Месть чернявому сашке
-1-
Когда сороколетний прозаик Игорь Николаевич Северов прочитал на экране монитора это электронное письмо, он даже откинулся на спинку кресла от удивления и вращался несколько секунд, сцепив перед собой руки. После выхода из печати нового сборника «Сказки для сестренки» Игоря Николаевича стали чаще прежнего звать на встречи с юными читателями в разные библиотеки и приглашать в члены жюри детских кинофестивалей. Так что это приглашение было бы для него в порядке вещей, если бы оно не поступило от студии «Зеленая лампа» из средней школы № 20.. Слишком много волнующих и впечатлений, связанных с этим местом, осталось в его памяти. Поэтому Игорь Николаевич, прочитав это письмо, сидел перед компьютером, ничего не видя перед собой, и вспоминал, вспоминал…
ВОСПОМИНАНИЕ
В то давнее лето по соседству с их школой открылась новая школа с бассейном и огромным спортзалом. Многие ребята из их класса, прельстившись этим, поспешили перейти туда. Количество учащихся сократилось и оставшихся соединили с параллельным классом. Так Игорек оказался в одном классе с Сашкой Петрухиным, невысоким крепышом, прямые черные волосы у которого торчали козырьком над черными дерзкими глазами, почти заслоняя их. Сашка быстро сделался заводилой у ребят. Привлек он их к себе в том числе и тем, что на переменах рассказывал мальчишкам увлеченно о том,как лихо ведут себя в тюряге «крутые пацаны» и какие у них зверские обычаи, а те слушали его со страхом и любопытством, как нынче смотрят по телеку современные ужастики. Позже, став старше, Игорь догадался, что кто-то из Сашкиной семьи посидел в тюрьме и от него Сашка набрался этих «знаний».Из книг Игорь Николаевич знал о том, что уголовники в тюремной камеру обязательно выбирают объектом для своих насмешек и издевательств кого-то, кто кажется им слабее. С горькой иронией он должен был признать, что сам оказался в роли такой жертвы. На фоне крепко сбитого Сашки Игорек с его рыхлой, совсем неспортивной фигурой выглядел мешковатым слабаком и вполне могло создаться впечатление, что он не в состоянии дать сдачи. Тем более, что Игорек действительно не мог себя заставить себя ударить кого-то, особенно в лицо.
В первую же неделю занятий, когда они, переходя из одного кабинета в другой, спускались по школьной лестнице, Игорек почувствовал болезненный толчок в спину под лопатку, невольно вздрогнул и обернулся. Позади него ловко прыгал со ступеньки на ступеньку Сашка с портфелем подмышкой, и при виде резкого разворота Игорька обрадовался, истолковав по своему его движение.
-Ага!Испугался?-оскалился Сашка.-Саичка тебе за испуг!
Сашка поддел пальцами подбородок Игорька и с силой дернул вверх. У Игоря больно стукнулись зубы, и он едва не прикусил язык…….Неизвестно, где Сашка подсмотрел этот болезненный прием «саичку», но с того дня он повторял его ежедневно чуть ли не на каждой перемене. Позже, будучи уже студентом журфака университета, Игорь нашел в научной литературе несколько теорий, объясняющих такое агрессивное поведение. Встречались среди совсем фантастические, которые возводили это желание одного человека мучить других людей к атавизму людоедства. Прочитав это, Игорь вспомнил, как Сашка любил зажать его в коридоре и призывал громко всех мальчишек:
-А ну, ребята, долби тюфяк!
Ребята поглядывали на него с опаской и не откликались на его призыв, возможно кто-то из сострадания к Игорьку, а кто-то из страха перед возможной ответственностью. Не откликались, но и не спешили заступиться за Игоря, боялись Сашку. А тот принимался мутузить Игорька словно боксерскую грушу с каким-то упоением, будто действительно хотел его съесть. Игорек, не знавший в то время никаких научных объяснений Сашкиной жестокости, возвращался сутулясь в класс, сдерживая просившиеся наружу горькие, обидные слезы от боли в ушибленных боках и плечах.
Сашка записался в секцию по боксу и молотил Игорька на переменах уже не подолгу, но зато со знанием дела, не боялся ударить и по лицу. И очень скоро Игорек впервые вернулся из школы домой с синяком на скуле. За ужином он старался сидеть боком к матери. чтобы она ничего не заметила, прикрывался рукой. Но мать все равно углядела начавшее зацветать фиолетовое пятно и горько вздохнула. Жили они они без отца. мать вкалывала с утра до позднего вечера на двух ставках и не имела времени. чтобы пойти лишний раз в школу разбираться. Когда она все-таки вынуждена была прийти в школу на родительское собрание, их классная руководительница Галина Петровна пожаловалась матери, будто Игорек сам был в этом виноват:
-Вот!Его побьют.А он сидит и помалкивает.
Вообще, у Игоря сложилось поначалу впечатление, будто учителя находятся на стороне Сашки и специально позволяют ему издеваться над ним. Ему казалось, что им даже нравятся его шутки на уроках.Только историк Пал Иваныч, нестарый еще, но ходивший прихрамывая и опираясь на инвалидную палку, мрачнел, когда Сашка в ответ на вызов к доске:
-Петрухин,иди отвечать.
Вскакивал и выговаривал весело и дерзко:
-Я вместо него!
остановке
-В таком случае, выходите сюда оба.
Пал Иваныч жил в соседнем доме, и Игорек часто встречал его во дворе, когда учитель выгуливал свою черно-серую чепрачную овчарку.
Пал Иваныч обычно отвечал на Игорьково «здравствуйте» как-то очень задумчиво, и медленно шел дальше своей дорогой, держа в свободной руке поводок от смирно трусившей рядом собаки.
-2-
Игорь Николаевич поехал в школу № 2… на троллейбусе и вышел из него на знакомой с детства остановке «Завод «Компрессор».Отсюда до школы можно было пройти прямиком по аллее небольшого бульвара. Но Игорь Николаевич направился вокруг старого заводского корпуса, как ходил в детстве после одного несчастного зимнего дня.
ВОСПОМИНАНИЕ
В тот день прошел мокрый снег. Деревья стояли, густо им облепленные.Он легко спрессовывался в руках. И ребята с радостными возгласами побежали играть в снежки. Игорь шел мимо и поглядывал на них с улыбкой; не утерпев, остановился,сгреб мягкий липкий снег рукой. В этот момент его заметил Сашка, перестреливавшийся снежными снарядами с другими ребятами.
-Вот он! Тюфяк. – азартно выкрикнул Сашка, указывая пальцем на Игоря.-Бомби его!
И он без замаха врезал тугим снежком в шапку Игоря так сильно, что у того загудело в голове. Лепившие снежки мальчишки помедлили немного, глядя то на Игоря, то на Сашку.
-Давай-давай! Бомби его.-подстегнул их Сашка, выковырил из сугроба большой ком снега и стал торопливо сминать его ловкими сильными движениями.
Игорь поскорее пошел прочь, поправляя шапку на голове, и тем самым невольно подогрел азарт мальчишек. Они бросились за ним в погоню и метнули на бегу несколько снежков. По Игорю больно забарабанили твердые комья снега. Игорь побежал. Ребята закричали,комкая в руках новые заряды.Хорошо,что до его дома было недалеко.Но прежде чем Игорь вбежал в свой спасительный подъезд,в спину и ноги его врезалось несколько снежных комьев.Когда он уже отпирал дверь,Сашка забежал сбоку и попал снежком ему в лицо.Щеку Игоря словно обожгло огнем.Кое-как открыв дверь,он ввалился в квартиру весь облепленный снегом,всхлипывая от отчаяния и злости.К сачстью,мать была на работе и не увидела его позора и ярости.
Больше Игорь не ходил по бульвару,а направлялся вокруг заводского корпуса.Соседи,наблюдавшие из окон,каким путем он шел,терялись в догадках,где он теперь учится,и однажды,не выдержав,спросили его мать,не перешел ли Игорек учиться в другую школу?Но он учился в прежней школе до конца года и только в августе отнес документы на новое место учебы.Мать все поняла и не стала Игорька ни о чем расспрашивать.
-3-
Руководительница «Зеленой лампы»,молодая девушка.видимо недавняя выпускница филфака,не потерявшая интереса к литературному творчеству,поджидала Северова,держа мобильник в правой руке,и сбежала ему навстречу по ступенькам крыльца,узнав Игоря Николаевича по фото на обложках его книг.
-Здравствуйте,Игорь Николаевич!Ждем вас.Ждем.-переложив в левую руку мобильник,протянула она ему правую.
Вместе с Северовым они поднялись на крыльцо,над которым теперь появился металлический козырек,и вошли в знакомые Игорю Николаевичу двери,превратившиеся из массивных деревянных в тонкие стальные.
В коридоре тоже изменился цвет стен с темно-синих на светло-зеленые.Исчезли тяжелые стенды,рассказывавшие в фотографиях об истории района и школы.Вместо них появились легкие пластиковые плакаты с современным содержанием.Игорь Николаевич смотрел по сторонам и чувствовал легкое волнение.Все вокруг было ему знакомо,напоминало прошлое и в то же время выглядело новым и неизвестным.
Они прошли в бывшую пионерскую комнату.Игорь Николаевич остановился при входе,оглядываясь с любопытством.Деревянные стеллажи с барабанами и горнами уступили место светло-желтым пластиковым шкафам с журналами и книгами.
Руководительница разлила чай по пластмассовым кружкам на журнальном столике между двумя мягкими креслами,насыпала в большое прозрачное блюдо печенье и конфеты и попросила Игоря Николаевича подождать немного,пока она соберет своих студийцев и всех желающих в актовом зале.Ловко балансируя на высоченных каблуках,девушка ушла.Северов сидел,не притронувшись к чаю и сладостям,и с волнением вспоминал.
ВОСПОМИНАНИЕ
Сейчас он уже не мог вспомнить,кто именно из ребят притащил в класс пучок круглой белой резинки «пирелли»,из которой авиамоделисты сплетали резиномоторы для своих моделей самолетов.Одноклассники Игорька нашли для нее другое применение.Весь урок литературы вместо того,чтобы слушать,что рассказывает учительница о поэме Пушкина
«Руслан и Людмила» они делили резинку между собой на куски,а потом,вырвав листы из тетрадей,скручивали их в «шпонки»-маленькие дуги,сгибали из проволоки рогатки.Когда прозвенел звонок с урока,и учительница ушла из класса,началась стрельба шпонками из рогаток.Девчонки с визгом сразу умчались в коридор.Игорек замешкался,складывая учебники в потрепанный портфель,и попался на глаза Сашке.
-А ну-ка,все разом,по нему-огонь!-скомандовал злорадно Сашка и пустил шпонку в Северова.
Мальчишки заорали восторженно и по его примеру начали стрелять по живой мишени.
Игорек успел заслониться портфелем, и бумажные снаряды жалили его руки,пока он бежал к выходу,втянув голову в плечи.
На следующем уроке истории руки у Игорька,избитые шпонками,горели огнем.Тыльные стороны ладоней,не защищенные рукавами,покрылись мелкими синяками,и Игорек спрятал их под парту.Пал Иваныч вызвал его к доске отвечать урок и,выслушав невнятный рассказ Северова о первой Пунической войне,долго смотрел на мальчика и поставил ему
«тройку».Вернувшись на место,Игорь не мог смотреть в сторону Сашки.Ему хотелось плакать и одолевала злость на этого чернявого мерзавца.Игорь любил историю и всегда получал по ней «пятерки».А тут…В сознании Северова созрела отчаянная мысль: «Так не может дальше продолжаться!...Надо что-то устроить Сашке…Немедленно!Сегодня же!...»
Игорь настолько погрузился в эти свои обиженные и злые размышления,что не заметил,как Пал Иваныч внимательно наблюдает за ним.
-4-
Вернувшись руководительница «Зеленой лампы» позвала Северова в зал.Войдя туда,Игорь Николаевич обрадовался.Стол для него поставили перед рядами стульев,а не взгромаздили на сцену.Он терпеть не мог возвышаться любым образом над другими людьми.
-Прошу вас,Игорь Николаевич,-показала жестом руководительца.
Северов сел за стол.На первом ряду перед ним устроились,судя по их заинтересованным лицам,студийцы из «Зеленой лампы».Дальше рассыпались по залу ребята,собранные по школе,очевидно,для количества.
-Ребята!Пересаживайтесь поближе.-призвала их руководительница,пойдя вдоль рядов.-У нас сегодня микрофона нет.
Мальчишки и девчонки начали неуверенно пробираться вперед.
-А ты,Петрухин,что ждешь особого приглашения?-обратилась руководительница к мальчишке,сидевшему в обнимку с желтым рюкзаком.
«Что?»-мелькнул вопрос в голове у Северова при упоминании знакомой фамилии.Игорь Николаевич пригляделся к мальчишке,который нехотя,не выпуская рюкзака из рук,пересел поближе.У того были такие же черные прямые волосы,торчавшие козырьком над дерзкими темными глазами,как у его врага из далекого детства.
-Может быть мы начнем,Игорь Николаевич?-деликатно спросила руководительница.
-Конечно,-откликнулся с готовностью Северов.-Я только хотел спросить вот у этого мальчика,-указал он взглядом на чернявого мальчишку.-Кем работает его отец?
Во взгляде девушки прочиталось недоумение:зачем это нужно знать приезжему знаменитому писателю?Мальчишка колюче вгзглянул на Северову и ничего не сказал.
-Он стесняется,-улыбнулась девушка.-У него отец-грузчик на Железнодорожном рынке…Но пускай тоже приобщается к литературе,правда?-попыталась она найти поддержку у Северова.
-Конечно-конечно,-вежливо согласился Северов.
Его охватило смешанное чувство жалости к этому мальчишке и одновременно торжества от того,что все произошло именно так,как предсказывал много лет назад его учитель истории Пал Иваныч.
ВОСПОМИНАНИЕ
Поздний весенний вечер очень благоприятствовал для осуществления того,что задумал Игорь.Снег уже полностью сошел,но как это иногда бывает посреди весны.внезапно похолодало.Холодный ветер прогнал людей со двора,и Игорь никого не встретил,пока дошел крадучись до четвертого подъезда,где жил Сашка.Его окна светились на втором этаже.С сильно бьющимся сердцем Игорь приблизился настолько,что оказался прямо под ними,вытащил из кармана руку с удобно уместившимся в ладони гладкообкатанным увесистым камнем,размахнулся и…Кто-то крепко взял его за левое плечо.Мгновенно похолодев внутри,Игорь резко обернулся.Слева от него стоял Пал Иваныч.На палку он опирался левой рукой,а правой держал Игоря.Лицо его хорошо освещал фонарь над подъездом.
-Значит,я правильно понял,что ты захочешь отомстить ему,-проговорил учитель спокойно и рассудительно.-Но не так это надо делать.Не стекла бить у своего обидчика.
На лице Игоря,наверное,слишком ярко отразился его немой удивленный вопрос,и Пал Иваныч на него тут же с уверенностью ответил.
-Ты добейся в жизни успеха.Займи в обществе уважаемое место.Это и будет твоя месть ему.Если он станет в отличии от тебя простым дворником или грузчиком,например.
-5-
Игорь Николаевич бросил на младшего Петрухина снисходительный взгляд,устроился поудобнее за столом и начал издалека, с рассказа о том,как он стал известным писателем.
Свидетельство о публикации №216091000264