Н. А. Макаровец глава 3 зрелость Часть 2 Бийск

Н. А. МАКАРОВЕЦ  1962 год



Н. А. МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 3 ЗРЕЛОСТЬ
 
ЧАСТЬ 2  БИЙСК
 

Когда институт был окончен, настала пора распределения. Многие предприятия, входившие в систему бурно развивающегося в те годы отечественного ракетостроения, остро нуждались в молодых специалистах по проектированию двигателей летательных аппаратов. Среди них были тульские КБП, ГНПП «СПЛАВ», и НИХТИ - в посёлке Дзержинском, это там, где уже работали мы с Виктором, а Николай Макаровец  с Юрием Дерябиным проходили в 1961 году преддипломную практику. На эти предприятия в основном и распределялись выпускники, учившиеся в одной группе с Макаровцем.

Для распределения предлагались ещё предприятия, находившиеся в городах: Омске, Бийске, Перми, Красноярске.

Николай Макаровец, молодой инженер-механик, имевший многочисленные возможности распределится в лучшие НИИ и КБ страны выбрал Алтайский НИИ химической технологии, который тогда только начинал свою деятельность в далёком от Тулы городе Бийске.

В апреле 1962 года Николай Макаровец, получив диплом с отличием вместе со своими товарищами по группе 461, выпускниками Тульского механического института – Ю. Дерябиным, М. Архангельским и супругами Фроловыми приехал в город Бийск Алтайского края на предприятие, которое тогда называлось НИИ-9 (п/я 28 -Алтайский научно-исследовательский институт химической технологии – Научно-производственное объединение «Алтай»).

 Этот научно-производственный комплекс был призван принять участие в  решении важнейшей на тот момент задачи обеспечения обороноспособности страны – разработки и производства твёрдых топлив и зарядов для баллистических ракет. Именно для таких зарядов Н. А. Макаровец, работая на бийском предприятии в разных должностях, отрабатывал систему прогнозирования внутренних баллистических характеристик.

Сначала этой проблемой занималась специальная лаборатория, затем – отдел, который и возглавил молодой выпускник тульского вуза.

Будучи молодым специалистом, он начинал работу с должности  инженера. Далее трудился старшим инженером, руководителем сектора, начальником лаборатории, начальником отдела. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию.

За 7 лет он пробежал вверх по служебной лестнице, поработав на пяти обязательных для карьеры должностях,  превратился  из молодого специалиста  в молодого учёного.

Но мы не будем скакать «галопом по Европам»…

Начнем – «от печки…».

Приехавших молодых специалистов поселили в общежитие…

Конечно, ребятам было интересно узнать всё не только о предприятии, но и посмотреть город. А за последующие годы,  Николай Макаровец, приобретя машину, изъездил уже весь Алтай вдоль и поперёк.

А мы с чем начнём знакомиться сначала: с историей предприятия, с городом Бийском или с Алтайским краем?

Начнем с Бийска, поскольку этот город Николай Макаровец с ребятами изучал, отмеривая на прогулках километры – шагами.

В 2009 году Бийску исполнилось 300 лет.

Как и о любом городе России, о Бийске существуют свои – легенды «старого города».

Многочисленные легенды похожи на быль.

Среди них – первое место занимают легенды о нераскрытой до сих пор тайной сети лабиринтов, расположенных под землей на территории Алтайской духовной Миссии, в частности архиерейского подворья.

Бытуют также легенды об уникальных исторических местах, связанных с историей Бийской крепости и торговыми путями. До сих пор здесь живы рассказы о спрятанных кладах, лихих разбойниках, сокровищах древних цивилизаций, спрятанных до поры в курганах.

Бийск – самобытный город. Здесь много не только исторических памятников, но и 50 археологических и 11 памятников   природы.

Об истории Бийска рассказывается на многих сайтах этого города. Мы заглянули  на один из них.
               
                ИСТОРИЯ  БИЙСКА

Н.М. Щербин Новосибирск, Институт истории Сибирского отделения РАН    museum.sbras.ru›?q=node/572

Город Бийск Алтайского края - один из 6 городов России и единственный за Уралом, основанный по именному указу императора Петра Великого как форпост, имевший важное военно-стратегическое значение.

Неизвестно, кто первым предложил императору выбрать именно это место на слиянии двух полноводных сибирских рек - Бии и Катуни, вместе дающих начало третьей реки - великой Оби, но именно он подписал 29 февраля 1709 года указ в котором говорится: "На реках Бии и Катуни в пристойном месте для сбору нашей Великого Государя ясашной казны и к селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостями".
В марте указ был послан в Сибирь. Надо полагать, что летом того же года в стрелке между Бией и Катунью было начато строительство острога, чтобы к зиме бревенчатое сооружение было готово. Служилые люди очень нуждались в нём. Так как им необходимо было зимовать на новом месте. Руководствуясь списком поселенцев крепости, хранящимся в фондах Бийского краеведческого музея, в котором фигурируют дата и год (18 июня 1709 года), можно утверждать, что они и являются началом основания Бикатунской крепости.

Быстрое исполнение данного указа диктовалось не только строгостью Петра I, контролем со стороны Сибирского воеводы князя М.Г. Гагарина, но и самой необходимостью защиты юго-восточных границ Российской империи, торговых путей, ведущих в Китай и Монголию.

Крепость стала серьёзным препятствием для джунгар и чёрных калмыков, при осуществлении набегов на сибирские земли. Именно в этом месте (в начале Оби) они обычно переправлялись через реку. Поэтому летом 1710 года джунгарам при очередном набеге на Кузнецкий острог пришлось искать другое место для переправы, выше по течению Бии. На это ушло много времени. Была утрачена внезапность нападения. Предупрежденные посыльными из Бикатунского острога казаки Кузнецкого острога успешно отбили нападение переправившихся войск.

 Обозленные джунгары двинули свои трехтысячные войска на Бикатунскую крепость и обложили её с трех сторон, с тылу. В крепости на тот момент было около 80 казаков, семь пушек и ограниченный запас боеприпасов. Пока были снаряды, острог оборонялся, но на третий день осады огонь из пушек прекратился, и джунгары смогли почти беспрепятственно приблизиться к крепости, сжечь её, а оставшихся в живых защитников увести в плен.

В 1715 году Петр I писал джунгарскому хану Цэван-Рабдану: "Та земля на Бии и Катуни, где был построен город, его царского величества, и те земли сибирские, а не твои...".

В 1718 году Бикатунский острог восстановлен на новом месте - на правом берегу Бии в районе современной площади имени Фомченко. Новое место было менее опасным и более выгодным как в стратегическом, так и в экономическом отношениях. Крепость вплотную подходила к берегу реки, которая защищала её от нападения с юга, с трех сторон она была обнесена "городнями" - двойными бревенчатыми стенами, с насыпанною между бревнами землей; с наружной стороны стену окружал ров, на стене по углам располагались дозорные башни. Однако это место не соответствовало старому названию острога, и в 1732 году Бикатунский острог был переименован в Бийский.

Льготные условия для переселенцев Бийской крепости определили сравнительно быстрый рост её населения. По первой ревизии (1724 год) в ведомстве крепости учтено 72 души крестьян (учитывались только мужчины). В ревизской книге приписанных Колывано-Воскресенских заводов за 1748 год при Бийской крепости числилось 107 душ, всего же по второй ревизии (1745 год) здесь было 258 душ крестьян.

Крепость являлась центральной в ряду укреплений, построенных для защиты горных заводов и всей тнрритории Западной Сибири от набегов с юга, прежде всего, Джунгарии. В 1745 она объединяла Колыванскую и Кузнецкую линии укреплений.

Через год на Бийской укрепленной линии, в связи с недостатком хлеба, были в приказном порядке заведены казенные посевы. А через два года после этого, в 1747 году, по указу императрицы Елизаветы, население Бийской крепости было приписано к ведомству Колывано-Воскресенских заводов, с обязанностью выполнять работы по снабжению заводов дровами , углем, рудой, мукой, крупой, овсом, и поставлять кадры горнорабочих путем рекрутских наборов.

В 1747 году, после смерти уральского заводчика Демидова, алтайские горные серебряные заводы и рудники перешли к государственной казне, и на основании указа императрицы об усилении защиты территории и предприятий, размещенных на ней начались работы по строительству третьей крепости на основе второй Бикатунской крепости, которое было закончено к началу осени 1751 года.

В 1756 году, когда началась очередная джунгара-китайская война, и алтайские зайсапы попросили защиты у Российской империи, Алтай официально присоединился к России.

В 1760 году в Бийской крепости из Енисейской провинции поселилось 178 мужчин и 128 женщин (крестьян, казаков и разночинцев), они привели с собой 128 лошадей, 13 коров и 1 овцу. В 1771 году в крепости было 307 домов, одна церковь и, кроме двух драгунских команд, 1094 душ мужского пола и 986 женского. Со временем Бийск утратил оборонительные функции и стал местом хозяйственного освоения Приобья и центром развивающейся торговли.

В 1768 году началось строительство четвертой Бийской крепости в двух километрах ниже по течению Бии. Но к сожалению, место было выбрано неудачно. Крепость ежегодно подвергалась разрушению, по причине весеннего подъема грунтовых вод. А в мае 1799 года невиданным наводнением затопило солдатские слободки, госпиталь, склады с боеприпасами и продовольствием.

В 1782 году Бийск получил статус уездного города и вошел в состав Колыванского наместничества, в 1798 - в Тобольскую, в 1804 - в Томскую губернии.

В 1822-27 годах Бийск имел статус села, потом снова стал окружным (уездным) городом, в 1917-25 годах - уездным городом Алтайской губернии, с 1924 года - райцентром, в 1925-30 годах - административным центром Бийского округа.

В XVIII - нач. XIX в. Бийск представлял собой административно-военный город, население которого быстро росло. Если в 1709 году в нем проживало 646 чел. в, 1782 - 2,4 тыс., то в 1897 году в нем имелось 17 тыс. чел.

В годы "золотой лихорадки" (1830-1850) в составе быстро растущего населения Бийска начинают преобладать мещане и купцы. В 1855 году в Бийске открылась 1-я ярмарка - Екатерининская, проходившая ежегодно с 24 ноября по 6 декабря. К концу XIX - началу XX вв. Бийск становится крупным торгово-купеческим центром юга Сибири, торгующим с Англией, Францией, Германией. В 1897 в торговле было занято 12,4 % (692 чел.) всего городского, населения Бийска. Наиболее крупную оптовую торговлю вели купцы Е.Г. Морозова, А. Колмаков, Осиповы, Фирсовы, И.К. Платонов и Е.И. Судовская.

Бийск постепенно становится купеческим городом, купцы которого ведут торговлю в Кош-Агаче с алтайцами, монгольскими и китайскими купцами, вносят пожертвования для города, берут на себя также и расходы по содержанию переправ и паромов.

 Так, П.А. Копылов, занимавшийся торговлей с Монголией, в своем завещании отписал большую сумму для благотворительных нужд. Его наследник выделил 100 тыс. рублей на строительство Народного дома, 20 тыс. руб. на организацию Городского общественного банка, вся прибыль которого шла в пользу благотворительных и просветительных обществ Бийска.

 Купец Фирсов А.П. являлся почетным членом "Общества попечения о начальном образовании" и с 1907 г. входил в попечительное общество, занимавшееся выдачей пособий.

Обстановка на южных границах Западной Сибири настолько стабилизировалась к началу 1820-х годов, что в 1822 г. Бийскую крепость перевели в ранг "заштатных", в котором она просуществовала до 1848 года, и в 1852 году как утратившую военно-стратегическое значение, её передали в городскую собственность.

Развитию Бийска способствовали выгодное положение на торговых путях и благоприятные условия для земледелия и животноводства. Через Алтайские горы пролегали важнейшие караванные тропы, связывающие Северную и Центральную Азию. По территории современного Бийска в III тыс. до нашей эры проходило северное ответвление Великого шелкового пути.

К переправе, на слиянии Бии и Катуни, выходил торговый путь, начинавшийся в северных областях Сибири. В 1922 году Чуйскому тракту, который берет начало в Бийске, присвоен статус дороги государственного значения: практически все экспортно-импортные связи России, Монголии осуществлялись через Бийск.
В конце XIX - начале XX веков в Бийске начали строиться предприятия по переработке местного сырья: кожевенный, винокуренный и лесопильный заводы, махорочная и льноткацкая фабрики, паровая мельница, холодильник и ряд кирпичных заводов, а также полукустарные мастерские по металлообработке. Примечательно, что в то время за границу отсюда экспортировались именно промышленные изделия в обмен на сырье, а не наоборот.

В 1915 году Бийск соединяется железной дорогой с Транссибирской магистралью. Отличительная особенность финансово-экономического развития Бийска в предреволюционное десятилетие - высокая концентрация банковского капитала. Наряду с местными кредитными учреждениями, здесь успешно действуют отделения таких крупных банков, как Сибирский торговый, Русско-Азиатский и Петроградский международные коммерческие банки. Инвестиции капиталов, в том числе и иностранных, шли, в основном, в маслосыроделие, лесоразработки, золотодобычу, зерновое хозяйство. Бийск в течении многих десятилетий (1830-1917 г.г.) являлся центром Алтайской Духовной миссии. Именно в ее стенах, между 1834 и 1841 годами, настоятелем миссии архимандритом М. Глухаревым был сделан не потерявший до сих пор своего значения один из первых в России научных переводов Библии с языка оригиналов (древнееврейского и греческого) на русский язык.

17 декабря 1917 года в Бийске была установлена власть Советов. Однако 19 июня 1918 года город перешел под контроль войск А.В. Колчака, и Советская власть была восстановлена только 9 декабря 1919 года.

В 1925-1938 годах Бийск являлся центром Сибирского края. В эти годы в городе возникают сахарный завод, беконная фабрика, авторемзавод, новая ЦЭС, большая окружная больница. Силами заключенных Сиблага был благоустроен начинающийся за Бийском знаменитый Чуйский тракт, проектировкой которого перед первой мировой войной занимался, ставший впоследствии известным писателем, Вячеслав Шишков.
В период Великой Отечественной войны в Бийск эвакуируется ряд крупных промышленных предприятий. В глубоком тылу продолжался выпуск столь необходимой стране продукции. Кроме того, в этом же городе размещались 23 госпиталя, в которых восстановило свой здоровье более чем 200 тысяч раненных. Из ушедших на фронт 26456 бийчан погибло и не вернулось 9772 человека.

В 60-е годы Бийск становится крупным промышленным центром. Здесь бурно развиваются такие отрасли, как "большая химия", машиностроение, энергетика, легкая и пищевая промышленность.

В ноябре 2005 года Бийску присвоен статус наукограда РФ. Многопрофильный научно-производственный комплекс включает ряд предприятий с высокотехнологическими научными и техническими разработками специальной химии для ракетно-космической техники.

Таким образом, Бийск, ставший в начале XVIII века форпостом по защите юго-восточных границ Российской империи и путей, ведущих в Ктай и Монголию, в настоящее время представляет собой крупный промышленный центр, с развитой социально культурной сферой.


               
                ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ   ГОРОДА  БИЙСКА
                101hotels.ru

Среди достопримечательностей города Бийска самыми интересными считаются:
Памятник Ленину, Городское училище им. Пушкина, Памятник Петру I,  Драматический театр, Краеведческий музей, и Успенский кафедральный собор.

Я бы ещё сюда приобщила некоторые красивые здания города, имеющие историческое значение.

Посмотрим, может быть это и удастся сделать.

Чтобы все эти фотографии достопримечательных мест не растаскивали из-за написанного заголовка –« Н. А. Макаровец» - по разным сайтам интернета, при их публикациях мы сократим названия этих частей Главы…

Но в нашем оглавлении они не потеряются.

Давайте вместе с Вами прогуляемся по Бийску.



Рецензии