Зачем нужны олимпиады по программированию?

У олимпиад могут быть две цели: 1) обучение, 2) тестирование.

1) Могут ли олимпиады чему-нибудь научить?
И да, и нет. То есть могут, но не сами по себе, а в дополнение к полноценному учебному процессу, который включает в себя систематическое изучение теории вместе с решением задач и применение всего этого для решения реальных задач.
2) Могут ли олимпиады служить индикатором качества образования?
И да, и нет. То есть хороший математик и программист, скорее всего, сможет решить олимпиаду; обратное, вообще говоря, неверно.

Олимпиады – это «бег на короткие дистанции», почти как ЕГЭ. На олимпиаде по программированию вроде чемпионата ACM жюри четко сформулировало задачу и решило её, и предполагается, что хорошо подготовленная команда способна решить любую задачу турнира за пару часов, причем без заготовок.
Но задачи олимпиадного типа – это лишь часть профессии программиста.
Даже морскому ежу известно, что олимпиадный стиль мышления отличается от системного подхода, без которого труднее стать профессионалом, и что профессия программиста не исчерпывается алгоритмическими этюдами.
На практике почти всегда разрабатывают большие проекты, и не за 5 часов и даже не за неделю. Чтобы разработать проект, используют множество инструментов, в том числе свои же, ранее разработанные. Все стандартные алгоритмы давно как запрограммированы, но на чемпионате ACM их пишут заново (если их не оказалось в стандартной библиотеке разрешённого на олимпиаде языка программирования).

Вывод: олимпиады – в принципе вещь полезная, но не всегда.

См. также интервью с профессором А.В. Савватеевым на тему олимпиад по математике: https://www.youtube.com/watch?v=FOlAzrHWAqo


Рецензии
Не припомню случая, когда бы высшее образование имело глубокий смысл.
Более интересным считаю список базисных знаний и умений.
Люди, как правило, действуют крайне нелогично.
Здесь, примеры были бы не лишни.

С уважением

Анастасия Голькова   20.10.2016 05:08     Заявить о нарушении
Вот, смотрю на свою псевдорецензию, и думаю:
как правильно: Здесь, примеры были бы не лишни,
или Здесь примеры были бы не лишни.

AI.

С уважением

Анастасия Голькова   21.10.2016 02:59   Заявить о нарушении
Какой бы ни был смысл у высшего образования, в олимпиадном программировании другие задачи и другой стиль работы. Поэтому, участвуя в активной подготовке к 5-часовым турнирам, не стоит забывать о кейсах, находящихся ближе к практике. Ну и теоретическую подготовку никто не отменял.
С уважением, Собак.

Джокер Собак   22.10.2016 15:42   Заявить о нарушении
Не следует участвовать в школьных и студенческих олимпиадах ради победы, потому что место на олимпиаде – это условность. Самое главное – это то, чему ты научился, что приобрёл для себя на олимпиаде. Решить сколько-то задач на олимпиаде – это, по большому счету, не достижение: ты просто за короткое время повторил то, что сделало жюри и не сделал ничего нового. Поэтому более ценны творческие конкурсы, в которых нужно представить оригинальный творческий продукт.
Школьников и студентов на олимпиадах должна привлекать скорее интеллектуальная среда, возможность пообщаться на научные темы в своей команде и между командами. Так и следует строить систему дополнительного образования: не ради победы на международной олимпиаде, а ради развития индивидуальных творческих способностей. Тогда все эти места и международные олимпиады приложатся.

Джокер Собак   13.03.2017 09:34   Заявить о нарушении