Зарождение и развитие геронтологии

            Первые научные трактаты о старости и старении

В процессе эволюции научных знаний на стыке философии и медицины возникло самостоятельное  направление науки, изучающее  явления старения живых организмов, в том числе и человека, которое получило название геронтология.

По-гречески геронтос (herontos) – старик и логос (logos) – наука. Таким образом, геронтология – это наука о старости и старении.

Впервые этот термин в научный оборот ввел великий русский биолог Илья Мечников в книге «Этюды о природе человека», опубликованной на французском языке в 1903 г.

Научные исследования о старении и продлении жизни проводили в Древнем Китае даосы. В самой старой китайской медицинской рукописной книге «Ней дцин», которая датируется четвертым тысячелетием до н.э., несколько разделов непосредственно посвящено рассуждениям о старении.

Наиболее известная и гармоничная, оттачиваемая тысячелетиями научно-практическая система поддержания здоровья и продления жизни была создана индийскими йогами еще в начале первого тысячелетия до н.э.

Целью одного из направлений этого учения – «Хатха-йоги» являются обеспечение равновесия всех физиологических процессов в человеческом организме, долголетие и активная деятельность до конца жизни.

Развитие науки о здоровье на европейском континенте связано с именами древнегреческих философов Аристотеля (384–322 до н.э.), Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.) и римского философа-стоика Луция Аннея Сенеки (3 н.э.–65 н.э. ).

Первыми научными трактатами европейцев, посвященными этой теме, специалисты считают сочинения Аристотеля «О долгой и короткой жизни», «О молодости и старости» и работы Цицерона «Катон старший о старости», «Трактат о старости», который он написал в 63 года за год до насильственной  смерти.

И хотя эти произведения разделены веками, их объединяет то, что они были  посвящены непосредственно проблемам старения.

Оба мыслителя писали о старости как об определенном этапе жизни, способном быть таким же полноценным, творчески плодотворным, как и предыдущие.

Отношение древних греков к проблеме продления жизни было неоднозначно. С одной стороны, оно было фаталистическим. Они считали, что в мире все предопределено и человек не может влиять на биологическую природу организма. Такая философская концепция нашла свое отражение в их многочисленных мифах, где даже боги были не властны над судьбой.

С другой стороны, древние греки допусками возможность существования чудодейственных средств, дающих человеку бессмертие.

Например, в некоторых древнегреческих мифах таким средством считался огонь, который делал человеческое тело бессмертным, выжигая его смертные части.

Среди  работ оказавших наибольшее влияние на развитие медицины Востока и Европы, имели труды великого  Ибн-Сине, Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах, латинизированное – Авиценна, (около 980–1037 гг. до н.э.).

Сохранилась значительная часть его философских и научных сочинений, которые были написаны по-арабски, некоторые на фарси. Наиболее известные его произведения – «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») или  «Канон врачебной медицины». 

В своих работах Авиценна выступал против веры в астрологические предсказания здоровья и болезней, против мистических рецептов долголетия, порицал алхимиков.

Его научные медицинские рекомендации в течение многих веков служили руководством для врачей, а некоторые сохранили свою актуальность и поныне.

Яркий и самобытный представитель арабской медицины, Авиценна предписывал старым людям преимущественно молочно-растительную пищу, небольшое количество красного вина, прогулки, массаж, верховую езду и слабительные средства.

                От герокомии к макробиотике

Примерно в то же время, что и даосизм в Китае, в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) – направление геронтологии, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем. Это учение получило наиболее широкое распространение в Древнем Риме.

Наиболее существенный вклад в развитие герокомии внес уже упоминавшийся нами древнеримский врач Клавдий Гален.

В своих работах он утверждал, что старость не заболевание, а определенное состояние организма, когда в нем происходит нарушение равновесия.

Он предполагал, что именно старость могла бы быть чем-то вроде пограничного состояния между больным и здоровым организмом. Уже тогда Гален подчеркивал, что «быть старым не означает быть больным».

Гален был автором учения о пневме — своеобразной эфирной субстанции, подобной разогретому воздуху и являющейся носителем душевной жизни.

Ученый различал жизненную (физическую) пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозге и нервах.

Его медицинские знания о старости, рекомендации по ее профилактике были оформлены в научном трактате «О назначении человеческого тела».

В трактате были сформулированы основные положения учения о герокомии и практические предложения по профилактике старения.

В частности, он рекомендовал диету, умеренное питание, личную гигиену, бани, массажи, активный образ жизни. Гален выделял девять видов массажа и подробно описал методику выполнения каждого из них.

Особое внимание Гален уделял заботе о стариках. Старый человек, считал ученый, должен жить в кругу своего семейства.

Сам ученый прожил по разным оценкам или 70 или 87 лет. По существовавшим в то время критериям этот возраст квалифицировался как  глубокая или почтенная старость, в любом случае был настоящим долгожителем.

Историки называли Галена «Медицинским папой средневековья». Он был личным врачом нескольких римских императоров, в том числе Марка Аврелия Антонина, Луция Элия Аврелия Коммода, Луция Септимия Севера и др.;

Всего авторство Галена подтверждается примерно на 400 трудов по философии медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около 100 произведений.

Многое из его наследия сохранились благодаря переводам на сирийский, арабский, иврит, латынь, древнеармянский и др.

Взгляды Галена на основы функционирования человеческого организма, в том числе на причины старения доминировали в европейской медицине почти 1300 лет.

В средние века наука сделала крутой вираж в сторону мистики, этим влияниям подверглись и геронтологические знания.

Немало ученых и врачей пытались открыть секрет вечной молодости и продления жизни с помощью алхимии.

Увлекался алхимией и известный испанский врач, магистр медицины, придворный лекарь князей и римских пап Арнольд из Виллановы (Альрондус де Вилланове  1235 или 1240 – 1311  гг.)

Сын своего века, он отдал дань суевериям и оккультизму. В алхимии он видел средство для изготовления целебных лекарств.

Врач и философ, связавший химию и медицину, впервые провел экспериментальные разработки средств продления жизни и борьбы со старостью.

Но в историю Арнольд из Виллановы  вошел, как автор широко известного поэтического трактата «Салернский кодекс здоровья».

Это уникальное произведение многие века считался одним из лучших научных произведений в стихотворной форме о практической терапии, диететике и гигиене.

Впервые это медицинско-литературное произведение было опубликовано в 1480 г.
Дивные стихи салернского врача сохраняют свою актуальность и значимость и в настоящее время.
 
«Если ты хочешь здоровье вернуть
И не ведать болезней, тягость забот отгони
И считай недостойным сердиться,
Скромно обедай, о винах забудь,
Не сочти бесполезным бодрствовать после еды,
Полуденного сна избегая.
Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;
Будешь за этим следить, —
Проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище».;

Арнольд из Виллановы  сформировал научную медицинскую школу, которая пользовалась заслуженным авторитетом, была признана в Европе и просуществовала вплоть до XIX века.

Особо следует рассказать о другой удивительной исторической личности эпохи Возрождения, знатного венецианского вельможи Луиджи Корнаро (1464-1566), который не будучи профессиональным медиком, внес значительный вклад в развитие герокомии.

Корнаро прожил 102 года, что по тем временам было феноменальным достижением. Своим долголетием он на практике подтвердил правильность своей теории умеренной жизни.

Долгие годы, наблюдая за своим организмом,  он до конца дней тщательно закреплял пером  все эти простые правила сохранения здоровья тела и душевных сил, надеясь передать их будущим поколениям.

Уникальность личности Луиджи Корнаро заключается, конечно же, не только в долгих годах жизни. Достойно поклонения его непоколебимое желание поделиться своим личным опытом активного и счастливого долголетия со всеми, кому это может понадобиться.

Последующим поколениям Корнаро передал свой секрет активного и счастливого долголетия в бессмертном труде – сборнике из четырёх трактатов «Discorsi Della Vita Sobria» («Беседы о пользе умеренной жизни»). Сборник впервые был опубликован еще при жизни философа в 1558 г., когда ему исполнилось 94 года.

Уже сотни лет трактаты Луиджо Корнаро переводятся на иностранные языки, переиздаются и публикуются во многих странах мира.

В учебных заведениях Европы произведения Корнаро до сих пор рекомендуют в качестве учебного пособия на факультетах медицины и философии.

Для многих врачей цитаты из трудов Конаро становятся профессиональными заповедями, например эта: - «Поэтому никто не может быть лучшим врачом для кого-нибудь, кроме самого себя. Следует заключить, что нет лучшего лекаря для человека, нежели он сам, и нет лучшего лекарства, чем умеренная жизнь».

Несмотря на огромное количество публикаций на аналогичную тему до сих пор трактаты Луиджо Корнаро считаются одной из лучших работ на тему о здоровом, активном и счастливом долголетии.

Более подробно о жизни и творчестве Луиджи Корнаро будет расказанно в разделе об уникальных долгожителях планеты.

Современная наука о продлении жизни в Европе зародилась в XVIII в. и первоначально называлась  макробиотика, что в переводе с греческого означает «боль¬шая жизнь», «долгая жизнь».

Основоположником этой науки считают немецкого терапевта-клинициста, доктора медицины Х. Гуфеланда (1762–1836). Главный его труд «Искусство продлить человеческую жизнь» (1797) сыграл важную роль в формировании представлений о факторах, влияющих на долголетие.

Ученый считал, что среди факторов, укорачивающих человеческую жизнь, основное место занимает душевное настроение, т.е. психологический фактор.

В этой книге Х. Гуфеланд дал комплексные рекомендации по личной гигиене, труду, отдыху, их чередованию, режиму питания, борьбе с излишествами.

Книга пользовалась большим успехом, была переведена на все европейские языки, в том числе и русский и пережила несколько изданий.

В старой доброй Англии долгое время макробиотику рассматривали как пограничную дисциплину между общей медициной и биологией. Своего расцвета макробиотика достигла в начале позапрошлого столетия.

Значительно позже наука о старости начинает развиваться в США.  Основоположником американской геронтологии считается  врач И. Нашер, который рассматривал старость как болезнь, перед которой медицина бессильна.

Науку о болезнях пожилого и старческого возраста он предложил называть гериатрией по аналогии с педиатрией (наукой о болезнях детского возраста).

По его инициативе и непосредственном руководстве в 1912 г. в Нью-Йорке было создано первое научное общество гериатров. Через два года было издано первое учебное пособие по этой дисциплине для студентов-медиков и врачей.

За короткий период в США возникают крупные клиники и центры, в которых широко изучаются проблемы геронтологии и гериатрии.

После Второй мировой войны главная роль отводится фундаментальным исследованиям в области биологии старения и изучению социальных проблем старости.

Основой учения о старости в Германии, Англии, и Франции становятся клинические наблюдения. В Париже создаются гериатрические центры «Сальпетриер» и «Бисетр».

Начиная с 30-х годов прошлого столетия в геронтологии выделились самостоятельные научно-исследовательские направления:
• геронтология человека;
• геронтология животных;
• геронтология растений.

Позднее обособились как самостоятельные научные дисциплины молекулярная, биологическая, экологическая и эволюционная геронтологии.

Затем произошла дифференциация исследований процессов старения на теоретические и прикладные, а сама наука – на теоретическую и прикладную.


Рецензии