Страсти по-испански. Сцена 7

 

                Сцена седьмая
                В новом замке Каэтаны “Буэнависта”

На новоселье Каэтана пригласила только наиболее близких знакомых, самых знатных грандов и, конечно, их величеств- короля и королеву.

Герцог Альба и его мать
маркиза де Вильябранка встречали гостей.
Все были в сборе, ждали только королевскую чету. К Гойе подошёл аббат дон Дьего…

Дьего:
Хозяйка приготовила нам сюрприз – будет небольшой камерный концерт, в котором примет участие сам герцог.

Ведущий:
Гойе было не до сюрпризов – он волновался как мальчишка: как она его встретит, как ему вести себя с ней. Но вот появилась она,
в отличие от разнаряженых гостей, в простом белом платье, перехваченном по талии широкой голубой лентой.

Гойя в нарушение всех правил этикета , расталкивая гостей, хотел первым поздороваться с хозяйкой, но тут объявили о прибытии королевской четы.
Каэтана первой приложилась к руке короля, а затем и к руке королевы.

Королева была шокирована великолепием обстановки и, как бы небрежным противопоставлением простого наряда герцогини, но не подала вида, в душе пообещав отомстить.

КОРОЛЕВА:
- Какими странными картинами Вы, милочка, украсили стены. Мне бы от них было холодно.

КАЭТАНА:
Но это мои предки – 7 поколений грандов Испании. Они всегда были украшением и гордостью королевства

ВЕДУЩИЙ:
Мажордом пригласил гостей занимать места.
На сцену вышли сам герцог с редким инструментом – баритоном виола да - гамба, его невестка Мария- Томаса с малой виолой и Женевьева – дочь мосье де Авре с огромной, по сравнению с хозяйкой, виолончелью. Они настроили инструменты и заиграли «Дивертисмент» Гайдна.

В отличие от напарниц, сухо исполнявших свои партии, герцог весь отдавался музыке. Его пальцы, рвавшие струны, превратились в живые существа, жившие своей особенной жизнью.
Маркиза де Вильебранка радовалась и гордилась сыном.
Гостям понравилась музыка и похвалы исполнителям были искренними. Король тоже решил отметить успех своего хрупкого первого гранда.

Король:
- Вы настоящий артист, герцог, и хотя не пристало особе, занимающей столь высокое положение, но мне со своей скромной скрипкой не угнаться за вашей
виолой  да- гамба.

Каэтана:
-Может быть кто из гостей хочет блеснуть талантом?

Королева:
-Мануэль, может быть вы споёте нам? Ходят слухи, что Вы недавно отлично пели в доме у своего секретаря.

Мануэль:
- Поверьте мне, Ваше Величество, я сегодня не в голосе и не стану петь.

Ведущий:
Это было дерзостью. Гранд не смел
так отвечать своей королеве, тем более возлюбленной. Гости были шокированы,
но выручила Каэтана, пригласив всех любезно к ужину.

После ужина гости разошлись по комнатам, а Каэтана подошла к Гойе.

Каэтана:
-Вы совсем меня забыли, дон Франсиско, неужели
вы рисуете картины день и ночь без перерыва
на обед, или на ужин, или просто для прогулки
так полезной для здоровья.

Вы же знаете, наверно, у меня открыты двери
поздно вечером и утром,
а для тех, кого люблю я,
так в любое время суток.

Правда эти две недели
я работала, как лошадь,
извините за сравненье,
украшая стены замка,
набирала штат прислуги 
и устала так, что было 
мне совсем не до свиданий.

 А в ближайшие дни я должна вместе
с двором посетить Экскуриал, но после возвращения вы обязательно нарисуете мой портрет в вашей новой манере, о которой все отзываются с восхищением.

Вы ни слова не сказали о театре, об артистах,
о моём репертуаре; Вам хотелось бы увидеть
пьесу в духе Кальдерона*,
молодых грудастых женщин,
в страсти млеющих на сцене
и мужчин не постоянных, что меняют, как перчатки, женщин, быстро пресыщаясь.

*Автор комедий «С любовью не шутят» и «Девушка Гомеса Ариаса»;

Ведущий:
Гойя понял, что Каэтана знает о его сделке с Мануэлем потому, что в пьесе «Девушка Гомеса Ариаса» негодяй Гомес быстро пресыщается похищенной,  влюблённой в него девушкой и продаёт её маврам.

Гойя:
-Что вы, донья Каэтана, может гранды и такие,
но для махо невозможно оскорбить любую даму
от служанки до грандессы. Мы способны поклоняться, восхищаться вашим полом
и влюбляемся обычно
мы, в отличие от женщин,
бескорыстно ради счастья,
наслаждаясь только страстью.

Ведущий:
Гойя пытался сменить тему, но окончательно запутался в формулировках и смущённо замолчал. Неловкую паузу Каэтана не заметила потому, что в её  мозгу созрел новый план, как позлить королеву.

Каэтана:
-дон Франсиско, пригласите на минутку Мануэля
я хочу концерт продолжить- что-то гости заскучали.

Ведущий:
Гойя, довольный возможностью избежать продолжения скользкой темы,  охотно исполнил её просьбу. Мануэль тоже был рад избавиться от назойливого внимания королевы и поспешил к Каэтане.

Каэтана:
-Вы меня простите, герцог, как хозяйка извиняюсь – мне хотелось бы послушать
песни в Вашем исполненьи.
Мне давно твердят о ваших артистических талантах,
а послушать ваши песни до сих пор не приходилось.

Вы сегодня отказались петь для всех гостей со сцены, но в кругу друзей быть может Вы споёте для хозяйки, как сюрприз на новоселье?

Ведущий:
Несколько задержавшихся в зале гостей смущённо переглядывались, король дон Карлос бурно поддержал Каэтану, а Мария- Луиза промолчала, надменно улыбаясь. Она не хотела ещё раз попасть впросак перед гостями. Мануэль не хотел лишний раз раздражать королеву, но и отказаться петь он не мог, считая, что это подорвёт его авторитет в придворных кругах, где и без того считают его подкаблучником.

Он благодарно(за комплимент) улыбнулся, поклонился Каэтане, встал в позу и запел…
Не успел он закончить третью песню, как Мария – Луиза поднялась и громко заявила

Королева:
-Мы идём спать. Завтра рано вставать – едем на охоту.

Ведущий:
Мануель, вынужденный прервать песню поклонился сначала королеве, затем Каэтане, отошёл к Гойе и подхватив того под руку, следом за королевской четой покинул залу.

Мануэль:
-Как находишь, дон Франсиско,
кто из наших дам милее !?
Если бы не воспитанье в строгих рамках этикета, пострадать могли причёски и не только, а пожалуй
и в глаза могли вцепиться…
И за что они друг-друга ненавидят – не понятно.

С королевой вроде ясно – на пороге увяданья
ревность мучит к молодёжи,
ну, а донья Каэтана –ей, что власти не хватает,
или просто свой характер
легкомысленный и дерзкий,
так присущий роду Альба,
перед всеми выставляет?
Муж её, конечно тряпка и во всём ей потакает…
Не хотел бы я, поверь мне, быть теперь её кортехо*.
*Кортехо-любовник/исп./

Ведущий:
-Гойя внимательно слушал и во всём соглашался с Мануэлем. Но какая же она хорошенькая и, наверное, очень страстная, судя по нескольким подаренным ему
взглядам .  Мануэль продолжал откровенничать, а Гойя рассеянно поддакивал, а сам думал, как бы это проверить.

Мануэль:
-Если б знал ты милый Франчо, как они мне надоели,
а особенно Мария.
Мне противен запах плоти
увядающего тела, а представь её в постели,
изнывающей от страсти, ненасытных вожделений –
это , брат, кошмар почище
чем с быками на арене.

А другие наши дамы на балу сидят как куклы,
или ходят как гусыни, а в постели словно доски –
ни ума, ни чувств, ни такта.
То ли дело наша Пепа –
хоть она простая маха, на балу, как королева,
в доме лучшая хозяйка,
а в постели бесподобна –
невозможно оторваться.
Только нам на днях придётся
на два месяца расстаться –
будет двор в Экскуриале.

Ведущий:
- Древними, давно уже узаконенными правилами, было установлено, чтобы семья короля с ближайшим окружением – высшая знать из древних родов, проводили ежегодно определённое время на природе, преимущественно в специально для этой цели построенным в живописном месте замке. Круг посетителей Экскуриала был строго регламентирован.

Гойя понял, что два месяца не увидит Каэтану.
Но при разъезде гостей с новоселья Каэтана
задержала Гойю.

Каэтана:
-Дон Франсиско, я подумав поняла,
что неразумно нам откладывать работу
над портретом Каэтаны и поэтому решила
сделать так, что б пригласили
вас пожить в Экскуриале.
Там позировать я буду
перед Вами в виде махи,
может даже обнажённой.
(Каэтана лукаво взглянула на Гойю
и расхохоталась). Так что ждите приглашенья.

Ведущий:
- Гойя был безмерно рад такому решению
и ходил по дому и в мастерской с глуповатой улыбкой на губах, мурлыкая потихоньку любимые песенки махо. В таком приподнятом настроении прошло несколько дней и он уже начал сомневаться, но как говорится – неисповедимы пути господни…
Приглашение получил не только Гойя, но Мануэль сумел протащить в Экскуриал даже Пепу. Видно ветры из Франции повлияли на консервативные правила и нравы испанцев.

Гойю поселили в одном из небольших гостевых домиков, приставили одного слугу
и предоставили свободу времяпровождения.
Каэтана часто навещала его, они много гуляли
по окрестностям в сопровождении дуэньи,
но о позировании для портрета она даже
не упоминала, словно и не было о нём разговора. Гойя был счастлив и после каждой встречи страсть
к герцогине одолевала его всё больше, но дальше целования ручки дело пока не продвигалось.

Через день Гойя встречался с королём, или
с королевой, в зависимости от их занятости
и набрасывал эскизы будущих портретов.

С Мануэлем встречались редко потому, что
первому министру приходилось заниматься
государственными делами и он часто выезжал
в Мадрид. Но несколько раз он заметил их
с Пепой, прогуливавшихся в укромных уголках сада . Пепу-сеньору Тудо пока приходилось
прятать. Мануэль собирался представить её
королеве, как вьюдиту – вдову, ходатайствую-
щую о пенсии за погибшего мужа, но для этого надо было подобрать благоприятный момент.
        Продолжение – http://www.proza.ru/2016/09/13/419


Рецензии