вскоре раскрепостились,  стали общаться и разучивать разные танцевальные движения. Семёныч попросил меня выполнить несколько  и остался мною доволен. К тому времени, танцами я занималась лет восемь. До этих событий мне не давали покоя нянечки:  «Сходили бы вы, Елена Николаевна,  на занятия танцевального кружка. Там пришёл такой парень, за ним уже Пономариха бегает, познакомились бы». Ну, всем до нас есть дело. Я говорю: «Вот пусть Пономариха,  и бегает, а я не буду». На танцевальном было довольно интересно, учили новые движения к танцам, но не хватало парней. Директор Д/К сказал, что у него скоро приедет сын, а Семёныч сказал, что у него есть парень, только он не стал ходить, потому, что не было пары, обещал с ним поговорить и постараться вернуть назад, так как в коллектив пришли новенькие девчонки. Значит,  Семёныч имел в виду этого парня, про которого мне все уши прожужжали  в детсаду.
 Прихожу  на занятия, наверное, раз четвёртый или пятый, пришла пораньше. Стою, причёсываюсь, а сзади к зеркалу подходит какой-то парень незнакомый и начинает меня беспардонно так разглядывать. Наглец, подумала я. Всем видом я ему это показала, а он не отстаёт. Я что-то ему сказала, но бесполезно. Стали приходить остальные участники  кружка, пришёл, наконец, и Семёныч. Он сказал, что пришёл ещё участник  и указал на того парня. Мы стали разучивать новые движения, повторять ранее выученные, а этот  новенький, не запомнила, как его зовут, снова смотрит нагло на мои ноги, как я делаю танцевальные движения, да ещё с Семёнычем что-то обсуждает. Занятие закончилось, я стала звонить своим девчонкам, что купила им билеты в кино и, чтобы они быстрее приходили. Рядом стоит и слушает всё тот же новый участник. Девчата успели, мы пошли в зал, уселись на свои места, слышу, меня кто-то окликает. Оглянулась, а это всё он. На протяжении всего фильма он мне не давал покоя, т.к. сидел сзади. Представьте себе, после фильма он пошёл рядом с нами. Я сказала, что провожатых нам не надо, что у меня уже есть парень, но он и не подумал отойти, так и дошёл до нашего дома.
 В нашем распоряжении теперь был отдельно стоящий дом, с прихожей-кухней, спальней и залом. Топить надо было печь-плиту и,  ещё Мария Герасимовна наказала держать в порядке печку и подбеливать по мере её загрязнения или образования трещин.  Галя Смирнова и Лида Макарова расположились в зале, а мне выделили спальню. Дом наша хозяйка содержала в полном порядке, хотя уже довольно давно жила одна (её муж умер). Наше внимание привлекала лежащая на полу, возле дивана большая медвежья шкура. Мария Герасимовна поведала нам, что этого медведя добыл её покойный муж, он был настоящий охотник и это тетерь память о нём, закончила рассказ она.
    Дети в детсаду меня очень полюбили и буквально бегали за мной гурьбой, а уж здоровались со мной  даже по нескольку раз на день.
  В одно из воскресений пошли мы с девчатами на танцы.  Пришли  пораньше, стали танцевать, народ очень медленно, но всё-таки стал подходить и, в конце-концов, собралось много молодёжи. Мы танцевали,  к нам привязался какой-то противный тип. Нам уже расхотелось танцевать, так как он никак не отвязывался, хотя мы его об этом очень культурно просили. Вмешался Семёныч. Он что-то сказал этому парню и тот от нас отошёл. Мы с облегчением вздохнули. Меня пригласил парень и стал что-то рассказывать, но я не расположена была к диалогу. Он мне признавался в любви, рассказывал о нас всё, что узнал от кого-то из наших сослуживцев. Когда мы с девчонками пошли домой, этот парень пошёл рядом со мной, но я не восприняла его, отворачивалась демонстративно и он отстал. Как потом я узнала, это был Юра Качанов. Хороший парень, самбист, работал после службы в армии  токарем на шахте. На следующий раз так же на танцах пригласил меня уже этот, наш новый участник танцевального кружка. Потанцевали. Он нас пошёл провожать и вот на третий раз нашей встречи, он предложил мне выйти за него замуж. Вот так дела. Такого поворота я совсем не ожидала. Пришёл он как-то  к нам домой, ему открыла Лида, она ждала своего ухажёра, а мы с Галиной никого не ждали, но  этот молодой человек пришёл ко мне за помощью. Ему, как он сказал, надо было помочь написать контрольную работу по обществоведению, т.к. он учился заочно в геологическом техникуме, в Алдане. Конечно, это был предлог для того, чтобы прийти к нам в гости для дальнейшего знакомства.
В этот день мы получили почту. Мне прислал письмо мой знакомый с теплохода Алексей Фаворов. Он очень просил меня, как только мы устроимся, написать ему адрес. Я отослала ему только адрес, а он мне написал письмо, в котором, кроме того, что связано с его прибытием в Тикси, делал мне предложение и просил узнать, как у нас с работой, что он приедет, как только получит от меня письмо. Вот за чтением этого письма и застал меня новый знакомый. Он спросил, что я читаю и был очень огорчён, тем, что  я прямо ему сказала о том, что мне предлагают  руку и сердце.
  Всё забываю, что моего знакомого зовут Сергей. Как-то он пригласил меня к себе в гости, рассказал, что у него отец и мать, шесть сестёр и брат. Да, семейка не маленькая. Я не хотела никуда идти, но он очень просил и в конце-концов я пошла к нему в гости.  Жили они тогда в помещении при пожарной части, так как отец Сергея был её начальником. В их распоряжении была большая комната и спальня. Жильё нормальное обещали дать в скором времени. И вот я в гостях. После знакомства меня пригласили за стол, мы сидели и разговаривали, а потом меня Сергей проводил до дома. При разговоре мама Сергея Анна Прокопьевна рассказала мне, что несколько дней назад сын пришёл и сказал, что не жениться, а ровно через три дня прилетел такой счастливый и сказал, что в Новый год женится. Они сразу не поверили такому быстрому повороту событий. Да, он сделал мне предложение. Я посоветовалась с девчонками, они сказали, что тут раздумывать нечего, такой хороший парень на дороге не валяется. Написала я письмо домой родителям о том, что мне сделал предложение парень , что я прошу их благословения и, что только после их разрешения,  дам ему ответ. Недели через две мне пришёл ответ из дома. Мама писала о том, что мне , вроде бы,  рано ещё замуж и, что не мешало бы получше узнать этого парня.  Я ей написала ответ,  что парень из многодетной семьи, отслужил четыре года в Морфлоте, что учится в техникуме,  работает, а по поводу, что мне рано ещё замуж, то я написала, что ты мама, сама вышла в девятнадцать лет за папу.  На самом деле,  мама была права, я с парнем  знакома всего десять дней, а он  мне предложение делает и, если как просил Сергей,  свадьбу сыграть в Новый год, то получится, что мы будем знакомы всего месяц и десять дней.  Я рассуждала так:  он должен быть хорошим, потому, что из многодетной семьи и, что его не должны плохо воспитать, ну, и всякое такое...
 За две недели до Нового года я получила письмо от своей подруги-сокурсницы, в котором она меня приглашала на свадьбу. Надя Пестрякова родом из Ивановской области,  города Родники. Мы с ней прожили на одной квартире два года, даже спали на одной кровати. Её распределили в Забайкалье, станция Ерофей Павлович. Она очень звала меня поехать вместе, я не согласилась, она со мной тоже не поехала. Итак, мы обе выходим замуж в Новый год, письмо с приглашением на свадьбу я ей отослала тоже. 
 
    Продолжение в гл. "Своё гнёздышко"
 

 


Рецензии
Рад знакомству!
Поздравляю с наступающим Новым годом!
Анатолий..

Анатолий Шишкин   25.12.2020 08:07     Заявить о нарушении
Анатолий, здравствуйте! Рада, что заглянули на страничку. В Казани была разок проездом, говорят, что сейчас особенно она хороша. С наступающими праздниками,
успехов во всём. С уважением Е.Топоркова.

Елена Топоркова   25.12.2020 13:23   Заявить о нарушении