Часть 1. Включить разум

Утро не радовало погодой. Небо заволокло тучами, непрерывно моросил косой дождик.
В длинном коридоре   квартиры  послышались глухие шаги. На кухне появилась старушка лет  семидесяти,  обладательница густой крашеной копны волос. Ее волнистые  пряди  умело были уложены  в прическу. Она по инерции поставила чайник на простую газовую конфорку  и достала из холодильника сливочное масло.

Зазвонил телефон. Капа Федоровна мгновенно оказалась возле аппарата. Она ждала звонка от сына, который давно уже живет с семьей во Владивостоке, он военный. Разница во времени заставила ее встать очень рано, чтобы поговорить с Женей, так как график работы его был не предсказуем. Говорила громко, она  немного недослышала из-за высокого давления.

Из соседней комнаты раздался  командирский голос:

- Капа, прекрати орать! Дай еще часок поспать!

 Дамочка, как ни в чем не бывало, продолжала телефонный разговор.

Наконец закончив, культурно постучала в соседнюю дверь.

- Зина Карловна, можно войти?

Эти милые женщины  проживали в  трехкомнатной коммунальной квартире старого дома всю свою сознательную жизнь. В третьей комнате соседствовала еще одна особа женского пола – Света Львовна шестидесяти семи лет. Зина среди них была самая «молодая», ей на днях стукнуло шестьдесят два, но она одна из троих никак не может «расстаться» с работой и на пенсию не торопится.

Наступили восьмидесятые, их дом решили снести, уже многие жильцы  распрощались с центром и уехали на окраину Москвы, получив новое жилье.

Эти тетеньки уже давно проживали в одиночестве.

 Капа была вдовой, ее Володя умер еще молодым, и она одна воспитывала сына, так больше и не выйдя замуж. Родом она была из Вологды и за пятьдесят лет проживания в столице так и не избавилась от своего говора, слова с буквой «О» произносила с ударением на букву «О». Всю жизнь проработала на заводе контролером ОТК, а незадолго до пенсии ее продвинули по служебной лестнице – стала председателем профкома, что и заставило ее еще на восемь лет отложить заслуженный отдых. Женщина она была шустрая, общительная, старалась заниматься спортом, а именно, любила кататься на лыжах, даже участвовала в соревнованиях за честь завода. Обожала  танцевать, будучи на пенсии, посещала кружок танцев. Есть два прекрасных внука, уже взрослые ребята, которые редко, но все-таки  иногда вместе с семьей  навещали свою бабушку.

Капа, не услышав приглашения, осторожно открыла дверь в комнату соседки.

- Ты еще дрыхнешь, подружка? Давай вставай, пошли, организуем кофейку.

- Капа Федоровна, что тебе не спится? У меня сегодня выходной… – потягиваясь, произнесла Зина.

 Все  соседки называли друг друга сокращенно по имени, а  отчество, как полагается. Это выглядело как-то забавно и необычно. А главное, против никто не был.

В молодости эти три очаровательные женщины не очень уживались на одной территории. Бывало, ругались из-за всякой  ерунды. Чаще всех  выступала интеллигентная Света Львовна. Она всю жизнь проработала  детским врачом и старалась квартиру держать в стерильной чистоте. Женщина  никогда не была замужем, детей не имела, но зато все знала  «про них» по специфике своей профессии. Иногда делала замечания по-поводу воспитания детей соседок. Особенно уделяла внимание двум сестрам-погодкам. Их мама- Зина Карловна, всю жизнь прожила с непутевым мужем, а когда детки стали «невестами», вычеркнула его из своей жизни, развелась быстро и без сожаления. Так Светлана ее девчонок очень жалела, приглашала  в свою комнату и много времени уделяла их образованию.

Мама Зина работала в престижном универмаге продавцом, и в благодарность, при случае,  снабжала доктора фирменными вещами, естественно, увеличив цену в два раза. Но Света не отказывалась от покупки, ей надо было выглядеть всегда модно и достойно.

- Иди, ставь чайник, дорогая, я только халатик накину,- поторопила Капу Зина.

- Уже остыть успел, пока ты глаза протирала. Не забыла, у нас сегодня серьезное мероприятие. Надо еще Свету Львовну разбудить.

- Ты чего?  Не помнишь, что у нее режим, она все делает по часам. А пробуждение у нее ровно… ровно через час, - посмотрев на старинные настенные часы, сказала Зина Карловна.

- Но как можно в таком возрасте так долго спать? Я, как на пенсию вышла,  ой как стала ценить время, мне даже жалко убивать его на сон. Хотя и поспать я тоже люблю.

- А я думаю, как можно выходить на улицу в такую мерзкую погоду, скажи мне, пожалуйста, Капочка?  Твое мероприятие меня никак не волнует. Чего ты нас  образовываешь - тянешь на лекцию, мы  и так умные. Мне тут надо по своим делам отлучиться, по торговым.

Капа посмотрела на Зину исподлобья и, почесав затылок, проговорила:

- Ты в своем репертуаре, «купи – продай» - это твой конек.

Зина никогда не обижалась, профессия наложила свой отпечаток, и потом, она любила это дело, а главное, у нее получалось.

Пока они  разговаривали  по душам, на кухню заглянула Света Львовна.

 - Как тебя не хватает! Присоединяйся, сообразим теперь на троих…кофейку, - проговорила  Зина, доставая банку прекрасного напитка, купленного по блату.

Пока они дружно завтракали, за окном показалось солнышко, и хорошее настроение не заставило долго ждать. И вот уже по Таганке в сторону метро идут  в ногу три подруженьки, громко о чем-то разговаривая и, запрокинув голову, по-детски смеялись. Возможно, со стороны это выглядело немного смешно.

После лектория, двое, Зина и Света, отправились каждая по своим делам, а Капа поехала навестить бывшую коллегу.

 Зина Карловна, женщина, что называется, «в теле», грудастая, старалась идти в ногу со временем. Умела хорошо  одеваться, и все на ней, не смотря на полноту, выглядело стильно и гармонично. Что интересно,  из всех трех подруг она одна пользовалась популярностью среди мужиков. А  Света и Капа все время себя успока ивали: « Она баба еще молодая, ей  можно и нужно, а мы лучше понаблюдаем  со стороны за ее успехами ». И обязательно  Зина успевала  куда-нибудь вляпаться. Тогда подруги спешили  ей на помощь.

Вот и сейчас, не успев расстаться  со Светой Львовной, направляясь в сторону трамвайных путей, ее окликнул солидный  мужчина. Обернувшись, Зина Карловна, вскинув брови и расплываясь в широкой улыбке, пошла к нему навстречу  уверенной походкой.

- Кого я вижу!

- Здравствуй, Зина-Зинуля!  Рад тебя видеть, моя прелесть! Я искал тебя.

- Долго же ты, Жорик, шел ко мне. Целую вечность! Я успела забыть тебя, - сказала Зина Карловна величественным голосом. Она сама себя не узнавала.

Перед ней стоял ее одноклассник, с которым у нее был роман после школы. Он был плохим мальчиком. Вечно его тянуло на приключения. Потом совсем куда-то исчез. Ну, а Зина быстро нашла ему замену. Теперь ее взрослые дочери живут в Германии. Лена вышла фиктивно замуж  за немца, а потом и Наташа к ней  перебралась. Зина Карловна очень довольна, как устроились ее девочки.

Георгий предложил посидеть в кафе, он всегда жил «на широкую ногу». Был щедрым кавалером, только не знала тогда Зина, откуда он берет деньги. Учиться не хотел, да и работать не стремился.

- Где же ты пропадал, дорогой? – с интересом разглядывая своего бывшего жениха, спросила Зина Карловна.

- Да, прошло много времени…

- Судя по одежке, ты неплохо устроился.

- Да, Зинуля, сейчас у меня все хорошо, даже очень хорошо, что меня иногда пугает.

- Жор, ты, конечно, женат и кучу детей наплодил. Давай рассказывай, как жизнь то сложилась? Подумать только, как ты меня узнал, у меня уже не те формы, да и вообще…

-  Как тебя не узнать? Первая любовь не забывается! А насчет себя… Я тебя разочарую: нет у меня семьи, и не было никогда. Как-то не до этого было. Я все по командировкам, понимаешь ли…

Он заказал вино и фрукты.

- Я тебя вспоминал, Зиночка. Слышал, ты в торговле когда-то  работала? Сейчас ты уже, конечно,  махровая пенсионерка. Про семью не спрашиваю, думаю, ты  хорошая жена и мать, а, может, уже и бабушка! – улыбнулся он, сверкая боковыми металли ческими фиксами.

Зина Карловна смотрела на Георгия и не верила своему счастью. Всю жизнь она думала о нем, роман был незаконченный, просто пропал ее возлюбленный из виду, на этом все и завершилось. Но она тайно все время  его ждала. И вот этот подарок преподнесла ей жизнь, когда ей уже за…, когда она  совершенно свободна, когда дети выросли и ей не помеха. Да и он не женат, в конце концов!

Они еще посидели часок, пообщались, и  Жорик назначил ей свидание ровно через день. Оказывается, у него тут дела  в Москве, можно сказать проездом, но очень горит желанием ее снова увидеть.

Зина на радостях забыла про приятельницу, которой должна была привезти импортную блузку, решила отложить визит до понедельника. Ей хотелось поскорее  остаться наедине с собой: вспоминать, строить планы и мечтать, мечтать...Она была под приятным впечатлением о встрече.

Вечером три соседки встретились на кухне и решили, как  это у них принято, почаевничать. Бывает, ругаются, «стегают» друг друга по глазам ошибками молодости, а потом жалеют друг друга и плачут. А сегодня атмосфера была благоприятная, все девочки были настроены на позитив. Особенно Зинуля расплывалась в улыбке, ее так и распирало поведать  подружкам о сегодняшнем  свидании. Света Львовна, посмотрев на счастливую Зину, дружелюбно спросила:

- Зина Карловна, никак лотерейный билет счастливый вытащила? Давай колись, на сколько рублей богаче стала!

- Ой, девочки – припевочки, я влюбилась! Повторно!

-  Мы-то знаем, что у тебя голова мужиками забита, нас трудно чем- либо удивить.  Но повторно… Это как? И когда ты только успеваешь, любвиобильная ты наша! – не унималась Светлана.

- «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь» - это не про меня. Я эту  любовь  ждала всю свою жизнь!

Тут Капа Федоровна не удержалась:

- Я среди вас самая старшая, поэтому самая мудрая. Послушай меня, Зиночка Карловна. Неужели тебе хочется на старости лет замуж выйти? Покой тебе надоел? Желаешь нервотрепки. Я не знаю, кто он, но я уже подозреваю, что это очередной аферист.

- Вы мне просто завидуете.

- Кому, тебе? – вспылила своенравная Света Львовна. – Можно подумать, у нас не было любовников. Меня лично много раз звали замуж, но я не встретила  на своем длинном пути единственного и неповторимого. Лучше одной, чем абы с кем. Да, я одна, детей бог не дал, но я не чувствую себя обделенной. У меня много друзей, слава богу. И живы пока все! Вы у меня есть, всегда рядом, что называется, «под рукой». С содроганием представляю, если нас расселят по разным уголкам Москвы, вот тогда мне действиительно будет ой как плохо! А если ты, Зина Карловна, еще и замуж надумаешь, то дружбу нашу можно похоронить.

Несколько секунд тянулась пауза, казалось, все трое представили  скорое расставание. Потом Зинуля обреченно произнесла:

- Совет одиноких баб решает, быть мне с мужиком или нет. Вам самим- то не смешно? Зина без советчиков разберется, она  уже вполне взрослая тетка.

 Зина Карловна с обидой вышла из-за стола и направилась в свою комнату.

Капа и Света переглянулись. Им не привыкать к закидонам своей подруги.

На следующий день опять все трое пересеклись на кухне. А как иначе, место встречи изменить нельзя, она, родная, всех жильцов и объединяет.

Капа заказала по телефону междугородний разговор с младшей сестрой, которая проживала  на ее малой родине, в селе  Парамоновка. Семья была большая, детей она нарожала много, поэтому Капа им всегда помогала и переправляла посылки с гречкой и селедкой, не забывая положить московские сладости. Не раз соседи были свидетелями ее разговоров с родней. Если Капа звонила из квартиры, то ее сестре Настене надо было бежать на  почту, а там уже слушали  их разговор все односельчане, которые оказались в этот час в отделении связи.

- Привет, сестренка. Как там поживаешь? Давно не звонила, я  даже соскучилась, - прощебетала Настя.

Хотя со дня последнего звонка прошла неделя.

Капа ей говорит, что послала посылку, должна на днях получить. А сестра, не слушая ее, но продолжая держать  трубку возле  уха, произносила своим вологодским говорком длинный монолог для всех присутствовавших на почте:

- Вы представляете, моя умница Капка звонит, она нас никогда не забывает, посылки нам шлет.  Да вы знаете! Она у меня в Москве живет. Я два раза у нее была, там больно шумно. Мне не нравится столица. То дело у нас…

Капа ей в трубку: «Настя, алло, разговаривай со мной. Алло, ты слышишь меня?» И некогда подумать сестричке, что за межгород Капа платит немалые деньги, пока та наговорится со своими земляками. И так постоянно. Ну, что поделать, гордость распирает Настю за родственницу. А Капа Федоровна злится, говорит, что не будет больше ей звонить, но не проходит и двух недель, она опять у телефона, потому что кроме сына и семьи Настасьи у нее  ближе никого нет.

В назначенное время  Зина ушла на свидание  тайком, без свидетелей. Ей не хотелось, чтобы в ее личную жизнь кто-то  вмешивался. Второй раз она не может, да и не должна, потерять свою любовь, любовь всей своей жизни.

Жорик с цветами ждал Зину возле ресторана «София» на Маяковской. Он был, как всегда, галантен и предусмотрителен: столик на двоих уже был заказан.

Весь вечер они много разговаривали. Вспоминали юность, Зина коротко рассказала о своей жизни, а вот Георгий мало что говорил о себе. Он все больше интересовался жизнью одноклассницы, и ей казалось, что он вот-вот позовет ее с собой на край света.

- Зина-Зинуля, это хорошо, что ты еще работаешь. У тебя прекрасная профессия, а главное, очень нужная в наше  не простое время. Дефицитные тряпки нынче в цене, на них можно сколотить капитал, если есть доступ «к телу».

-Ты, Джорж, на что намекаешь? – спросила  захмелевшая от вина Зина.

- Я не намекаю, я предлагаю, солнышко.

- Ты хочешь, чтобы я на старости лет загремела в милицию? У нас все строго, вещи можно купить только по талонам. Вот такие настали времена.

- Я же не воровать тебе предлагаю, а скупать. Реализовывать буду я. И потом, у вас же есть свои маленькие хитрости  в торговле. Вместе мы можем замутить такие дела…

Зину Карловну будто током прошибло, куда только вся хмель делась. Она привыкла деньги приумножать и складывать в одну копилку, ни с кем не делясь. А тут такое предложение, которому - если откажешь, то потеряешь любимого, а если согласишься… Неизвестность ее пугает.

- Жора, скажи, а твои «командировки» были, случайно,  не за колючей проволокой?
 
- Что мне в тебе нравится,Павлова Зина,что ты всегда была умна и сообразительна. И почему я, дурень, тебя раньше не искал? Сам же и отвечу: некогда было, меня ждали великие дела. На мелочь не было времени размениваться.

Вдруг  Зину осенило: здесь не любовь, здесь корысть правит балом. И так она оскорбилось этой «мелочью», что ее чуть не стошнило. Она закрыла глаза и тихо произнесла:

- А не пошел бы лесом, дружок. А то я могу и обидеться по-крупному.

- Уважаю. Уважаю за характер. Тверда как сталь.

- Убирайся, ухажер, туда, откуда приперся.  Терпеть ненавижу, - сказала она свою любимую присказку, обхватив голову руками.

- Ну, бывай! Живи, как знаешь, - вставая, произнес Георгий, и спокойно направился к выходу.

Зина Карловна  продолжала сидеть за столиком, уставившись в одну точку.

Подошел официант:

- Извините. Я вижу, Ваш мужчина ушел. Может, Вы расплатитесь за ужин?

Зина вопросительно посмотрела на официанта.

-А разве…

Она вышла на окутанную мягкими вечерними сумерками улицу, глубоко дыша, и побрела в сторону метро. Зинуля  чувствовала себя оплеванной, униженной и опять…брошенной. «Капа как в воду глядела, что меня окружают одни аферисты. А этот повесил на меня дорогой ужин, хорошо, что деньги с собой прихватила », - слезы текли по ее щекам. Не от того, что деньги жалела, просто обидно было, что ее опять «оставили в дураках». И кто? Тот, кого она  тайно любила всю жизнь.

Прохладный  ветерок ласкал ее волосы. Слезы то высыхали, то снова градом текли по ее щекам. Домой она вернулась расстроенная и долго не могла уснуть.

Вечером другого дня, придя с работы, она  не решалась рассказать  соседкам о Жорке, стыдно, что опять вляпалась, как они и предполагали. Но Капа со Светой сразу догадались обо всем по ее настроению, и скрывать стало бессмысленно.

- Так, ты чего нюни распустила? – пошла в атаку Света Львовна, - Бог любит тебя и поэтому отвел  от дурного человека. А деньги – дело наживное, сама знаешь, не мне тебя учить.

- Вот-вот, не переживай, дорогая, мы с тобой. Я думаю, он больше не будет тебя беспокоить, ты все правильно сделала, - поддакнула Капа Федоровна.

- Девоньки, спасибо за поддержку! Вы у меня настоящие подруги!

 Света закусила губу, немного помолчала, да и выложила неожиданную правду о себе:

- Признаться, я тоже однажды лопухнулась. Никому не рассказывала. Стыдно. Помните, я ездила в «Будапешт», там пальто дутые выкинули, и я неожиданно обзавелась покупкой. Когда вышла из магазина, пошла дворами на остановку. А там стояли «наперсточники». Остановилась, понаблюдала, мне показалось, что так просто угадать, где шарик находится. И я  на радостях решила сыграть. Мне отказывал ведущий, говорил, что с женщинами не играет. А я настояла.

- Света! Ты в своем уме, интеллигентка ты наша! – не выдержала Капитолина.

- Со мной готова  была на кон поставить пополам вся компания, которая толпилась возле этой «точки». Мне указали на одного, мы с ним и поставили по пятьдесят рубликов.

- Зачем ты ввязалась в эту авантюру? – теперь уже Зина подала голос.

- Как только я проиграла, меня сразу осенило, что вся эта толпа  – подставные «утки», они всегда  и выигрывали. А жертва шла восвояси  как  обгаженная. Мне так денег было жалко, все-таки ползарплаты проходимцам отдала!

Все переглянулись. И тут Капа предложила выпить по стопочке деревенской наливочки, которую в свою очередь ей в грелке посылкой прислала ее любимая сестренка. Никто не возражал.

Капа достала из банки консервированные овощи, нарезала сало тонкими ломтиками, и поставила стаканчики. Вот и посидели, закусывая сладкую наливку солеными огурцами.
 

Продолжение:http://www.proza.ru/2016/09/10/114


Рецензии