Далекий маяк

Отрывок из романа
"Пункт назначения - бесконечность"("Искатель", №№ 2 и 3, 2014г.)
Книга вторая
"Далекий маяк"

12 августа 20… года, 02 час. 35 мин.
Белое море, близ Мезенского залива,
Высота  7 000 метров.

Командир экипажа, майор ВВС США Гленн Грант положил руки на штурвал Боинга Е-3 Сентри АВАКС  и легонько потянул его от себя. Раздался мелодичный сигнал и прозвучал женский голос:
- Автопилот отключен, внимание, автопилот отключен.
- Крис, подбери газ, бери штурвал, снижаемся. Радист! Радио на базу: меняем эшелон в квадрате 17-15, снижаемся до высоты шесть двести , азимут сто восемьдесят!
- Есть радио! – отозвался радист Бен.
Гул моторов поменял тон, а экипаж и операторы АВАКС почувствовали небольшое уменьшение веса – самолет начал пологую глиссаду.

Седьмой час натовский авиационный комплекс АВАКС чертил зигзагами темное  небо над Белым морем, изрядно портя нервы русской  ПВО. Он все время маневрировал в непосредственной близости от границы, и четыре часа назад два русских Беркута подлетели к Боингу и чуть ли не касаясь крыльями фюзеляжа комплекса пролетели с ним параллельным курсом пятнадцать минут. На этом русские посчитали демонстрацию силы достаточной и отвалили в сторону Северодвинска. Гленн даже пообщался  с русским пилотом и сообщил ему, что выполняет рутинный полет по отработанной схеме и не имеет намерений нарушать границу. Поверили русские, или нет, не имело ровным счетом никакого значения, если обстоятельства потребуют, а их отслеживал Даррелл Смит со своей командой операторов АВАКСа, Грант  войдет в воздушное пространство русских по-любому, сбивать их, конечно же, никто не будет. По крайней мере сразу. А там пусть пишут ноты протеста, посла на ковер вызывают!..

Задание, как и в тот раз, с НЛО над Тихим океаном, было получено сразу после взлета. Долговязый Бен, традиционно проверивший головой прочность верхней притолоки кабины, принес Гранту бумажную распечатку задания. В связи с повышенным радиофоном и нестандартными излучениями Гранту и Смиту предписывалось обеспечить радиолокационную разведку в районе Мезенского залива Белого моря.
- Нестандартные излучения… - проворчал Грант и вернул бумажку радисту. – Покажи капитану Смиту!
Через пару минут с ним связался по внутренней связи Даррелл:
- Гленн, дуем в квадрат 17-15, высота восемь девять для начала. Дальше – по обстановке.

Майор Грант повернулся ко второму пилоту:
- Крис, слушай команду…
Взлетали они вечером накануне с короткой полосы гражданского норвежского аэропорта Хёбуктмоен, куда днем раньше перелетели с военной натовской авиабазы в Эстонии. Теперь была ночь-полночь. Все северное небо, как назло, было практически безоблачным и щедро усыпано яркими мерцающими  звездами. Но ночь не была полной: не успел погаснуть запад, как стал чуть заметно светлеть восток, а на южном горизонте вообще постоянно светлела белесо-розовая полоска. Грант повернулся назад и спросил с улыбкой  штурмана:
- Стив, не разучился по звездам маршрут чертить?

Тот оторвался от навигационных приборов:
- А что, техника уже отказала? – глаза навигатора лукаво сощурились. – Помнишь, Гленн, как в старой французской комедии «Большая прогулка» английский экипаж на подбитом, горящем бомбардировщике возвращается с задания, и командир спрашивает штурмана: «Где мы?»
- Нет, не смотрел. Это ты у нас специалист по синематографу. Так что там штурман?
- А штурман достает прогоревшую простреленную карту, тычет пальцем в большую дыру и отвечает: «Здесь!»
Летчики засмеялись.
- А что, хороший фильм? – поинтересовался Грант.
- Да. Рекомендую.
- Напомни, как вернемся, обязательно посмотрю!
- Хорошо, командир. Но можно и здесь посмотреть. Он у нас есть на диске.
- Нет, хочется на большом экране со стаканчиком виски в руке…
- Понятно…
- Гленн, курс 170, будь любезен.

Это в наушниках снова проявился командир группы операторов Даррелл Смит. При разведке его рекомендации были обязательны для выполнения. Грант посмотрел на второго пилота. Тот слегка кивнул:
- Курс 170, выполняю, высота шесть семьсот.
Махина Сентри накренилась на правый борт и начала медленный плавный поворот на юг. Где-то в районе зоны отдыха упала на пол и разбилась забытая кем-то чашка.
- Эшелон шесть-два, - опять прозвучал голос Даррелла.
- Понял, снижаюсь до шести двухсот. Газ семьдесят процентов.
- Командир, до границы русского воздуха – двенадцать минут, - отрапортовал штурман, поколдовав над компьютерной картой.
- Понял, штурман. Крис, прибери-ка газ…
- Выполняю, газ на шестьдесят пять.

Мощные турбовентиляторы Пратт-энд-Уитни чуть сбавили обороты. Гленн проследил за указателем скорости:
- Скорость семьсот пятьдесят. Так держать. Даррелл, нормально работаешь?
- Да, Гленн, все в порядке, не меняй пока курс. Я скажу, когда.
Экипаж замолчал. И в наушниках стали слышны короткие фразы, которыми обменивались операторы АВАКС.
- До границы – одиннадцать минут, - произнес штурман.
- Командир, русские предупреждают, что мы рядом с границей. Грозят… - это вступил в разговор радист.
- Ответь, что их поняли, но у нас проблемы с навигационным оборудованием. Будем благодарны, если они подскажут наши координаты, - спокойно сказал Грант и обернулся назад, пытаясь в полумраке узкого коридора разглядеть Смита. – Долго еще, Даррелл, русские начинают нервничать…

Капитан ничего не ответил, продолжая прислушиваться к докладам операторов и внимательно следя за центральным дисплеем.
Грант повернулся ко второму пилоту:
- Еще чуть прибери до пятидесяти пяти.
- Командир, можем потерять высоту.
- Ничего, можете снизиться до пяти шестисот, - услышал их разговор Смит.
- Выполняю, - отозвался Крис.
- Командир, база вызывает, - встрял радист.
- Переключай!
   
   Грант выслушал запрос базы и коротко доложил о положении комплекса, курсе, эшелоне и беспокойстве русских. На этом база успокоилась и в очередной раз потребовала докладывать каждые полчаса.
- Бен, как там русские?
- Передали наши координаты, торопят… О! Начали ругаться!
- Гленн, протяни еще! – раздался взволнованный голос Даррелла Смита. – Мы, кажется, что-то нащупали!
- Понял тебя. Бен, русским радио: выполнить не могу – заклинило руль направления. Пытаюсь исправить.
Радист снова быстро заговорил в микрофон. Периодически он переключался на прием и морщился.
- Еще ниже! – скомандовал Смит.

Грант только покачал головой, но кивнул второму пилоту, и тот снова чуть отдал штурвал от себя.
- Две цели, азимут 280, дальность 190, скорость два маха, - громко отчеканил один из операторов. – Русские беркуты.
- Даррелл?.. – повысил голос Грант. – Русские птички взлетели.
- Сейчас, сейчас, Гленни, снимем все параметры… Восьмой – доклад по беркутам каждую минуту! Третий, седьмой, пятый – немедленно снять весь спектр излучения, трехмерную картинку мне на экран… Выполнять! – бросал отрывистые фразы Смит.
Теперь в кабине пилотов и в отсеке операторов чувствовалось напряжение и лихорадочная работа. Хотя весь экипаж продолжал сидеть в тех же позах, так же мерно гудели турбины, и щелкали многочисленные переключатели и реле, что-то неуловимое, привнесенное душевным нервным состоянием людей, повисло в воздухе, наэлектризовав и сгустив  и без того напряженную атмосферу.

- Беркуты удаление сто семьдесят! – доложил восьмой оператор.
- Граница через девять минут! – сообщил штурман.
- Бортинженер. Приготовить экран!
Бортинженер Герберт, до этого напряженно наблюдавший за происходящим, защелкал тумблерами своей консоли.
- Командир, русские предупреждают, что будут нас сажать! – прокричал радист.
Раздался громкий хлопок, и тяжелый самолет изрядно тряхнуло. На панели инженера загорелись и тревожно замигали несколько красных индикаторов.
- Пожар в четвертом двигателе!
- Включить систему тушения! – еще не осознав происшедшего, машинально скомандовал командир. – Беру управление на себя!
- Четвертый продолжает гореть, командир!

Бортинженер оторвался от своих приборов и прильнул к иллюминатору. Правая плоскость была освещена яркими жгутами бело-оранжевого пламени, вырывавшимися из сопла двигателя.
- Перекрыть подачу топлива на четвертый, отключить зажигание!
- Есть! Четвертый отключен, топливо перекрыто… Командир, падает давление в третьем! Теряем масло, обороты!..

 Третий двигатель, и четвертый располагались в гондолах на правой плоскости, поэтому самолет стало заметно клонить вправо. Грант пока справлялся с этим один, но видел, что Крис тоже держит руки на штурвале, готовый в любой момент помочь командиру управлять потерявшим стабильность Боингом.
- Гленн, еще пара минут!.. – прокричал Смит.
- Командир, радио с базы!
- Чтоб тебя! Доложи – горит четвертый. Отключил. Сбоит третий.
- Командир, потеря масла в третьем критическая. Надо вырубать, иначе заклинит! – бортинженер опять посмотрел в иллюминатор. – Белый дым из третьего двигателя – это масло!
- Перекрыть подачу топлива в третий, выключить зажигание!
- Скорость пятьсот девяносто, падает, крен семь градусов, высота пять сто.
- Правые закрылки на пятнадцать, газ на восемьдесят пять!
- Беркуты - удаление сто пять!

Несмотря на отчаянную борьбу экипажа за живучесть самолета, Боинг всё больше и больше терял высоту и скорость. Ситуация осложнялась тем, что отказ двигателей произошел не на большой высоте во время горизонтального полета, а на средней, да еще и при пологой глиссаде снижения и невысокой скорости. Взрыв в четвертом двигателе повредил обшивку правой плоскости и резко снизил несущие характеристики всей консоли – самолет стал проседать на правое крыло. Выпущенные посадочные закрылки несколько компенсировали потерю подъемной силы справа, но, одновременно работали дополнительным тормозом и гасили и без того небольшую скорость авиационного комплекса.

Гленн полуобернулся назад и, скосив глаза, увидел Даррелла, как ни в чем не бывало следящего за показаниями главного дисплея АВАКСа. Хладнокровие капитана, с которым он летал не первый год, вселяло в операторов уверенность. Но осознание того, что комплекс они, скорее всего, потеряют, стремительно укреплялось. Даррелл скосил глаза на Гленна и подмигнул:
- Командир, все окей!
- Надеть кислородные маски! Даррелл! Надо прыгать, будьте готовы!
Смит оторвал взгляд от дисплея,  посмотрел на майора и  кивнул.
- Операторы, приготовиться к уничтожению программы и криптоключей по моей команде, - послышался его голос в наушниках.
- Крен восемь градусов, скорость пятьсот сорок, высота четыре восемь, - считал приборы второй пилот.
- Русский воздух через три минуты! – сообщил штурман.
- Беркуты – удаление восемьдесят, - прокричал Даррелл.
- Крис, как там операторы, пусть десантируются! – посмотрел на второго пилота Грант.
- Хорошо.

Крис расстегнул ремни и развернулся в катапультном ложементе. Их самолет, в отличие других Сентри, был своего рода экспериментальным, и нес элементы самого современного оборудования, которое еще нигде не опробовалось. Именно в качестве эксперимента, пилотская кабина обзавелась катапультами для командира и второго пилота. Буквально через неделю майор собирался, согласно распоряжению командования, отогнать авиакомплекс на базу в Рамштайн, где всё приготовили к тому, чтобы установить дополнительное оборудование электронной защиты.
Неожиданный звук заглушил на секунду всю какофонию терпящего бедствие авиакомплекса. Со стороны второго пилота брызнуло осколками стекло и шрапнелью простучало по стенкам, вминая и разбивая шкалы приборов. Видимо, частично разрушился один из двигателей. Пара стекляшек посекла Гленну лицо. Он чертыхнулся, ладонью стер кровь и вдруг увидел Криса, кулем вываливающегося из ложемента.

- Крис!!! Что с тобой? Герберт, помоги, помоги Крису, что с ним?
Бортинженер склонился над упавшим в проходе пилотом и стал расстегивать на нем комбинезон.
  Гленн перевел глаза на скрючившегося в тесном кресле радиста, с ужасом глядящего на окровавленного Криса:
- Бен, радио на базу: третий и четвертый – аут, второй – перегрев. Высота и скорость падают. Второй пилот ранен. Теряю управление. Ключи, шифры уничтожаем, принимаю решение: операторам и экипажу покинуть борт. Наши координаты передай. Всё! Потом открытым текстом – Мэй Дэй!

Большой Бен, прозванный так из-за своего двухметрового роста, с надеждой взглянул на командира:
- А русские нам не помогут?..
- Кто, супер фланкеры ? Конечно, как подлетят, так мы на них на ходу пересядем! Только вот мостки с крыла на крыло  перекинем. Бен, твою мать, радио на базу, срочно!!!
Радист опустил глаза и быстро, захлебываясь, заговорил в микрофон:
- Сапсан, Сапсан, говорит Муха, говорит Муха… горят двигатели  правой консоли… теряем высоту и скорость… Мэй Дэй, Мэй Дэй!..

 
АВАКС – американский авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО).
 
Американские пилоты оперируют скоростью и высотой в английской системе мер. Для удобства чтения и восприятия она переведена  в метрическую.

Super Flanker – российский  истребитель Су-37 «Беркут» по классификации НАТО.


Рецензии
Вот спасибо! Впервые прочел здесь на Прозе произведение настоящего профессионального писателя приключенческого жанра. Все великолепно. Восхищает знание автором летного дела и вообще фактуры. Получил удовольствие.

Вадим Бережной   16.10.2016 08:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за добрый отзыв. В летном деле я не профессионал, но когда о чём-то пишу, обязательно лезу в специальную литературу и изучаю вопрос, чтобы текст был достоверным. Ну, и отец мой во время войны на дальнем бомбардировщике Ил-4 летал, немного рассказывал (о нем на моей страничке имеется рассказ "Бомбардировщик").

Михаил Шуваев   16.10.2016 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.