Идите вы... в бизнес! Рассказ 1

Уважаемые  читатели! Я искренне вам благодарна за положительные отзывы относительно рассказов Кати о своей жизни. Вы были в этом единодушны.  Не уверена, что и дальше так будет потому, что я вторгаюсь на сей раз в область, которая вызывает много споров – сколько копий сломано, сколько носов разбито, сколько друзей стало недругами на этой ниве. Это наша современная школа. Я постараюсь быть беспристрастной, пользоваться вполне конкретными и правдивыми примерами из этой области. Может быть, мы совместно придем к нужным выводам.

Итак, вы уже догадались по теме первого рассказа, что речь пойдет о  зарплате учителей. Сакраментальная фраза нашего премьера привела в шоковое состояние учительскую братию, а весьма конкретное дополнение господина от власти  Владимира Соловьева, кстати, еще более оскорбительное для учителей, поставило в этом неприглядном деле жирную точку!

Надо ли учителям за их работу платить достойную зарплату? По мнению властей, не обязательно - они вполне могут работать на «голом  энтузиазме». Не получится, господа, особенно в современном обществе, в котором  власть чистогана стала с 1991 года приоритетной. И современным детишкам, можно сказать, с молоком матери это внедрили уже в сознание. По опыту Катя знает – дети наши считают, что если ты не в состоянии заработать деньги, то ты никто и звать тебя никак, и отношение к тебе, учитель, соответствующее. Что же делать в такой ситуации учителю? И что он делает на самом деле, если властям до него дела нет? Пытается заработать, как может. Рассмотрим варианты.

ПЕРВЫЙ вариант. Вообще уйти из школы и сменить профессию. Можно, конечно. Но в своем большинстве учителя привязаны незримыми узами к делу, которое когда-то выбрали.

ВТОРОЙ вариант. Надеяться на зарплату мужа и работать, так сказать, из любви к искусству. Но дети тебя не поймут, если ты им об этом скажешь. «Не рассказывайте нам сказки»,  - подумают они. 

ТРЕТИЙ вариант. Заработать в школе. И учителя набирают несметное количество часов. Катя встречала учителей, у которых было 42 часа в неделю. К чему это приводит – к расстройству психики, болезням и утере профессионализма. Катя однажды познакомилась с учительницей, у которой было 46 часов в неделю (школа была двухсменной). Надо было эту учительницу видеть – мало сказать, что неадекватна, прослеживалась почти полная невменяемость. Женщина была на грани срыва!

По поводу халтуры. В лицее  как-то появилось вакантное место, и к Кате, как зав. кафедры, пришла учительница, которая заявила, что в предыдущей школе у нее было 40 часов и на каждый урок у нее есть кассета с художественным фильмом – 368 кассет. Катя поинтересовалась, как же проходят у нее уроки. Та со всем своим простодушием сказала, что она ставит детям кассету с фильмом, оставляет 10 минут на вопросы – и время прошло, и оценки в журнале появились! И волки сыты, и овцы целы!

ЧЕТВЕРТЫЙ  вариант. Всем известно, что власти во многих больших школах, особенно в крупных городах (в сельской местности это вряд ли возможно – все на виду), ввели систему «разделяй и властвуй» - платят директору и его замам относительно большие деньги, в отличие от простого учителя.  Значит, можно приблизиться к школьному начальству, которое с барского плеча будет «отстегивать» этому учителю за доносительство и низкопоклонство. Это путь, как вы понимаете, к полной деградации личности.

ПЯТЫЙ вариант. Заработать на репетиторстве. Неплохо, если ты занимаешься не со своими учениками. Если со своими, тогда возникает вопрос: «А чем ты занимаешься на уроках в школе, если с ребенком надо заниматься дополнительно?»  Конечно, не все дети способны к учебе, бывает, что и надо заниматься с кем-то дополнительно. Если раньше учителю оплачивались дополнительные часы, то теперь этого нет. И вот такие дополнительные занятия за деньги выглядят некрасиво.

Катя отчасти шла по этому пути – готовила 11-классников к ЕГЭ по обществознанию, тем более, что у нее желающих сдавать этот экзамен набиралось до 50 человек на  пять 11-х классов (и это в техническом лицее). Ей школа тогда оплачивала 3-4 часа дополнительных занятий. Потом бесплатные для детей занятия канули в лету. Но к таким занятиям пришлось писать лекции, создавать проверочные задания по блокам, да и уроки в школе перестраивать, частично ориентировать их на ЕГЭ. Полностью делать это было нельзя, так как в классе были дети, которым сдавать этот предмет было не нужно. Трудовые затраты были явно неадекватны той оплате за 3-4 часа дополнительных занятий.

ШЕСТОЙ вариант. Учитель выходит на просторы «высокого профессионализма!» Пишет статьи в профессиональных журналах, занимается проектно-исследовательской деятельностью с учащимися, участвует в олимпиадах, конкурсах, выступает на конференциях с докладами и др. Но, опять же, деньги, получаемые за эту работу, явно не соответствовали усилиям такого учителя. Катя этот путь тоже испробовала.

Например, она выступила с докладом на II общероссийской  с международным участием научно-практической конференции «Организация исследовательской деятельности учащихся в связке «лицей-вуз», которая проходила в ноябре 2006 года. Получила небольшую премию.

Написала 15 профессиональных статей в школьные издания, на которые уходила неделя работы (естественно, в отпуске летом). Оплата колебалась от 800 руб. до 2-х тысяч. Это деньги? Попробуйте поработать неделю за 2 тысячи, я уж не говорю о 800 рублях!

Участвовала Катя во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший  учитель РФ». Победила и получила премию в 100 тысяч рублей, за вычетом налога – 87 тыс. Сколько же сил и времени на это было потрачено и, как вы понимаете, это время не одного года работы! Проверяют работу учителя по 7 параметрам: позитивная динамика  учебных достижений обучающихся за 3 года, классное руководство, научно-исследовательская работа, олимпиады, конкурсы (победы детей должны быть не ниже городского уровня), использование современных образовательных технологий, обобщение и распространение собственного педагогического опыта, печатные издания и повышение квалификации!!! УФ! Проверка идет почти год и по каждому направлению выставляются баллы! Добавьте сюда то обстоятельство, что в школе о твоем участии в конкурсе все знают. Непостижимым образом об этом узнают ученики и их родители. А если ты проиграешь? Не надо мне вам, дорогие учителя, объяснять, что будет. Надо быть непробиваемым танком, чтобы пережить неудачу. А учителя, как  известно, очень уязвимы в этом плане.

Участвовала Катя и в конкурсе «Грант Москвы». Победила и получила 61 тыс. рублей.  Конечно, такие победы «душу греют»! Но мы ведь говорим о деньгах. Катя, оглядываясь назад, со всей очевидностью поняла, что «высокий профессионализм»  учителя в нашей стране практически мало оплачивается.

СЕДЬМОЙ вариант. Помимо школы подрабатывать где-то еще. Но день у учителя ненормированный, в любой момент тебя могут вызвать на педсовет, родительское собрание, экскурсию с детьми и тому подобное.

Есть и еще варианты, но, по-моему, и этих достаточно!  И что бы вы сказали, дорогие мои читатели, прочитав все это, нашему премьеру и господину Соловьеву???


Рецензии