Возвращение к плановой экономике?

На минувшей неделе в Москве прошло первое заседание межведомственной рабочей группы по подготовке стратегии пространственного развития Российской Федерации, в состав которой от нашего края вошел зампредседателя правительства – министр экономического развития Ставрополья Андрей Мурга. Возглавил Межведомственную рабочую группу заместитель министра экономического развития России Александр Цыбульский. В состав группы вошли более 170 человек, представители федеральных министерств и ведомств, общественных организаций, бизнеса, руководители региональных органов власти. В их числе и представители НИИ - директор–координатор научно-исследовательских программ Л.Э.Лимонов, руководитель проектов Леонтьевского центра Б.С.Жихаревич и управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр – AV Group А.Б А.Б.Крыловский.  Разработка нового для страны документа опирается на ФЗ от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации».  Основной задачей Межведомственной рабочей группы является подготовка текста Стратегии, его рассмотрение и одобрение. 
21 июля состоялось первое заседание Межведомственной рабочей группы, на котором рассмотрели подходы к подготовке концепции Стратегии пространственного развития России, утвердили перечень тематических подгрупп и задания для них. Рабочая группа будет вести подготовку принципиально нового для страны документа, сочетающего в себе подходы стратегического и территориального планирования. Стратегия станет «проекцией» социально-экономических приоритетов развития на территорию, а также вопросы совершенствования системы расселения и размещения производительных сил на территории страны. Как отметил участник заседания, «в проекте Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2030 года большое внимание уделено территориальному аспекту, определены перспективные зоны и центры опережающего экономического роста, значительное внимание будет уделяться экономическим центрам в городах и районах, агломерациям, малым и моногородам, комплексному и устойчивому развитию сельских территорий, реализации транспортных межрегиональных проектов, социальной инфраструктуре».
Первое заседание рабочей группы по вопросам стратегического планирования  в Минэкономразвития России состоялось почти год назад, в середине августа 2015 года. Оно открыло серию обсуждений по созданию нормативно-правовой базы и разработки документов стратегического планирования. Также были затронуты вопросы осуществления эффективной межведомственной координации в целях выработки согласованных решений по смежным вопросам в области стратегического планирования, оптимизации процессов рассмотрения и согласования проектов соответствующих документов, оценки достижений по реализации ключевых документов и контроля их показателей, повышения эффективности системы стратегического планирования. Были рассмотрены и общие вопросы реализации ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» в части стратегического планирования регионального развития.
Актуальность создаваемого регионального стратегического планирования  обусловлена разработкой готовящегося пакета стратегических документов и введением новых типов документов стратегического планирования – Стратегии пространственного развития России и стратегий соц-экономического развития макрорегионов. Осенью 2015 года в Совете Федерации был проведен «круглый стол», участники обсуждали вопросы реализации госполитики в области формирования стратегии пространственного развития в стране. Пришли к понимаю того, что есть пространственное развитие - это деятельность, направленная на решение задач управления развитием территорий (оптимальным расселением населения, размещением производительных сил и т.д.) как целостным объектом регулирования и включающая инструменты такого управления. Пространственное развитие территорий является одним из центральных вопросом госполитики, так как от эффективности решения этой задачи зависит обеспечение территориальной целостности, социально-экономической стабильности и безопасности государства.
Для России, крупнейшей по территории, протяженности и численности населения стране мира, вопросы пространственной организации имеют особо важное значение. Изучение этого вопроса началось еще в 1915 году в рамках Комиссии по изучению естественных производительных сил России, возглавлявшейся В.И. Вернадским. В советский период проблемам равномерного распределения производственных сил и трудовых ресурсов по территории страны также уделялось пристальное внимание государства. С 1960-х годов была сформирована признанная во всем мире научная школа пространственного развития экономики страны и на основе проведенных исследований были разработаны стратегические документы: Генеральная схема развития и размещения производительных сил и Генеральная схема расселения. Однако в 1990-е годы в условиях доминирования ультралиберальной идеологии система территориального планирования существенно деградировала, и обсуждение вопросов пространственного развития вновь активизировалось лишь с середины 2000-х годов. В своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию и других выступлениях президент РФ неоднократно обращал внимание на то, что велением времени является решительный шаг в сторону децентрализации развития, новая география экономического роста и рынка труда, новые отрасли и новые центры промышленности, науки и образования, новая, современная социальная среда во всех российских регионах, городах, поселках. Еще в 2012 году В.Путин отметил необходимость «глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны …, создать своего рода инвестиционную карту России, чтобы дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближайшее время». Пока же по оценкам специалистов, существующая схема пространственной организации РФ является неэффективной, что обходится ей ежегодными потерями в объеме 2-3% ВВП. Имеющиеся в этой сфере проблемы (отток населения за счет миграции, низкий уровень эффективности производства, невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики и др.) определяются рядом объективных и субъективных факторов.
В их числе - огромные размеры территории, многообразие климатических зон, особенности расселения населения, удаленность или близость к развитым экономическим центрам, доступ к крупным транспортным коридорам и т.д., и специализации различных регионов. Все это обусловливают наличие значительных диспропорций в их развитии, неоднородности заселенности и хозяйственного освоения. Так, за Уралом проживает всего лишь 20 млн. человек. Если плотность населения в западных и центральных регионах страны составляет от 3 до 5 тыс. чел/км2 (в г. Москве - 4857 чел/км2, в г. Санкт-Петербурге – 3711 чел/км2), то на Дальнем Востоке и в Сибири – зачастую менее 1 чел/км2 (в Ямало-Ненецком автономном округе – 0,7 чел/км2, в Камчатском крае – 0,68 чел/км2, в Республике Саха (Якутия) – 0,31 чел/км2, в Чукотском автономном округе – 0,07 чел/км2). Похожая ситуация сложилась и с состоянием экономик регионов. Доля 10 субъектов в ВВП страны больше, чем у всех остальных. По данным Росстата, по итогам 2014 года ВРП г. Москвы составил около 12,4 трлн. рублей, Московской области – 2,7 трлн. рублей, а, например, Республики Тыва – всего 44,8 млрд. рублей. Наблюдается и ощутимый разброс по объему ВРП на душу населения – от 4 млн. рублей в Ненецком автономном округе, до 88 тысяч рублей в Чеченской Республике. Все это сказывается и на уровне безработицы, которая колеблется от 0,9% до 55%, а фактическое конечное потребление на душу населения – от 29,4 тыс. рублей до 321 тыс. рублей, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения – от 5,5% до 84,7%. 
Для сглаживания диспропорций развития регионов, оптимизации размещения в них трудовых и производственных ресурсов уже создан ряд механизмов рационального размещения производственных сил (создание особых экономических зон, формирование территорий опережающего развития и другие) и расселения населения (программа привлечения соотечественников, утверждение перечня регионов, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным). Однако принимаемые меры зачастую являются несистемными и фрагментарными, а их реализация во многих аспектах носит формальный характер. Вот почему разработка пространственного развития страны имеет такое важное значение для Ставрополья.
 


Рецензии