И. И. Шишкин - Дождь в дубовом лесу

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), академию художеств, а так же стажировался, как пенсионер, в Германии, поражая учителей умением рисовать карандашом и пером.               

Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, чрез что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и уменье точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб.

В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
 
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" - картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика.               
Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкою водкою, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.

Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь".               
Академик и профессор утверждал в своих пейзажах понятную большинству соотечественников красоту родной природы, а вместе с тем и талант русских живописцев: «Мы по невинной скромности себя упрекаем, что писать не умеем или пишем грубо, безвкусно и не так, как за границей, но право, сколько мы видим здесь, и в Берлине, - право у нас гораздо лучше".

После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Картина «Дождь в дубовом лесу" была написана Иваном Ивановичем в 1891 году. Её размер составляет124х204 см.
Эта картина продумана художником до мелочей и является, наверно, одной из самых безукоризненных, потрясающих работ автора и напоминает качественную фотографию.

На полотне изображена дубовая роща, через которую проходит исхоженная множеством людей тропинка. Идет летний теплый дождь, и воздух в лесу становится свежим и прохладным. Под зонтом неспешно гуляют мужчина и женщина – замужняя пара, а чуть впереди идет мужчина, скорее всего это и есть автор картины, который, почувствовав на себе капли дождя, открывает зонт.

Традиционная для пейзажей художника точность в деталях в этой картине достигает высочайшего уровня: вся глубина пространства рощи максимально передается при помощи разницы между четкими деревьями перед нами и размытыми – на заднем плане, которые с удалением вглубь рощи теряют цвет и сливаются с серебристо-серой мглой.

Дождь летний, грибной. Этот вывод мы делаем благодаря насыщенности цветов в листве деревьев и траве. Приглядевшись, можно увидеть, как солнечный луч пробивается сквозь дождливую пелену и освещает каждый камушек и травинку, отражается лучиками в лужах и создает золотистые ореолы у стволов деревьев вдалеке, а вблизи – маленькие блики на каждом листочке, на который он попадает.

Эту картину я вышивала на День рождения старшего сына. Работа получилась, конечно, не такая грандиозная, как полотно Шишкина - 51х72 см, но на работу ушло более полугода.


Рецензии
Шишкин точно один из величайших гениев:—))И такая картина украсит любую квартиру, а уж с любовью и искусно вышитая и подавно:—)) с уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   05.05.2021 05:22     Заявить о нарушении
Благодарю, Александр, на добром
слове!
Действительно: творения
Шишкина гениальны, как
и их творец.
С ответным уважением и
пожеланием всяческих успехов
и удач -

Тамара Злобина   05.05.2021 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.