Спасение не по делам

 

«А без веры угодить Богу невозможно;
ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть,
и ищущим Его воздает».
(Евр. 11:6)
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
(Еф. 2:8-9)



   Дорогие братья и сёстры, дорогая церковь!
      Разумеется, делами своими никто не спасётся. Как написано: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть».
 (Рим. 3:20)
Упомянут закон, потому что необходимо правило, по которому мы могли бы удостовериться, что совершаем благие дела, а не худые. Закон человек может создать себе сам, для чего может воспользоваться традицией. А может обратиться к Слову Божию.
В любом случае делами не спастись, так как без веры в Истинного Бога, эти дела будут свидетельством собственного обожествления. Неправильное представление о Боге является поклонением собственному воображаемому богу, за которым прячется собственное я, не желающее, чтобы мир вертелся вокруг чего бы то ни было кроме него самого:
«И было после того, как Господь сказал слова те Иову,
сказал Господь Елифазу Феманитянину:
горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих
за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».
(Иов 42:7)

 Тогда возникает вопрос: что же, дела не важны? – Да нет, важны. Как сказал ап. Иаков:
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».
(Иакова 2:14-17)
      Т.е. дела без веры – это как плоды худого дерева, они просто никому не нужны. Дерево без плодов тоже нельзя назвать хорошим, к какой бы оно породе не относилось. И это - худое дерево. Хорошее дерево – это дерево, приносящее хорошие плоды. При посадке хорошего дерева имеют в виду именно это, когда называют его таковым.
      Христос проклял дерево хорошей породы, потому что на нём не оказалось плодов для Него. Как известно из ботаники, смоковница плодоносит три раза в год. Настоящий урожай – это самые поздние, они же - самые вкусные плоды. Время такого урожая ещё не настало, нужно было дождаться конца августа. Или хотя бы конца мая – начала июня. Это время второго урожая, плоды которого необычайно вкусны, но быстро пропадают. Но был апрель – время созревание первых, не самых вкусных смокв. За неимением лучшего, их всё же употребляют в пищу; они полезные. И если плодов весной нет, то их вообще не будет – дерево бесплодное. На Ближнем Востоке древесину смоковницы из-за её пористости используют исключительно  как топливо. Так что моментально засохшая смоковница, которую проклял Христос, была тем самым приготовлена к огню. Примерно на месте первых, не очень сочных плодов, вырастают потом другие, сочные плоды нового,- второго,- урожая, которые быстро пропадают. Однако оттуда, где были первые плоды, вырастают молодые веточки, которые дают основной и самый вкусный,- третий,- урожай. Так вот, если нет первого урожая, то не будет вообще никакого:
«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?»
(21:18-20)
      Это понятно и неверующим, но если, упаси Господь, и верующим не всё с делами и верой понятно, то расскажу ещё свою притчу: Иван Иваныч ухаживает за своей больной матерью и всю жизнь посвящает ей. Я, при встрече с ним, говорю ему: «Иван Иваныч, ты – безбожник!» - А он: «Разве вы меня хорошо знаете, чтобы так говорить?» - А я ему всё равно: «Вы – безбожник, потому что я слышал, как вы сквернословите».
      Понимаете, мне не нужно знать, что он ухаживает за больной матерью, чтобы сказать это. Плод, который он приносит, не освящён верою. Он спасается самоправедностью, т.е. не спасается вовсе. Дела эти, которые ценны для его матери, возвеличивают его в собственных глазах. Мало того, он гневит Бога ещё и нецензурной бранью.
      Разве верующие не заботятся о матерях? Если некому поручить уход за больной, то делать это приходится самим. Но в глазах мира иной Иван Иваныч выглядит намного лучше, чем верующий сын, который не только сам не сквернословит, но не позволяет это делать и матери, так как с завидным постоянством напоминает о Боге и его грядущем суде. Мать Ивана Иваныча, может быть, и сама не сквернословит, но зачастую такие матери рассуждают следующим образом: «Ну и что? Его отец сквернословил, мой отец,- его дед,- сквернословил; его братья тоже сквернословят, но он, в отличие от них, ухаживает за мной». Но мирские матери верующих детей порой вообще никакой любви в них не видят, поскольку те постоянно им напоминают о Господе. Такие матери, бывает, и до откровенной ненависти доходят по отношению к своим детям, и те в глазах мира выглядят ни много ни мало как нарушители спокойствия и непочтительные дети, если не хулиганы.
       Итак, в глазах мира дела веры могут представляться малоценными и даже вредными, тогда как Бог, на самом деле ценит их, хотя верующие прекрасно понимать должны, что и этими делами мы не спасаемся, но исключительно верой, благодаря которой эти дела и могут быть признаны в очах Бога праведными. Так, дело Авраама, когда он отвёл Исаака, любимого и единственного сына, на заклание, в глазах мира - не более чем безумие, однако с точки зрения Господа, это дело полностью соответствует вере, которую Он от Авраама требовал. Авраам спасся не этим делом, но верой, которая дала ему возможность на это дело решиться - он верил, что Господь воскресит Исаака, так как именно от него Бог обещал Аврааму потомство:
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность».
(Быт.15:6)
      Подведём итог всему вышесказанному. Спасаемся мы не делами, но верой, поэтому дела ценны в глазах Господа как выражение веры, дарованной Им для спасения нашего. Именно верой оправдываемся мы перед Ним во Христе, как и Сам Он сказал:
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
 (Ин. 15:1-2)
      Будем же верою держаться на истинной лозе и в истине приносить плод веры, а Богу Отцу, Сыну и Духу Святому слава во веки. Аминь.
      
      
 


Рецензии