Наперекор судьбе. Часть 2

 
      После выписки Бориса, Анатолий пролежал еще недели две. Ему хотелось домой, к семье. Дома его ждали дети, их было двое. Дочери было восемь лет и сыну пять лет. И в то же время он боялся, как он будет один справляться со своими проблемами. А их было не мало. Лиля работала в школе, времени у нее всегда было в обрез, а здесь он со своей болячкой. А еще он боялся, что жена может оставить его, лишить возможности общаться с детьми. Это для него было смерти подобно.

      В день выписки, с шахты приехали товарищи, занесли его в машину и привезли домой. Ему привезли коляску, на ней он мог бы ездить по квартире. Но дверные проемы были узковаты для коляски. С шахты прислали строителей, за несколько дней, они переделали дверные проёмы. Но со второго этажа он спуститься самостоятельно не мог, поэтому за происходящим на улице он мог наблюдать только с окна.
Лиля с работы бежала по магазинам, потом дома готовила, кормила его, готовилась к урокам, забирала сына с садика, а еще прибавилось стирки. Нужно было перестирать уйму пеленок, памперсов тогда еще не было. И так каждый день.

      Анатолий страдал от сильных болей в позвоночнике и ногах, ночи проводил без сна. И только к утру, когда был весь измотанный, он засыпал на некоторое время. И так изо дня в день. Сил никаких не было, наступила сплошная черная полоса.
Однажды позвонили из управления социальной защиты и предложили ему поехать на протезирование. Сказали – «Тебе сделают ортопедические аппараты, ты с их помощью будешь ходить на костылях». Он был на все согласен. На предприятии по изготовлению протезов он пробыл долго, пока ему сделали протезы. Потом учился ходить с их помощью. Здесь он впервые столкнулся с инвалидами. До этого он, успешный, здоровый человек, даже не знал, что у нас в стране столько инвалидов. Он с ними никогда не пересекался.

      Ходить Толя с трудом, но научился. Теперь он мог хоть иногда выходить из дома. Свою машину он переделал на ручное управление. Мог даже куда-то поехать. С Борисом он поддерживал связь. И когда стало создаваться общество инвалидов, он тоже включился в работу. Время стало идти быстрее. С работы к нему приходили товарищи, рассказывали о делах на шахте, помогали, если нужна была их помощь.
Особенно зачастил Николай, они с ним были приятелями давно. С семьей у него что-то не заладилось, с женой он развелся. Жил один в двухкомнатной квартире. Время шло, но заводить новую семью он не спешил. Иногда в шутку он говорил Анатолию – «что ты Лилю держишь в черном теле, хоть бы со мной в кино ей разрешил сходить». Толя понимал, что Лиле с ним не сладко, отпускал ее в кино или на какое-то другое мероприятие.

      А однажды, он был в комнате, Лиля на кухне готовила ужин. Пришел Николай, поздоровался с ним, спросил – «Где Лиля» - и пошел на кухню. Толя через какое-то время, заглянул туда. Перед ним открылась такая картина, Николай обнимал Лилю и осыпал ее поцелуями. Пол ушел у Толи из-под коляски, на какое-то время он даже потерял сознание. Когда он, открыл глаза, они уже отошли друг от друга, услышав его приближение. Все молчали. Николай первый прервал тишину. «Прости нас Толя, мы с Лилей давно встречаемся мы любим друг друга. Ты же понимаешь, что как мужчина ты никакой, а Лиле нужен мужчина».

      Анатолия душили слезы отчаяния и обиды. И в то же время он понимал, что все, что говорит Коля, правда. Он развернулся и уехал из кухни. Ночь он провел без сна, а утром, когда Лиля собиралась на работу, он ей сказал, я разрешаю тебе с ним встречаться, только не бросай меня с детьми. Об этой семейной драме не знал никто. Об этом узнают позже.

      Анатолий иногда появлялся в обществе инвалидов, был как всегда веселым, много шутил. И никто даже не догадывался, что у него в это время происходило в душе. Так шло время, он возглавил переплетный цех. Работали инвалиды на дому. У Анатолия было много работы, нужно было созваниваться с предприятиями, узнать, нужно ли им переплести документы. Переплетчикам доставить переплетный материал на дом. В местную газету дали объявление, что жители могут переплести свои семейные архивы, журналы, книги. Работы пока хватало. Это отвлекала Толю от семейной трагедии.

      Дети уже подрастали, дочь училась в школе. Все свое свободное время он отдавал им. Вместе читали детские книги, смотрели фильмы, играли в настольные игры. Как-то сын спросил его, папа, а почему дядя Коля целует нашу маму. От такого вопроса, ему стало плохо. Он не знал, что ответить ребенку. А вечером, когда дети уже уснули, он сказал Лиле – «Будьте осторожней, не травмируйте детей». Иногда Лиля, уложив детей, уходила к Николаю, он ее ждал внизу, а рано утром возвращалась. Она была связана чувством долга перед мужем, жалела его и не хотела детей лишать отца. Хотя Николай звал ее переехать к нему.

      Так шло время, дети подрастали, сын уже тоже пошел в первый класс. С переплетным делом начались проблемы. В стране наступили 90-е годы, когда никто никому стал не нужен. Закрывались предприятия, шахты стали заполнять водой, уголь тоже стал не нужен. Здесь уж не до переплета документов и книг. В стране и городе началась безработица. Те, кто остался на плаву, ели сводили концы с концами. Произошел развал государства. Все хотели самостоятельности, но не учли, что государств - это один большой механизм, выпадет одно звено и за ним начнется медленное разрушение других звеньев. Так оно и случилось. Огромный стекольный завод, который выпускал оконное стекло, перестал работать. Песок раньше привозили из Армении, а теперь все связи были нарушены. Пришлось останавливать плавильные печи. По такому принципу были закрыты и другие предприятия в городе.

      Для общества инвалидов наступили черные дни. Многие из закрывшихся предприятий были спонсорами общества. Теперь нужно было самим карабкаться и выживать. Кооператив был главной опорой общества. На совете правления было решено расширить швейный цех. Для этого нужно было увеличить штат за счет здоровых людей, которые были мобильнее инвалидов. В вязальный цех тоже приняли несколько здоровых вязальщиц, которые работали в цеху, а инвалиды работали на дому. Продукцию реализовывали через торговую сеть и брали индивидуальные заказы.
А вот переплетчиков сократили, оставили двух человек, которые могли сами передвигаться и могли на месте переплетать документы. Толя отошел от переплётного дела, теперь он полностью отдавал себя детям. Они уже взрослели и стали многое понимать. Однажды Лиля сказала ему – «Я решила тебя оставить, уйти к Коле, я больше не могу жить на два дома». Это решение Лили Анатолий выслушал молча, только попросил ее оставить с ним детей. Было решено спросить их самих об этом. С кем они хотят жить? Сын сразу выбрал отца. А дочь вначале колебалась, а потом тоже осталась с папой. Она уже была взрослой девочкой и понимала, что отцу и брату без нее будет тяжело.

      Так началась его жизнь без жены. Но на помощь пришла Лилина мама, Екатерина Ивановна. Это была золотая женщина, добрая и внимательная. Она любила Толю. И когда случилось с ним несчастье, сильно жалела его. Почти каждый день она приходила к ним домой, помогала дочери. А когда он остался один с детьми, она и вовсе целыми днями пропадала у них. Она, с одной стороны, осуждала дочь, а с другой, сочувствовала ей. Остаться при живом муже без мужика в доме, да еще с маленькими детьми. Толя был в сущности большим ребенком. Да еще смотреть, как он мучается от болей, не спит ночами, было очень тяжело. Поэтому работы по дому она взяла на себя. Толя встречал и провожал детей в школу, проверял дневник и следил за тем, чтобы они аккуратно делали уроки. В чем-то помогал, объяснял материал, если они не понимали.
 
     Для него, это были самые тяжелые дни в его жизни. Он очень любил Лилю, долгими бессонными ночами он вспоминал, как они встретились впервые. Это было ранней весной, он возвращался с работы, увидел девушку. Она стояла на обочине дороге и горько плакала. Он поспешил к ней. Оказывается водитель - хулиган, проезжая мимо, специально проехал по большой луже и окатил ее с ног до головы грязью. Толя жил почти рядом и пригласил ее к себе домой. И ей ничего не оставалось, как согласиться. До ее дома было еще далеко. Дома он провел ее к ванной комнате, чтоб она могла привести себя в порядок. Ему она сразу понравилась, высокая стройная, кареглазая, с ямочками на щеках. Её роскошные, каштановые волосы были собраны в пучок на затылке. Одета она была в строгий костюм. Он почему-то подумал, что она врач или учитель. Так оно и получилось, она работала в школе учителем географии. Потом они пили с ней чай на кухне и вспоминали дерзкого водителя, который помог им познакомиться. Так между ними завязалась дружба, которая переросла в любовь.

      И вот сейчас нелепая случайность разрушила их брак. Вспоминал свою маму, которая была против его поступления в горный техникум. Отец тоже работал на шахте, но случилась авария и он погиб. Тогда ему было 11 лет, а младшему брату семь. Мать одна их растила и учила. Младший не пошел по стопам отца, стал инженером-строителем, а вот он решил пойти учится на горняка. Так днем он занимался с детьми, а в бессонные ночи размышлял о своей прошедшей и будущей жизни. По ночам ему хотелось выть от бессилия и боли, которая отнимала у него последние силы. Иногда он был на грани самоубийства, но одна только мысль о детях, что с ними будет, останавливала его.

      На улицу он спускался очень редко, тяжело было подниматься на второй этаж. Друзья приходили не часто, у всех были свои проблемы. Поговаривали, что их шахту тоже будут закрывать. Все были озабочены, куда идти работать? Лиля тоже заходила проведывать детей, а на выходные брала их к себе. Так проходили дни за днями, месяц за месяцем.

      В обществе инвалидов тоже происходили перемены. Борис, вместе с директором кооператива, принял на работу здоровую вязальщицу, очень разбитную молодую женщину. Она сразу положила глаз на кооператив. И стала постепенно выживать директора, спокойного и рассудительного Сергея. Действовать она начала через Бориса. Стала приходить к нему домой, когда не было брата. Убиралась в квартире, готовила обед, хотя дома у нее был муж и сын. Звали ее Светлана, так же как его бывшую любовницу. Она была высокого роста, кареглазая, черноволосая, с красивой фигурой. Борис влюбился в нее, но близости у них не могло быть из-за мужской немощи. Это была любовь не плотская, а платоническая. Светлана чувствовала это и все больше и больше стала оказывать влияние на Бориса. Каждую промашку директора кооператива она еще сильнее приукрашала и докладывала Борису. Тот устраивал разборки. Это было началом конца его карьеры.
 
      Но Светлана не только вмешивалась в дела кооператива, но и стала влиять на работу общества инвалидов. Инвалиды такой постановкой дела были не довольны. Но Борис продолжал продвигать Светлану. И директор кооператива, вынужден был покинуть свой пост, его место заняла Светлана.
 
      Приближался очередной Новый год, Анатолий с детьми готовились к нему. Дети уже почти выросли, были большими помощниками. Друзья принесли с леса настоящую елку. Они ждали гостей, позвонила его сестра, что приедет к ним на Новый год, у всех было приподнятое настроение. Поезд приходил в 10 вечера 31 декабря. С Николаем у них постепенно стали налаживаться отношения. Он иногда приходил, помогал сделать мужскую работу. И на этот раз, он вызвался помочь, привести сестру с вокзала. Встречать тетю вызвался сын. День был пасмурный, на улице мела метель, когда подъехали от вокзала до дома, сын и тетя, взяв сумки, пошли в подъезд, а Николай остался у машины. Лиля тоже была у Анатолия, решили этот Новый год встретить вместе. Стол был уже накрыт, а Николая все не было. Лиля и сын пошли вниз узнать в чем дело. Когда подошли к машине, то увидели страшную картину. Николай  окровавленный лежал вниз лицом на капоте машины. Лиля бросилась к нему, но он уже не дышал. Метель разыгралась не на шутку, и все следы преступления были скрыты снегом. Приехала милиция, но толком так и ничего не нашли.
 
      А Лиля через некоторое время вернулась назад к семье. С Николаем они не были расписаны, квартира перешла его сестре. Так через десять лет снова началась их совместная жизнь. Анатолий был рад ее возвращению, но в то же время переживал. Дети уже выросли, как они ее примут снова в семью. Но дети тоже были рады возвращению матери. У Анатолия появилось время участвовать в жизни общества. Хотя он был в курсе всех событий, вновь приобретенные друзья, регулярно ему звонили и сообщали о последних новостях. Он тоже был против того, что происходило в кооперативе и обществе.

      Были собраны члены правления, чтобы решить, что делать, каждый высказал свое мнение. Борис к замечаниям товарищей отнесся с прохладцей. Светлана затмила ему белый свет. Тогда было решено собрать общее собрание и на нем объявить недоверие председателю. Началась подготовка собрания, Борис должен был отчитаться на нем за проделанную работу. Инициативная группа подбирала нового кандидата на пост председателя. Работа шла полным ходом, одни заступались за Бориса, а другие осуждали его. Собрание должно было поставить точку в этом вопросе.
 
      Собрание проходило очень бурно, на нем присутствовали представители управления социальной защиты, администрации города, корреспондент местной газеты. Инвалиды, после отчета Бориса, бурно обсуждали его действия, высказывали свое мнение. Все сошлись на одном, нужно менять руководство. Было предложено несколько кандидатур, путем голосования был избран новый председатель.

      Борис оказался не удел. Такого поворота судьбы он не ждал. Для него это был конец. Светлана была любительница выпить. Но Борис после травмы перестал употреблять спиртное. А после всего происшедшего он тоже вместе с ней стал прикладываться к рюмке. Его ждал страшный конец. Как слаб человек, жизнь его ничему не учит. Пережить такую трагедию в жизни, выкарабкаться из безысходности, снова почувствовать, что ты кому-то нужен, обрести новых друзей. Наперекор судьбе подняться,...... чтобы упасть снова на самое дно. Это разве не парадокс. Женщины в судьбе Бориса сыграли роковую роль.

      Анатолий же после возвращения Лили, словно воспрял духом, он снова стал заниматься делом. На этот раз он занялся бизнесом. Сын уже окончил школу, поступил в институт, дочь к тому времени окончила техникум и вышла замуж. Со своим физическим состоянием он смирился, главное для него было состояние души. Он за свою жизнь многое пережил, но не пал духом. Наперекор всем невзгодам он остался сильным духом, а это значит, он остался настоящим человеком. Это для него было главным в жизни. А жизнь продолжалась......

     Тамара 77,  09.09.2016г


Рецензии