Пророческие иконы миф и реальность

Пророческие иконы: миф и реальность.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Ничего не делается само собою. За последние двадцать лет в интернете при Российской пророческой литературе появилось большое количество «эстетствующих» фанатиков: кто-то гонится за славой, кто-то так самовыражается, кто-то отрабатывает «полученный заказ».
    Когда на православных форумах высказываются самые разные мнения о известных пророчествах – это, конечно, прекрасно. Надеюсь с этим, согласятся все читатели, которые интересуются данной тематикой. Однако, думаю, что все согласятся и с ещё одним выводом: ко многим современным статьям по Отечественной истории пророчеств можно выдвинуть одно и тоже требование – их достоинства зависят исключительно от морально-нравственных качеств пишущего. С сожалением необходимо признать, что с появлением возможности «анонимного» распространения информации, наши «эстетствующие» интеллектуалы от «апостасийной» роли России в последнее время резко измельчали, опустившись до уровня, в котором широко представлены самые низкие расчёты.
    Поэтому, читая некоторые статьи, невольно спрашиваешь себя: Да, о чём же здесь написано или просто произошёл очередной выброс отрицательной энергии в массы?
    Если ранее основным вопросом был: «Когда начнётся III-ья Мировая война», то сегодня приоритеты на православных форумах изменились и главной темой стал вопрос:
    «Как будут звать царя, который объединит все народы мира вокруг Москвы»
    На эту тему высказываются разные мнения. Наибольший интерес представляет статья анонимного автора, появившаяся в этом году в начале лета.

    «Сегодня православных всего мира интересует вопрос: Какое имя будет носить Царь-Победитель, которого скоро даст нам Господь, а с Ним и весь мир, а главное Царство Небесное на вечные времена.
    Похоже не так давно, нашелся ответ и на этот вопрос. Были найдены две пророческие иконы, написанные по благословению Авеля-прорицателя. И на одной из них – иконе Рождества Пресвятой Богородицы скрыта информация об имени грядущего Царя.
    На иконе изображено Рождество Богородицы (21 сентября).
    «Надпись слева и внизу: «Рождество Пресвятыя Богородицы».
    Слева:
    «В лето 5035 воссия деже на престоле чадо твое велиже творитися лета 4 и 4 месяца и дни 4 года».
    Внизу:
    «5263 взыде на престол имаше родивый благословенный по войне зело престрашней. В год же 6019 прииде окончание мира сего тленнаго сугубо зело грешнаго бысть потому. Аминь».
    Справа:
    «Во дни праздника Святыя иконы сия прииде до дар святых яко царь, двухкрат имя его, до дар святых».
    Не будем останавливаться на толковании дат – исходя из расчётов того что 5035 год это 1796 год, когда воцарился Император-мученик Павел I, всё подсчитывается достаточно просто. Другое дело, что судить о сроках дело крайне не благодарное, поэтому – оставим этот вопрос открытым (ведь как мы знаем: сроки Страшного Суда зависят напрямую от умножения греха или добродетели в мире). Тем не менее, мы понимаем, что речь идёт о нашем времени а не о каком-то другом, поэтому обратимся к другой части пророчества, где говорится о самом Царе.
    «Двухкрат имя его, до дар святых» – Двое святых из рода Романовых, прославленных РПЦЗ – это Михаил Никитич Романов, скончавшийся мученической смертью в 1602 году, дядя первого царя из Дома Романовых (Николай II подготовил документы для его канонизации на Соборе 23 марта 1917 года, помешала Февральская революция) и Михаил II Александрович, младший брат последнего царя.
    Итак, первое имя – Михаил.
    Слова: «Во дни праздника Святыя иконы сия прииде до дар святых яко Царь», если понимать их дословно означают – 8/21 сентября в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы причастится Святых Даров как Царь (то есть – по Царскому чину, в алтаре, со священством, во время Таинства Священного Коронования) будущий Государь-Победитель. В этот день родившихся младенцев нарекали Георгиями – Победителями. И речь идёт не только о Его имени, – но и о сущности происходящего. Царь с «двойным именем» – «двухкрат имя его, до дар святых» причастится Святых Таин Христовых – «прииде до дар святых яко Царь» в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Иначе не уделял бы столько внимания пророк Авель словам «до дар святых яко Царь», как нам представляется, явно говоря о Причащении по Царскому чину.
    «Двухкрат имя его» – что может быть проще – Георгий и Михаил одновременно. И при этом, мало кто задумался бы о таком непонятном поначалу факте, если бы не сам ход недавних событий, подтолкнувший нас к решению этого вопроса. А именно – появление Помазанника Божия – Георгия-Михаила Владимировича.
    Тем более логично всё складывается в одну цепочку, если вспомнить и о роли преподобного Серафима Саровского в деле Воскресения Святой Руси. Простое наложение дат праздников – и всё сходится. Воскресение Преподобного, по его же собственным словам, сказанным дворянину Мотовилову, будет Пасхой среди лета, т.е. – произойдёт, очевидно, в день памяти преподобного 1 августа по новому стилю (19 июля по старому). Об этом говорят все толкователи по данному вопросу (особенно подробно рассматривал в своё время этот вопрос писатель Василий Новиков).
    Остаётся только вспомнить, что вслед за празднованием дня памяти преподобного, наступает и праздник Преображения Господня – 6/19 августа, промыслительно передвинутый отцами ещё древней Церкви с реального времени происшествия данного события (весна) на вторую половину лета. Не случайно и то, что именно на Преображение 1991 года неведомые нам кукловоды запустили в действие грандиозный спектакль на музыку П.И. Чайковского под названием «Лебединое озеро» (ГКЧП). Тогда Россия советская преображалась в Россию «демократическую», символично и логично – в день Преображения Господня… И так же логично – должна Преобразиться она и в наши времена, после воскресения преподобного Серафима Саровского – преобразиться из апостасийной блудницы в Святую Русь. А там – не далеко и до Венчания на Царство Царя-Победителя, предсказанного пророком-Авелем.
    Конечно, всё это лишь попытка проанализировать то, что лежит на поверхности. И мы можем ошибаться в своих трактовках пророчеств (за спиной автора – не годы молитв и постов, а учеба в Санкт-Петербургском Университете, с привычкой постоянно анализировать и компилировать многочисленные источники). Более того, Всемогущий Господь имеет власть и силу изменить мир так, как Ему Одному угодно. И быть Воскресению Святой Руси или нет – зависит, в том числе и от нас. Ведь если мы не сохраним верность Господу и Царю, приняв «номера», а потом и электронные карты с чипами (и то и то уже не только не за горами, но и происходит сплошь и рядом с одобрения первоиерархов – как МП, так и РПЦЗ), то о каком Воскресении может идти речь?
    Зная всё это, будем уповая на Бога молить его о прощении нас грешных за Соборные грехи русского народа – богоотступничество, предательство и цареубийство, а остальное – в руках Божьих. И если Господу будет угодно – пророчества исполнятся, и мы увидим чудо Преображения современной нам России в Святую Русь – во главе с Царём Георгием-Михаилом Владимировичем, для службы Господу. Ведь как известно – «Москва – Третий Рим, а Четвертому не бывать». Аминь».

    Давайте попытаемся разобраться, что здесь – правда, а что – ложь, или всё – ложь!!!

    Анонимный автор в своей статье ссылается на две пророческие иконы, написанные якобы по благословению Авеля-прорицателя. Статья об этом появилась в интернете 28.05.2010 и называлась «О двух пророческих иконах, написанных келейником провидца Авеля иконописцем Лазарем по указанию провидца», и была подписана некой Надеждой Боголюбовой [вероятно, псевдоним, больше об авторе ничего неизвестно].
    Ознакомимся со статьёй:
    «Сообщение от Санкт-Петербургской таможни: При попытки вывоза за границу задержана партия икон, возбуждено уголовное дело».

    Далее следовала фотография первой иконы, под ней был текст:
    «Эта икона написана келейником провидца Авеля иконописцем Лазарем в марте 1796 года, за 8 месяцев до кончины Екатерины II. Пророчества размещены на полях иконы. Икона писана по заказу Императрицы. После этого Авель вместе с иконописцем был сослан в Петрокрепость, что на Ладоге.
    На иконе изображено Рождество Богородицы (21 сентября).
    Надпись сверху: «Рождество Пресвятыя Богородицы»
    Слева: «В лето 5035 воссия деже на престоле чадо твое велиже творитися лета 4 и 4 месяца и дни 4 года».
    Внизу: «5263 взыде на престол имаше родивый благословенный по войне зело престрашней. В год же 6019 прииде окончание мира сего тленнаго сугубо зело грешнаго бысть потому. Аминь».
    Справа: «Во дни праздника Святыя иконы сия прииде до дар святых яко царь, двухкрат имя его, до дар святых».
    Часть этого пророчества ещё при жизни Екатерины II о времени царствования её сына Павла Петровича сбылось день в день: 4 года, 4 месяца и четыре дня.
    Летоисчисление приведено от 5035 года. Если вычесть 1796 год – когда взошёл на престол Павел I, разница в годах получается – 3239 лет.
    Следовательно, нижнее пророчество о приходе на престол Царя благословенного по войне зело престрашней: 5263 - 3239 = 2024 год.
    Далее, пророчество о конце Света: 6019 - 3239 = 2780 году.
    Последнее, об имени Царя: 21 сентября придёт Царь «двукрат имя его до дар святых».

    За первым текстом следовала фотография второй иконы с ликом императора Николая II, под которой был текст:
    «К посланию в первой иконе приложена вторая икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Николая II, завещанная императором Павлом I вместе с посланием «Моему потомку, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти». Эта икона написана иконописцем Лазарем по просьбе Павла I по пророчеству Тайновидца Авеля о Последнем Православном Царе.
    Разъяснения по этим иконам.
    Во-первых, почему слова предсказаний написаны именно на иконе Рождества Богородицы?
    Ответ дан внизу: на иконе написано, что будущий Царь явится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.е. 21 сентября. Там еще написано: «по войне зело престрашней».
    Во-вторых, относительно иконы, завещанной Павлом I вместе с посланием «Моему потомку, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти».
    Она не была уничтожена, как считалось ранее. Большевики, не зная пророчеств и не придав ей особого значения, продали её в частную коллекцию.
    Так она три раза переходила из рук в руки, пока не умер в 2005 году в Москве последний коллекционер. Незадолго до его смерти, его обокрали.
    Через Питерскую таможню контрабандисты попробовали вывезти иконы заграницу, их поймали, иконы конфисковали, позвонили в антикварный магазин (угол Литейного и Владимирской в Питере) и предложили владельцу приехать с экспертом в таможню.
    Со стороны таможни тоже был эксперт, сговаривались о допустимых ценах для реализации конфиската.
    Эксперты определили срок написания икон – конец XVIII-го века. А вот относительно их стоимости – пожали плечами. По их мнению, это были иконы – фантазии. (Позволяли раньше богатые себе тогда такую роскошь) [пометка автора статьи Надежды Боголюбовой].
    Выставили в продажу за бросовую цену, – никто иконы – фантазии покупать не захотел. Тогда-то и вспомнили о Царской Часовне, куда иконы отдали из-за отсутствия покупателей […]».
*    *     *
    Как видим, в первоначальном тексте статьи некой Надежды Боголюбовой много несуразностей, поэтому никто из апологетов её полностью в последующем и не приводит.
    Во-первых, кто и как определил, что данные иконы написаны именно иконописцем Лазарем?
    Иконы – это не картины, по православной традиции мастера их не подписывали, тем более в конце XVIII-го века.
    Во-вторых, откуда узнали, что иконописец Лазарь был келейником при иеромонахе Авеле (1757-1831), ибо это не соответствует православной традиции XVIII-го века.
    В-третьих, нет никаких исторических данных, что императрица Екатерина II когда-либо встречалась с иеромонахом Авелем. Поэтому откуда узнали, что первая икона написана в марте 1796 года по указанию самой императрицы?
    В-четвёртых, откуда узнали, что вторая икона написана в мае 1798 года по указанию императора Павла I?
    В-пятых, как проследили историю второй иконы, если последний владелец умер в 2005-ом году, икону украли незадолго до его смерти и случайно обнаружили при попытки вывоза за границу в 2011-ом?
    В-шестых, с каких это пор российская таможня, имея своих экспертов, приглашает частных экспертов со стороны (угла Литейного и Владимирской в Питере)?

    В 2011-ом, ознакомившись с данной статьёй, я послала автору публикации свои вопросы и замечания о Православном быте конца XVIII-го века. Думаю, читатели уже догадались ответа от Надежды Боголюбовой не последовало. Автор исчез и более до сего дня ни как себя не проявил.
    Правда, апологеты существования пророческих икон, с которыми приходится общаться, ведут себя довольно агрессивно.
    Если ранее они просто «мечтали» о «приходе» Царя-Победителя:
    «Категоричность, особенно категоричность, не подтверждённая информацией – признак недоброго тона. Утверждение, что иконы никогда не подписывали, есть ни что иное как легенда, охотно повторяемая малоосведомленными в вопросе лицами – или теми, кто сознательно передергивает факты. Достаточно взять в руки любой аннотированный каталог любого крупного собрания икон, и мы найдём там множество подписных произведений. Например, одно только собрание икон Третьяковской галереи располагает подписными работами более чем шестидесяти древнерусских художников.
    Кроме того, о наличии или отсутствии подписи на  иконах мы зачастую вообще не можем судить: оборотная сторона доски, не укрепленная паволокой и левкасом, не защищенная олифой, за несколько столетий утрачивает всякие следы того, что там могло быть написано, а то и претерпевает сильные разрушения. Греческие мастера подписывали свои произведения на лицевой стороне икон, поэтому таких подписей сохранилось гораздо больше.   Так, что иконы подписывались и ещё как. В определенных ситуациях иконы подписывал архиерей, который проверял работу иконописца.
    Мы располагаем только тем, что мы видим, это кажется логичным, не правда ли?
    Поэтому мы достоверно не знаем, есть какая-то надпись на обратной стороне иконы или нет. Возможно имя  иконописца Лазаря, как раз таки и указано там, отсюда и выводы об авторстве иконы.
    Исторические данные о встрече Екатерины и Авеля, действительно, отсутствуют. Но эти, так называемые, исторические данные скупы и обрывочны, а жизнь многогранна и разнообразна. Их нельзя сравнивать с подробным жизнеописанием святых старцев. И не удивительно, что  маленькая статейка «Житие и страдание отца монаха Авеля» в  журнале «Русская старина» не включила информацию о встрече с Екатериной II, тем более, что встреча скорее всего проходила тайно за закрытыми дверями.
    Вот это выискивание хоть какого-то опровержения по вопросу подлинности пророческих икон носит в Вашем случае какой-то навязчивый характер. По большому счёту разбираться, кто именно писал икону,  келейник Лазарь или монах Никадим, не имеет  смысла, мы все равно не знаем и вряд ли это узнаем.
    Поэтому эти все ваши вопросы – сотрясание воздуха. Лично для меня намного большее значение имеет сам факт наличия этих икон и того, что на них изображено.  Можно было бы, конечно, сразу повесить на обе иконы ярлык фальшивок, поскольку нам, де, из исторических источников не известна дата их написания, что Вы и пытаетесь сделать, а можно проанализировать эти пророчества, сопоставить с известными пророчествами православных старцев, и сделать соответствующее заключение.
    И ещё. Вопрос доверия рассматриваемой пророческой иконе, указывающей на  явление в России православного царя в сентябре  2024 года – вопрос веры человеческой. Те из нас, кто ждёт царя и искренне верит в его явление в России, будет скрупулезно искать информацию о скором его приходе и верить в неё, поскольку – это для него хоть какая-то надежда на воцарение в России русской власти! Те же, кому н русский царь, ни русская власть не нужны, будут всегда искать во всем сомнения, фальшивки, подделки и пр. Это зависит от самого человека и его отношения к происходящему», то сегодня на православных форумах уже указывают на конкретного человека – Георгия-Михаила Владимировича.
    Ничего не делается само собою.
    Что же касается заявления: «постановка вопроса подлинности пророческих икон несёт в себе вред для православных верующих», то для чего должны создаваться форумы по изучению Отечественной истории пророчеств?
    На мой взгляд, чтобы общими усилиями честных и порядочных, православных верующих отделять, образно говоря: «пшеницу от плевел».
    Форумы, цель которых изучать Отечественную историю пророчеств, должны быть не рассадниками «фальшивых» пророчеств, а, наоборот, должны общими усилиями определить: какие пророчества – есть подлинные, которые следует изучать и которые надо распространять, а какие «подделки» воинствующих, эстетствующих интеллектуалов, рядящихся в одежды верующих.
    Любой читатель, приходя на форум по изучению пророчеств, должен получать настоящую, честную и объективную информацию, а не «подделку» от бесов.
    Что страшного в том, если ранее опубликованные недостоверные пророчества, будут заменены на настоящие прорицания старцев и блаженных?
    На мой взгляд, – это не только не опустит рейтинг такого форума, а, наоборот, поднимет его в глазах простых читателей. Люди поймут, что здесь участники серьёзно борются за ИСТИННЫЕ слова провидцев, а не глумятся над их памятью.
    Поэтому обсуждать «тайну пророческих икон», не имеет смысла. Сегодня вокруг прозорливца Авеля (1757-1831) слишком много лжи и блуда, а также публикаций, которые не соответствуют духу того времени.
*    *    *
ДТН.


Рецензии
Открытая семинария
вы подписаны

Вы подписаны
Первичные источники сведений об Авеле и его пророчествах
11 августа 2023
761 прочитал
В альманахе “Альфа и Омега”, № 54, 2009 была опубликована статья, содержащая прекрасную, еще дореволюционную библиографию монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII — начале XIX века. А дальше в статье идут наезды на Авеля и попытка доказать, что он - еретик, царебожник, негодный православный и т.д. Этими комментариями я не хочу даже марать информационное пространство, а вот заимствованную библиографию приведу здесь, чтобы читателю было понятно, что имея дело с пророчествами Авеля мы имеем дело с прекрасно документированными материалами.

1. Опубликованные первичные источники сведений
1) Воспоминания современников Авеля
Это краткие воспоминания А. П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником4, известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова5, воспоминания известного историка М. В. Толстого6, “Записки” И. П. Сахарова7, а также воспоминания Л. Н. Энгельгардта8. Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия (Брянча­ни­но­ва)9.

2) Документы и их фрагменты
В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие:

А) Статья под названием “Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе”, опубликованная в журнале “Рус­ский Архив” в 1878 г.10, представляет, по словам анонимного автора, “извлечение из” архивного “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. Начато марта 17 ого 1796 года, 67 листов”.

В статье приводятся: 1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г. 2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров. 3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость. 4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г. 5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию. 6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокуро­ру Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.

Б) В другой анонимной статье “Предсказатель монах Авель” в журнале “Русская старина” за 1875 г.11 опубликованы следующие сочинения монаха Авеля: 1) “Житие и страдание Отца и монаха Авеля” (с купюрами, содержащими “некоторые мистические измышления” (С. 415–416)), написанное, по словам автора статьи, по-видимому, им самим. Заметим, что принадлежность авторства “Жития” Авелю у ряда историков, писавших об Авеле, не вызывало сомнений12. 2) Фрагмент из трактата “Жизнь и житие отца нашего Дадамия”, которое представляет собою вариант изложения “Жития” монаха Авеля.

Дадамий — имя, которым Авель иногда подписывал свои письма13. Это новое имя (“Дадамей”), по словам Авеля, было дано ему “духом”14. По словам автора статьи, принадлежность Авелю данного сочинения в этом случае у него сомнений не вызывает. 3) Выдержка из трактата Авеля “Книга бытия” — толкование на первую книгу Библии. 4) Автор указывает на находящуюся в его распоряжении тетрадку, принадлежавшую Авелю, где “на 28 страницах находятся разные символические круги, фигуры с буквами славянской азбуки и счёта, при них находится краткое толкование”15. Две из подобного рода символических таблиц из другой подобной тетрадки в 64 страницы опубликованы на С. 428–429, а толкование Авеля к ним — на С. 427 в сноске.

Автор указывает также на находящиеся в его распоряжении трактаты Авеля: 1) “Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество”, 2) “Бытия книга первая”, 3) “Церковные потребы монаха Авеля”, а также 12 писем Авеля к графине П. А. Потёмкиной за 1815–1816 годы и письмо Авеля к В. Ф. Ковалёву, управляющему фабрикой графини П. А. По­тём­киной в Глушкове. Выдержки из писем к графине П. А. По­тёмкиной приводятся.

«Я нижайший монах Авель обошел все страны и пустыни, был и в царских палатах и в великолепных чертогах и видел в них дивная и предивная, а наипаче видел и обрел в пустынных местах великая и тайная и всему роду полезная…» Из письма Авеля Амвросию,митрополиту Петербургскому
В) Другой номер журнала “Русская старина”16 публикует документы, собранные Н. П. Розановым: 1) Изложение содержания справки Консистории святителю Филарету, митрополиту Московскому о монахе Авеле от 1823 года. 2) Распоряжение святителя Филарета об определении монаха Авеля в Высоцкий монастырь в Серпухове от 6 окт. 1823 г. 3) Копии писем Авеля некой Анне Тихоновне и духовному отцу Доримедонту, 1826 год. 4) Изложение донесения о побеге Авеля из Высоцкого монастыря и изложение содержания других документов.

3) Публикации историков, основанные на анализе документов

А) Книга М. Н. Гернета “История царской тюрьмы” (Т. 1), в которой излагаются некоторые сведения об Авеле, извлечённые из “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре” (Архив эпохи феодализма и крепостничества. VII. № 2881) (С. 109) и документальные данные из архивов Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале (С. 174).

Б) Важные сведения о дате кончины Авеля приводятся в работе А. С. Пругавина, впервые опубликовавшего секретные документы о заключённых Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале17.

Титульный лист дела о заключении в Суздальский Спасо-Евфимиев муской монастырь Авеля
Что касается неопубликованных документов, укажем помимо “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре”, и на выдержки из “Книги бытия” Авеля (Центральный Государственный архив Ок­тябрьской революции. Ф. 48. Ед. хр. 13)18.

2. Аресты и предсказания. Документальные данные
Наиболее подробно опубликованы документы, связанные с обстоятельствами первого заключения Авеля в 1796 году22. Некоторые важные материалы дела 1796 года рассматриваются во многих исторических источниках. Важно отметить, что, согласно данным историков23, в это время не известно ни одного случая фальсификации следственных материалов со стороны органов безопасности, аналогичной известным фальсификациям НКВД-КГБ в ХХ веке.

Выводы ОС
Редко бывает, когда жизнь какого-то исторического персонажа имеет столько много исторических источников. Вещий Авель и его пророчества - не выдумка. Уж если и можно подробно исследовать жизнь пророка - так это будет жизнь Вещего Авеля. Но, как мы говорили уже прежде, ни жизнь, ни пророчества Авеля никогда не вписывались и не вписываются в прокрустово ложе церковного формализма - что лишь лишний раз указывает на истинность его пророчеств и на святость его жизни.

1Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя. Пророчества дому Романовых // Литературная учеба. Кн. 1. М., 1993; Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000; Россия перед вторым пришествием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993; Каверин Н. Православная мифология ХХ века // Благодатный огонь. № 13. 2005.

2Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995.

3Там же; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя…; Россия перед вторым пришествием.

4Ермолов А. П. Рассказы // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Кн. 4. М., 1863.

5Давыдов Д. Сочинения. М., 1962.

6Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995.

7Сахаров И. П. Записки // Русский Архив. № 6. М., 1873.

8Энгельгардт Л. Н. Записки. М., 1860.

9Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. Письмо № 453. Москва-Париж, 1996.

10Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе // Русский Архив. М., 1878. № 7.

11Предсказатель монах Авель (1757–1841) // Русская старина. СПб., 1875. № 2.

12Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941. С. 168; Ильин-То­мич А. А. Васильев Василий // Русские писатели 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989; Каратыгин П. Граф Павел Сергеевич Потемкин // Исторический вестник. Т. XIII. СПб., 1883; Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.; Русский биографический словарь. Т. 1. М., 1999.

13Предсказатель монах Авель (1757–1841). С. 426.

14Там же. С. 418.

15Там же. С. 415.

16Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812–1826 гг. // Русская старина. СПб., 1875. № 4.

17Пругавин А. С. В казематах. СПб., 1909. С. 226.

18Ильин-Томич А. А. Васильев Василий. С. 394.

19Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1.

20Имеется в виду по-видимому допрос в Тайной экспедиции весной 1796 года, после которого Авель был заключён в Шлиссельбургской крепости.

21Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. С. 109.

22Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе.

23Анисимов Е. Дыба и кнут. М., 1999; Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. С. 109.

Сергей Фокин 3   25.03.2024 13:45     Заявить о нарушении