Молочко из одуванчиков

    Тамара Спектор


Моим правнучкам  Николь, Эмили                и их любимому дедушке на память.

Молочко из одуванчиков
   
«Вино из одуванчиков – это пойманное и закупоренное                мудрым и добрым дедушкой в  бутылках лето». Рэй Брэдбери.               
    
Очень давно, ещё в прошлом веке, я прочла повесть Рэя Брэдбери                « Вино из одуванчиков». В ту пору я об этом писателе ничего не знала.  Не знала, что это произведение доброй фантазии из детства самого автора. Читала с нехотой, по привычке дочитывать  книгу до конца. Да и можно понять меня: были трудные пятидесятые годы в России, молодая мама, двое детей, проблемы с продуктами, кормлением, горячей водой, созданием семьи по своим стандартам. И ещё работа, получение второй профессии.                В  общем, сейчас я нашла оправдание своему тогдашнему невежеству. В ту пору «Вино из одуванчиков» показалось мне надуманным и не интересным. Книжка вышла из печати в СССР в 1957 году. С  тех пор прошло больше, чем полвека.  И вот, я снова перечитала Рэя  Брэдбери.   Оказалось, что мой  духовный мир очень изменился, что «Вино из одуванчиков» – это талантливая, добрая, чуткая, назидательная фантазия для любого возраста. На первый взгляд, в ней звучит сказочный мир детей, а глубже – это умное, доброе пособие для их мам и пап, особенно ставших дедушками и бабушками, когда можно дать волю фантазиям чувств, мыслей и действий.                В       букете придуманного дедушкой вина                есть мудрость и доброта старости, а также беззаботность и фантазии детства. У автора есть замечательная фраза: «Детство – это разбитые коленки, ссадины, грязь на одежде, возникающая сама по себе». ( Судя по этим показателям, я не жалуюсь на моё детство). Всё то, за что родители наказывают своих детей, бабушки же и дедушки прощают внукам и, особенно, правнукам. Какое же детство без провинностей? В юности есть свои «грехи», а в старости вообще нет от них  покоя.               
     «Распустились одуванчики. Дети собирали золотистые цветы в мешки, за каждый из которых дедушка платил 10 центов. Одуванчики  высыпались под пресс. Сок прекрасного летнего месяца попадал в глиняные кувшины, затем дедушка давал ему хорошенько перебродить и разливал в бутылки. Каждая бутылка вина словно вмещала в себя один долгий летний день»      ( Рэй Брэдбери).
Так автор сочетал свою необычную фантазию с реальной картинкой воспоминаний детства. Читаешь, а воображение рисует живые сюжеты из собственной жизни.
   Я вспомнила один  из эпизодов детства нашего сына.
     В ту пору мы жили на Урале, где весна, озарённая ярким солнцем, наступает внезапно. Снег под его лучами тает быстро, на проталинах просыпается первая травка, а на залитом солнцем пригорке, где стоял наш новый пятиэтажный дом «молодых специалистов», зацветали одуванчики. Это было очень жёлто, красиво и радостно. Цветы одуванчиков и лучи солнца, как бы тянулись друг к другу, усиливая чувство радости, исходящей от весны.
В один из таких дней я снарядила  моего четырёхлетнего сына на самостоятельную прогулку, нарядив его в новую импортную курточку ярко-оранжевого цвета, на подкладке   в зелёную клетку. Ярко, красиво и очень заметно!
В те годы нужная детям одежда покупалась на вырост. Как правило, в начале  носки вещь была ребёнку велика, а в конце– мала. И только треть времени, когда одежда была уже изрядно поношенная, ребёнок совпадал с размером.


     Очень скоро мой сынишка вернулся домой с большой охапкой одуванчиков, сложенных в красивый «солнечный» букет. Его лицо озаряла счастливая улыбка:                – Мама, мама, посмотри какие красивые цветы я тебе принёс!
– Это одуванчики – уточнила я, боясь нарушить нашу обоюдную радость.
-- Я знаю – продолжал радоваться мой сын, – скоро на них можно будет дуть, и пушинки из одуванчиков полетят   высоко - высоко в небо.               
   Из стеблей одуванчиков обильно текло молочко по новой оранжевой курточке моего малыша. Я знала, что обратив на это его внимание, огорчу сынишку, и радовалась вместе с ним. Но не выдержала: - Посмотри, как молочко из одуванчиков стекает по твоей курточке!
Белое молочко быстро превращалось в некрасивые чёрные пятна.
Цветы мы поставили в вазу, а пятна остались навсегда.
    Мой  сын , оптимист, подумал и нашёл выход из случившегося:                - Зато курточку уже можно не беречь, и пачкать сколько хочешь… А ты, мама, не будешь сердиться на меня.
Пришлось согласиться, так как другого решения придумать я не смогла.
     Я поцеловала и поблагодарила  маленького умника за цветы, а выводы он сделал самостоятельно, и в  дальнейшем  никогда не срывал одуванчики.
А импортную курточку ярко-оранжевого цвета, на подкладке в зелёную клетку, всю в чёрных пятнах  носил долго и с удовольствием (ведь она была куплена на вырост ). Беречь её уже не надо было, а пачкать – сколько детской душе угодно! Так как «грязь на одежде ребёнка, - пишет Рэй Брэдбери, – возникает сама по себе».
 
Июнь 2016г.


Рецензии
Помню, в детстве, я выступил в роли сына, только был внуком. Набрал любимой бабушке букет из одуванчиков, ведь они были так красивы в своем ярком желтом сиянии. Она тоже взяла их и поблагодарила меня за подарок. После, вечером, я выкидывал мусор и обнаружил свой расхваленный букет в ведре...С того момента я больше не верил бабушке.

Алексей Черемисов   08.09.2016 12:51     Заявить о нарушении