Небо на безопасном расстоянии

В центре города стоит огромный серый небоскрёб. На тридцать втором этаже, на подоконнике у распахнутого окна сидит мужчина. Комната позади него освещена только уличным светом, достаточно бледно, но можно рассмотреть ободранные серые обои и непритязательную, скучную обстановку.

Мужчина тоскливо смотрел на великолепные, объёмные облака, похожие на сказочные фэнтезийные горы, чуть заслонённые другими серыми многоэтажками города. Мужчина был абсолютно безрадостен, он сидел у окна с видом, будто позади него тюрьма, а он вышедший на прогулку заключённый. Он сидел у окна и в дождь, и утром, и днём, и вечером, и даже засыпал там же, где сидел. Иногда он вскакивал и бежал через всю комнату к двери, распахивал её и ступал за порог в тёмный длинный коридор, но почти тут же панически бежал назад и хватался за подоконник, как утопающий цепляется за дощечку.

После одной из таких попыток убежать неизвестно куда, он начал шептать вслух, глядя почти с болезненной тоской на облака:

- Как только я отхожу от окна и ухожу вглубь дома, я чувствую, будто бы отрываюсь от словно бы божественного откровения, снизошедшего до меня. Пока я смотрю на облака, я всё понимаю, я чувствую себя живым, но в комнате всё это меркнет… Так что я прикован к этому подоконнику и не могу даже покинуть дом, чтобы насладиться этим откровением полнее, ведь в глубине дома гаснут мои разбуженные желания, и я начинаю сомневаться, что хочу что-то менять… Что мне нужны это небо, эти звёзды и эта природа вокруг. Всё меркнет, и я становлюсь обычным, серым, раздражённым… И тогда только случайность может вернуть меня небу и окну, где я сразу же понимаю бренность своей прежней жизни и отсутствие в ней смысла! И поэтому, когда я ухожу от окна и чувствую, что меркну, я понимаю, что не успею покинуть дом, он меня затянет и я всё забуду… И остаётся только бежать назад и искать хотя бы той толики спасения, которая мне доступна. И чем ближе я к двери, чем дальше в коридоре я, тем меньше времени у меня до бессмысленного небытия, которым была моя жизнь и в которое готова обернуться снова.

- У окна я спасён хотя бы тем, что я осознан, что я чувствую радость, что я не растрачиваю силы впустую на серое ничто и не забываю, что есть небо, что есть вечное, что есть Смысл и Цель в жизни…

- Как я мечтаю о том, кто бы вывел меня из этого дома! Кому я мог бы слепо доверить свою жизнь – ведь брось он меня где-то в глубине дома, я уже даже и не осознаю подлость его поступка и буду будто бы даже доволен. Но могу ли я мечтать о ком-то? Кто может – и зачем? – зайти в мою комнату, бесцеремонно вторгнуться, не зная, что его здесь ждут? Ждут с самыми горячо распростёртыми объятьями и самой страстной немой мольбой!... Немой – потому что кто услышит меня с моего тридцать второго? Я изолирован и брошен в собственных оковах собственноручно принятого когда-то решения жить именно здесь и именно так…

Так сидел он и грустил, глядя на небо. Иногда он совершал смелые вылазки в комнату, и один раз чуть было не был затянут в ту беспросветную жизнь, от которой бежал. Он уже был в системе и не осознавал, что делает, как вдруг случайно взглянул в окно и стал снова собой. С тех пор он стал ещё осторожнее и, если ходил по комнате, то всё время поворачивал лицо к окну.

И однажды случилось чудо! В комнату забежала девушка. Радость на её лице прикрылась лёгким недоумением.

- Ой, простите, я не к вам, - она уже успела повернуться к двери, когда он её окликнул:

- Останься, пожалуйста! Прошу тебя! – ощутив неубедительность своих слов, тихо добавил, - Я не могу выбраться отсюда…

- Ты что, калека что ли? – повернувшись к хозяину комнаты, спросила она, став более серьёзной, и оглядела его, сидящего на подоконнике.

- Нет, я… Просто не могу, - помявшись, он поведал её о своей проблеме, чувствуя себя очень неудобно. – Поэтому останься со мной… на время.

Девушка слушала с неподдельным интересом и удивлением, но услышав просьбу, нахмурилась.

- Зачем? Получается, и мне здесь станет плохо. Да и я не хочу оставаться жить в таком месте!

- Я не прошу тебя жить! – горячо воскликнул мужчина, боясь, что она вот-вот уйдёт. – Я прошу тебя дать мне время, чтобы я доверился тебе, и вывести меня из этого дома.

- А сколько времени тебе нужно, чтобы довериться? – задумчиво спросила она, переминаясь с ноги на ногу у двери.

- Я не знаю, я ещё никому не доверял, - смущённо признался он.
Девушка ахнула, тем самым вызвав густую краску на его лице.

- Так и жизни не хватит, чтобы ты поверил! У меня нет сколько времени, я хочу жить и радоваться!

- Я тоже хочу жить и радоваться! – поспешно уверил он её. – Очень хочу.

Девушка при этих словах снова посерьезнела и задумчиво оглядела его.

- Я не могу здесь остаться, я тоже погибну в таких условиях и не смогу вывести тебя после, - проговорила она, посмотрев мужчине в глаза, он свои тут же опустил. – В таких условиях невозможно жить.

Он слушал её молча, затаив дыхание и глядя в пол, он чувствовал, что она не всё сказала, а ещё боялся спугнуть её своей навязчивостью.

- Если хочешь выйти отсюда, тогда пошли прямо сейчас! – наконец, решительно сказала она. – Потому что я уже ухожу, - она сделала шаг к двери.

- Подожди! – в отчаянье крикнул он, зажмурился и сглотнул, и спрыгнул с подоконника, не отпустив при этом его края руками. – Хорошо. Но ты должна кое-что знать. Как только я покину эту комнату, я забуду свою мечту и потеряю себя.

 - Я поняла.

- Нет, подожди! Это ещё не всё. Возможно, тебе придётся удерживать меня от того, чтобы я не вернулся и не занялся чем-нибудь бесполезным, - он говорил и испуганно глядел на гостью, боясь её отказа.

- Хорошо, - тихо и спокойно ответила она, не выпуская из рук ручку двери.
Он посмотрел на то, как она держит ручку, и снова сглотнул. Как давно он не выбирался из этой комнаты, своего тесного и противного, но более менее защищённого мирка!

- И ещё, возможно, ближе к концу я начну сопротивляться, и тебе придётся силой вытащить меня из дома.

Девушка ещё раз оглядела его комплекцию и неуверенно перевела свой вес с ноги на ногу.

- Но… - произнесла она также неуверенно, - я не такая сильная.

- Нет-нет, не бойся! Главное, я успокаиваюсь и прихожу в себя, когда вижу небо. Это точно.

Он сделал паузу, и робко уточнил:

- Возьмёшь меня с собой?

- Л-ладно… - девушка пересилила внутреннее сопротивление, и решилась.

- Только не бросай мне посередине, ладно? Я иначе уже никогда не вспомню, кто я, и потеряю последний шанс на спасение, - тихо признав свою полную беспомощность и зависимость, он с сильно колотящимся сердцем в первый раз посмотрел в глаза своей гостьи, пытаясь понять, можно ли ей довериться.

- Хорошо. Пошли уже, это не так страшно, как ты думаешь, - говоря это, она открыла дверь и переступила порог.

Он посмотрел в темноту бесконечно серого коридора.

- Это не так просто, как ты думаешь, - прошептал он и, отпустив дрожащими пальцами дерево, последовал за девушкой.

Догнав, он схватил её за руку.

- Теперь ты мой подоконник, - прошептал он, погружаясь в темноту беспощадного дома. – Только через тебя я увижу небо…

-

Через некоторое время его хватка ослабла, и девушка инстинктивно сжала ослабевшую руку. Взглянув на спутника, она в первый миг испугалась, увидев совсем другого человека, и чуть не выпустила чужую руку, но вовремя остановилась.

Сначала этот чужой был безобиден, только поглядывал по сторонам потухшим взглядом. Потом стал просить отпустить его, ссылаясь на необходимость выполнения каких-то дел.

В какой-то момент он вперил в неё холодный взгляд.

- Ты думаешь, ты нужна мне? Да, когда-то я этого просил, но тогда я был глуп, это было давно. Что ты о себе возомнила? Кому ты вообще можешь понравиться?

Она продолжала идти и тянуть его за собой. Ей было обидно, но она не подавала виду. В начале пути, чтобы побороть смущение и убить время, она кое-что рассказала ему о себе, и теперь он обернул это против неё, наступая на самое больное. В конце концов, после сильного оскорбления, она накричала на него в ответ и отпустила. Он тут же сгинул в сумраке поворотов.

Девушка быстро успокоилась. Постояв чуть-чуть в полутьме, она начала убеждать себя, что всё сделала правильно, что поступила так, как он хотел, что их первоначальная договорённость давно устарела и потеряла силу. Но совесть взяла верх, и девушка побежала искать того, кто был так груб, но и так нуждался в ней.
Открыв дверь одной из комнат, уже шестой по счёту, она попала в офис и увидела его – он сидел за компьютером.

- Пошли, нам пора, - позвала она его, улыбаясь, чтобы показать, что забыла ссору.
Но он даже не взглянул на неё. И тут она поняла, что даже имени его не знает!

- Эй! Не игнорируй меня! Помнишь, что нам нужно идти? – она заглянула ему в глаза, но он просто отстранился, даже не узнав её.

Она взяла его за руку, но не смогла сдвинуть его с места.

Отчаявшись, она увидела жалюзи… Моментом она оказалось возле них и открыла комнате небо. Но мужчина за компьютером даже не взглянул на это! Ей стоило большого труда обратить его внимание на то, что было у него за спиной.

Увидев небо, он потерял пиджак, галстук, и это странное чужое выражение лица.

- Где мы? – он огляделся.

- Ты помнишь меня? – она вздохнула с облегчением, когда он улыбнулся и кивнул. – Скажи мне хоть, как тебя зовут!

- Володя, а тебя?

- Катя.

- Где мы, Катя? – он глядел на комнату изучающе, со смесью удивления и любопытства, как смотрят люди на что-то в первый раз, он явно ничего не помнил.

- На пути к выходу, - девушка улыбнулась похожему, благодаря этому взгляду, на ребёнка мужчине, не посвящая его в те проблемы, что были на пути. – Идём? – она протянула ему руку.

-

Оказалось, что в первый раз ей очень легко было вернуть его на его же путь. Чем дальше вглубь дома, тем больше сопротивление, тем меньше времени он идёт спокойно рядом… И потом, когда удаётся найти его в комнатах, он убегает, когда открывается окно, или даже мешает открывать…

Наконец, после долгого и трудного пути они спустились на первый этаж и подошли к выходу.

- Я не могу! Это глупости! Как я буду жить в том мире? Моя жизнь здесь, здесь мой дом и моя работа, - он снова начал сопротивляться, уже в сотый раз.

Но на этот раз глаза его были будто бы прежние, и говорил он очень убедительно.

- Я не хочу туда, Катя. Я благодарен тебе за то, что ты так долго вела меня и была так верна нашей договорённости… Но теперь, пройдя такой путь, я понял, что был очень наивен, сидя на том подоконнике. Я хотел выбраться, но не понимал, что не смогу жить в том мире. Я не понимал, что вся моя жизнь – здесь, и что только здесь я чего-то значу и могу добиться чего-то. Что я буду делать вне этого дома?

- Жить, конечно! – воскликнула она убеждённо. – Вспомни: как же смысл, как же вечное, как же небо? – увещевала она его и тянула, думая: «Лишь бы дотянуться до ручки… Лишь бы…».

Она по опыту знала, что стоит ей отпустить его руку, как он исчезнет, и потом его будет очень сложно найти… и ещё сложнее вернуть…

- Я никуда не уйду просто так. Посмотри, я не тот чужой, которым был во всех этих сумрачных коридорах. Я такой, какой есть, я не потерял себя. Я просто понял, что это не моё. Прости меня, Кать, что я потратил столько твоих сил и твоего времени! Я был так глуп, когда повесил всё это на тебя, - он смотрел на неё с грустью и болью.

На минуту у неё перехватило дыхание, а глаза защипало от слёз как-то помимо её воли. Он был так невероятно искренен! Неужели и правда он просто передумал…
Но дверь была ещё закрыта, и небо плыло где-то за серыми стенами. Минута, когда она почти поверила и засомневалась в своём предназначении, прошла, и она достала до ручки двери.

- Перестань! – почти закричал он, зло сверкая глазами. - Это всё глупые выдумки! Мне ничего этого не ну…

-

Яркий свет заливал глаза. Небо плыло над головой в этой высочайшей бесконечной тиши…

- Как красиво, - пролепетал он.

Он не знал, как оказался здесь, он помнил только подоконник и серию каких-то чужих комнат с раскрытыми окнами. Он огляделся.

- Катя! – он обрадованно улыбнулся залетевшей в его мир девушке.

- Твоя просьба оказалась очень сложной для выполнения, - осадила она его устало.

- Да? А я ничего не помню. Вот был там – а вот уже здесь, - удивлённо проговорил он, слегка нахмурившись.

Девушка вздохнула.

- Вот надо же было так запутаться в своей жизни!

- Что ты сказала? – медленно и изумлённо произнёс мужчина. – При чём здесь жизнь? Я же просто жил на тридцать втором этаже высотного дома и не мог ни выбраться из него, ни докричаться по объективным причинам…

- Высотный дом? – она усмехнулась. – Это твоя жизнь. И тебе тридцать два года, пора бы уже прозреть. И ты сам воздвиг эти стены и оградил себя ото всех, сам изолировал и создал себе такую несносную жизнь, чтобы было не понятно, как двигаться к великой цели.

Он ошеломлённо огляделся и увидел тот самый дом за своей спиной.

- Но дом же здесь! – сообщил он тут же об этом ей, запутавшись в том, что она ему говорила.

- Конечно, он никуда не делся! И борьба не закончилась твоим выходом из него, ты можешь в любой момент вернуться.

- Не-е-ет… - убеждённо прервал он её, но она осадила его одним лишь взглядом и закончила свою мысль:

- Главное, чтобы во время встречи с трудностями ты помнил, почему туда не стоит возвращаться. Второй раз я вытаскивать тебя не буду. Помни о небе, о той своей цели, которая только и есть настоящая и стоящая того, чтобы потратить на неё всю жизнь, и не отвлекайся на обман. И не бойся идти к мечте, иначе снова сделаешь из этажей тюремный лабиринт, чтобы не идти.

- Угу, - растерянно согласился он.

- Ты уже уходишь? – спохватился он, увидев, что она сделала шаг к выходу из двора, и испугался снова остаться одному.

- Путь не окончен. Мы ещё в городе, где слишком много обмана, ловушек и жизнезаменителей. Отсюда, конечно, видно небо, но это ещё не всё. Это всего лишь клетка попросторнее.

Мужчина осмыслил сказанное.

- Тогда позволь мне пойти с тобой? Стань моей женой?

- Не торопись, я ведь только помогла тебе выбраться. Пошли…

-

Они шли по серому утреннему городу, запруженному глухими отчаявшимися высотками, по живому кладбищу, боясь лишь быть затянутыми на новый фундамент собственной удобной тюрьмы стабильной жизни, в которой нет места такой нестабильной борьбе за свои цели и идеалы. И шли навстречу встававшему солнцу…

5.09.16.


Рецензии