Полипы

Напротив меня в вагоне ночного метро сидел Хэм.
Седовласый, благородного вида мужчина с длинным шарфом вокруг шеи с интересом смотрел в мою сторону. Я же рассматривал его необычную для Москвы сумку. Надпись на ней была на иврите и гласила: «Армия обороны Израиля». Я приехал
из Израиля несколько дней назад, поэтому не мог сдержать своего любопытства.
— Здравствуйте, а вы знаете, что написано на вашей сумке? — вежливо спросил я у московского Хемингуэя.
— Да, знаю. Мне выдали эту сумку в Израиле. Я был волонтером в их армии. Это такая программа для пенсионеров, по которой можно путешествовать в обмен на волонтерскую службу. А вы оттуда?
Он жил недалеко от меня. Мы зашли к нему домой и проговорили до ночи. Хэм оказался провинциальным режиссером, который потерял все накопления в кризис 98-го года. Он был одинок и ютился в маленькой комнате в коммунальной квартире. Я получил от него контрамарки в театр. Это были первые спектакли, тогда еще на Беговой, театра Фоменко. Позднее я подарил фоменковцам печатную машинку Underwood и старый китайский чемодан начала прошлого века. У этих предметов теперь новая жизнь. Может быть, они играют в «Даре» или «Улиссе»?
В один из дней Хэм позвонил мне домой и сделал необычное предложение. На иврите это называется «шидух». То есть сводничество, или знакомство. Благое дело для евреев. Три удачных шидуха гарантируют место в раю. Хэм ходил в синагогу за продуктовыми наборами и встретил там еврейскую бабушку, которая хотела познакомить свою внучку с еврейским мальчиком. Он взял у бабушки телефон, рассчитывая хотя бы на приставной стульчик в раю. Все лучше, чем московская коммуналка.
Не сказать, что я был рад такой форме коммуникации с противоположным полом. Скорее наоборот, но мне оставалось быть в Москве всего неделю, так что я рискнул.
Ее звали Лиза, и мы отлично поговорили. Я в то время никак не мог определиться, чем же занять свою творческую жизнь.
В разговоре я не стал этого скрывать. На что Лиза ответила в духе: «Эдуардо, не дрейфь! Пойдем во ВГИК, в столовке ты расскажешь все поподробней». Позднее я узнал, что у Лизы был скандал с бабушкой из-за ее сводничества, но все обошлось. Столовка нас примирила. Я и предположить не мог, что эти обеды во ВГИКе определят мою творческую судьбу.
Романа с Лизой не получилось, но наше знакомство обросло множеством людей-полипов. Когда мы встречаем своего человека, то прирастаем множеством полипов из его колонии. Такое вот духовное размножение через связи с незнакомыми и не родными людьми, которым суждено создавать все новые и новые колонии.
Никогда не знаешь, кого встретишь в аптеке. И никогда
не узнаешь заранее, кто будет новым полипом, а кто просто пройдет в твоей жизни мимо.
Спасибо тебе, Хэм.


Рецензии