Памяти командира

Летом 1980-го во время курсантской практики на борту тяжёлого авианесущего крейсера "Киев" несколько наших ребят были показательно арестованы командиром корабля за то, что находились, где ни попадя во время полётов палубной авиации. Наверное, независимо от того, как сложилась судьба, каждый из них сохранил светлое чувство от того, что его арестовал сам Пыков Владимир Николаевич!

На этой же практике за секунды до начала совещания офицерского состава в салоне кают-компании офицеров я плюхнулся в кресло командира. И мне ничего не было! Пыкову В.Н. один  из офицеров просто уступил своё кресло. Через 36 лет после того случая мне страшно представить, что пережил бы я - без пяти минут пятикурсник, если бы командир корабля в этой ситуации повёл себя как-то иначе.

Через год, пройдя стажировку на большом противолодочном корабле, я начал службу на "Киеве". Корабль,  как и страна, был на пике своей мощи - в разгаре  учения стран Варшавского договора "Запад-81". Молодому лейтенанту доверено было открыть лифт на Центральном командном пункте при прибытии туда министров обороны стран Варшавского договора. Во время тренировки показа корабля, командир крейсера, стремительно выйдя из лифта, взял меня за плечи и аккуратно передвинул на один шаг.

Красивого слова ради, надо бы сказать, что куда меня мой первый командир корабля поставил, я там до сих пор и стою, но это не так! Тогда всё завертелось - закружилось в стремительном вихре учений. Стрельбы, полёты!  Помню внешний рейд Балтийска - стоим на якоре. Август. Солнечно и тепло. Утреннее построение по большому сбору вот-вот сыграют. Офицеры и мичманы построены в каре в начале  полётной палубы. "Соло ядерной накачки" исполняет старпом. В это время рядом пробегает трусцой, завершая свою физзарядку, командир.  Накануне вечером штормило - не было никакой возможности безопасно принять плавсредство с командиром на его борту. Командир был  поднят  в сетке грузовым краном. Такое  в  духе второго командира "Киева"! Прошло столько лет с 1981-го, а я до сих пор помню, что на той физзарядке наш командир занимался в сочно-зелёном спортивном костюме и пронзительно-оранжевых носках. Бегун свеж, бодр и подтянут, как всегда. "Какой молодец!" - думал я.

18-го сентября  "Киев" вернулся в Североморск. Пыков В.Н. поступил в ВМА. Его сменил Ясницкий Геннадий Павлович. Под самый конец осени - ещё ходили в пальто, я поехал в отпуск в Ленинград на несколько дней. Заодно мне было поручено отвезти какие-то бумаги Пыкову. В городе на Неве было чертовски сыро и слякотно. По темноте нашёл командирскую квартиру, позвонил. Открыл Владимир Николаевич - был, как всегда, стремителен и энергичен в движениях. Я успел во время его расспросов рассмотреть яркие богатые обои в коридоре. Командир был внимателен - спросил где живёт семья и не нужна ли мне его помощь. Я оробел от оказанного внимания, так как много нас пришло лейтенантов на корабль этой осенью: признаться, я вовсе не был уверен, что Владимир Николаевич помнит меня. Быстро попрощался и отправился к жене и дочке, согретый командирским участием.

Более судьба меня с командиром так близко не сводила, хотя "Киев" ещё немало ходил в море с ним на борту, когда он был заместителем командира 7-ой оперативной эскадры Северного флота.

И вот его нет! Яркий человек с огромной энергетикой, который многого добился и стал образцом для подражания. Пыков Владимир Николаевич останется легендой в памяти многих-многих людей, связанных службой на  Флоте.
 


Рецензии
Спасибо за ПАМЯТЬ... и о командире, и о службе на флоте в целом! Замечательные рассказы-воспоминая, Анатолий! С уважением, капитан 1 ранга Кирюшов.

Николай Кирюшов   17.04.2020 10:37     Заявить о нарушении
Николай, спасибо за отклик. У меня ничего нет кроме воспоминаний.

Анатолий Дудник   19.04.2020 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.