Из рассказа моего отца, Клишина А. К. 27

Клишин Анатолий Константинович, мой отец разведчик 1-ого класса, ветеран ВОВ.

Посвящаю моему отцу разведчику,
ВОВ Клишину Анатолию Константиновичу
и моей маме Черных Ульяне Ивановне,
награжденной медалью 1-й степени за материнство.
***
Я люблю тебя, Родина!!!
Ты для меня мама!
Я подниму своё знамя,
Белое с синим, красным полотнищем.
России знамя!
На ветру развивайся!
Ты моя Россия, великая страна.
От Севера до Крыма
Поля, просторы твои раскинулись!
Ты сохрани своих детей,
Родина-мать!!!
Укрой своим покрывалом людей.
Ты великая наша держава – Россия,
слава тебе, слава!!!
Любимая непобедимая
Родина наша!!!

Игорь Черных

Из рассказа моего отца, Клишина Анатолия Константиновича,
разведчика, корректировщика огня
(ему тогда было 19 лет)
Снится сон – я и мой друг Николай (разведчик), похож на младшего моего брата Николая, идём в форме, с орденами, сапоги хромовые почищены. Вокруг взрывы и свист пуль. И вдруг, навстречу нам женщина в белой одежде и с младенцем на руках, как Божья мать Владимирская с младенцем Христом. Идёт навстречу нам, мы рядом с ней, и свернуть не можем. Подул ветер, и белое платье Богородицы укрыло разведчика Николая, а я пошёл дальше и запел свою песню: «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить», – и проснулся. Молодой ещё был, ни в Бога, ни в чёрта не верил. Николаю про сон ничего не сказал. И в этот день мы уходим в разведку – я, Николай и еще трое с нами. Ползём в белых маскхалатах, зима лютая, 1942 год. Ветер воет и метёт позёмку. Немцы пускают в небо осветительные ракеты, освещая нас, залесок и поле. Со мной рядом радист, прижались, вышли к немецким траншеям и видим в бинокль немецкие пушки. Отвага. Отвага. Я слева, корректирую огонь, недолёт. Немцы открыли огонь, как будто чувствуют, что мы рядом, корректируем огонь по ним. Всё в снегу, белое и чистое, не к чему привязаться. Смотрю в бинокль, разбитая берёзка (без верхушки) слилась со снегом впереди немецких траншей и пушек. Привязался я к ней.
Недолёт двести, уже ближе к фашистам. Кричу связисту: «Недолёт триста, точка, попали огонь, огонь», – и заработали наши пушки. Тут, недалеко от нас, метров тридцать, взорвался немецкий снаряд. Прижались. Всё, уходим, ползком. «Давай, Николай, уходим», – а он молчит. Я почувствовал неладное, он уткнулся лицом в снег. Я его перевернул, щупаю там, где ранен. Смотрю, в правом виске маленькая ранка, со спичечную головку и капля крови лишь выступила. Николая убили. Тащим его к нашим. Уже у себя помянули, выпили спирта, и рассказал я своим товарищам про сон. Слушали они молча, каждый думал о своей судьбе.
Воспоминания отца, разведчика Клишина А.К.
Уходим за языком, снег хрустит под ногами. Я первый иду, за мной остальные, радист сзади. Немца гоним уже назад, рядом Польша, а там Германия – Берлин. Впереди густые леса, по карте украинская деревушка, Львовская область. Мы за немцами и бандеровцами охотимся, они – за нами. Кто кого. Идём след в след, снег падает и закрывает наши следы. Выбрали крайний дом с соломенной крышей, стучимся. В доме загорается лампада, женщина то ли на польском, то ли на хохлятском спросила «Кто?». Я на русском говорю: «Свои, русские мы». Встали у дверей, один слева, другой справа, автоматы ППШ наготове. Щелкнул засов, нас осветило светом от лампады. Женщина лет пятидесяти. Спрашиваем: «Есть немцы или бандеровцы?». «Были, – говорит, – и немцы, и бандеровцы, ушли». Мы вошли, проверили комнаты, всё было чисто, никого нет. В доме тепло и чисто. Снег замёл наши следы. Решили отдохнуть и утром уйти. Угостили женщину тушёнкой и сами перекусили. Спать легли не раздеваясь. Часа в четыре я проснулся и решил выйти в сенцы, где стояло ведро для туалета, как хозяйка дома показала. Подошёл я к первой двери, автомат со мной. В разведке всегда так – чем бы не занимался, ножи и оружие всегда с тобой. Всегда будь готов дать отпор врагу. Перед сенцами дверь закрыта на три крючка. Первый крючок снял тихо, чтобы своих не разбудить, второй снял и дверь отошла. Вдруг, через щель что-то блеснуло. Я присмотрелся и увидел, что за дверью стоял фриц или бандеровец с ножом. Я быстро к своим, шёпотом им «подъем, немцы». Одежду и обувь с собой и в окно, отстреливаясь ушли в лес. Получается, охотились мы друг на друга. Ушли на другую сторону деревни и видели, как уходят немцы или бандеровцы. Открыли по ним огонь. Один уходил в лес, я выстрелил по ногам и бегу к нему. Только хотел я скрутить его, как он выстрелил себе в голову. Их было семеро, одетых в немецкую форму и в белые маскхалаты. Все с ножами и автоматами. Это фашистские разведчики в немецких сапогах и с немецкими железными крестами.

Со слов отца, Клишина Анатолия Константиновича(разведчика)

Приказ 227 – ни шагу назад
Сталинград! Голод и холод. Мороз пробирает до костей. Почти все дома разрушены, где мы и где немцы, линии фронта нет. Один дом, в одной комнате сидим мы, разведчики, и через стенку слышим немецкую речь. Улицы забиты трупами, нашими и немецкими, везде запах мертвечины, опухшие чёрные тела солдат. Вши заедают и нас, и фрицев, не дают заснуть. Выхожу во двор, раздеваюсь. Снимаю сначала кальсоны, потом рубашку. Стряхиваю на белый снег, и вижу как на снегу кишит сотня вшей. Вот так, сынок, воевали.
Немцы СС – мёртвая голова, здоровые, под два метра ростом, крепкие, хорошо обученные рукопашному бою, ножевому бою. Но мы, русские, у них быстро всему учимся.
Бой. Мы с разведчиками «выкуриваем» немцев из разбитого дома. Я в обход, кидаю в подвал гранату. Взрыв. Забегаю в помещение, стреляю. Пыль рассеивается, всматриваюсь в темноту и вижу – на полу лежат офицеры. Говорю «хэндехох», встают. Дулом автомата указываю на выход. Считаю, ого, 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12. Двенадцать фрицев СС. Мёртвая голова. Я сам ростом 1 метр 85 см, худющий, мне девятнадцатый год, пацан ещё, а они здоровые, выше меня. Показываю вперёд, а сам за руками смотрю, чтобы не опускали. Улица в камнях, идти тяжело, постоянно спотыкаешься. Я иду последним и стволом ППШ показываю вперёд. Они оглядываются, я держу дистанцию, думаю, как бы не накинулись они все разом на меня. Привел к своим, обыскиваем. У всех ножи в сапоге или под шинелью. Комбат смотрит на меня и говорит: «Как же ты их довел, солдат, ведь они могли тебя убить». Фрицы оказались серьёзными, дали нам полезную информацию о численности противника и о плане наступления. Меня за это наградили орденом Славы.
Помню, едем на машине, немцы уже сдаются. Паульс сдался. Под снегом много трупов, наших и немцев. Машина наезжает на их ноги и они, мёртвые, поднимаются из снега, пугая нас, живых. И тут немецкая авиация. Мы уже на мосту, водитель убит, машина теряет управление и падаем. Лечу, удар об лёд пришелся на колени. Прикладом автомата разбил кисть руки. Встать не могу, не чувствую ног. Рядом валяются ящики со снарядами, машина висит над головой, я в горячке отползаю. Тут мои, живые друзья, кричат: «Клишин живой». Берут под руки и в госпиталь.
Румыния
Мы, разведчики, выбиваем немцев со станции, на которой стоят цистерны со спиртом. К нам идут местные. «Дайте нам спирта, мы румыны». А девки молодые, красивые. «Берите», – говорим. Набирали румынки себе спирт, а утром нас арестовал «СМЕРШ». После допроса меня посадили в блиндаж, а там воды по пояс, и сказали, что расстреляют за то, что бочку спирта румынам отдали. Сутки в воде, стоять уже не могу, ног не чувствую, вода-то холодная. Открывается дверь, часовой мне: «Клишин, выходи». Вот думаю и всё. Яркий свет ударил в глаза, а у меня на груди уже два ордена Славы. Выхожу. Передо мной генерал Рокоссовский, спрашивает у особиста «За что арестован?». Майор особист рассказывает про румын и про спирт. Генерал Константин Рокоссовский говорит: «Мне нужны разведчики, а они у вас отсиживаются, в коптёрках». Поворачивается ко мне, говорит «Служи, Клишин». И срывает один орден. Так вот Рокоссовский спас меня от расстрела.


Награды и приказы моего отца, разведчика
Клишина Анатолия Константиновича
(из архива, что удалось найти)

Клишин Анатолий Константинович
Год рождения: 1923
место рождения: Белгородская обл., Алексеевский р-н, с. Глуховка
№ наградного документа: 74
дата наградного документа: 06.04.1985
№ записи: 1523168784
орден Отечественной войны II степени

 
Данные в учетной картотеке:

Клишин Анатолий Константинович
Год рождения: 1923
гв. ефрейтор в РККА с года
место рождения: Воронежская обл., Алексеевский р-н, с. Иловка
№ записи: 1001352591
Перечень наград
129/н04.02.1945 орден Славы II степени

Фронтовой приказ №: 29/н от: 04.02.1945
Издан: ВС 57 А
Архив: ЦАМО
фонд: 33
опись: 687572
ед.хранения: 1008
№ записи: 40066271

Клишин Анатолий Константинович, 1923 г.р.
Звание: гв. ефрейтор в РККА с 03.1942 года
Место призыва: Алексеевский РВК, Воронежская обл., Алексеевский р-н
№ записи: 40066301
Архивные документы о данном награждении:
I. Приказ (указ) о награждении и сопроводительные документы к нему
– первая страница приказ или указа
– строка в наградном списке
– наградной лист
II. Учётная картотека
данные в учетной картотеке – орден Славы II степени

Данные в учётной картотеке:
Клишин Анатолий Константинович
Год рождения: 1923
ефрейтор в РККА с 1942 года
место рождения: Воронежская обл., Алексеевский р-н, с. Иловка
№ записи: 1001352585
Перечень наград: 112/н26.04.1944 орден Славы III степени

№: 12/н от: 26.04.1944
Издан: 4 гв. КК
Архив: ЦАМО
фонд: 33
опись: 690155
ед.хранения: 6282
№ записи: 35518991

Клишин Анатолий Константинович, 1923 г.р.
Звание: гв. ефрейтор в РККА с 03.1942 года
Место призыва: Алексеевский РВК, Воронежская обл., Алексеевский р-н
№ записи: 35519002
Архивные документы о данном награждении:
I. Приказ (указ) о награждении и сопроводительные документы к нему
– первая страница приказ или указа
– строка в наградном списке
– наградной лист
II. Учётная картотека
данные в учетной картотеке: орден Славы III степени
в середине Клишин Григорий Константинович, после победы 1945 г.

Брат моего отца Клишин Григорий Константинович,
награжденный медалью «За отвагу»

Данные в учётной картотеке:
Клишин Григорий Константинович
Год рождения: 1925
гв. красноармеец в РККА с 1943 года
место рождения: Воронежская обл., Алексеевский р-н, Иловский с/с, с. Глуховка
№ записи: 1001353142
Перечень наград: 112/н20.07.1944 медаль «За отвагу

Приказ подразделения №: 12/н от: 20.07.1944
Издан: 304 гв. ЗЕНАП 2 гв.ЗЕНАП
Архив: ЦАМО
фонд: 33
опись: 690155
ед.хранения: 2158
№ записи: 30903825

Клишин Григорий Константинович, 1925 г. р.
Звание: гв. рядовой
Место призыва: Алексеевский РВК, Воронежская обл., Алексеевский р-н
№ записи: 30903833
Архивные документы о данном награждении:
I. Приказ (указ) о награждении и сопроводительные документы к нему
- первая страница приказ или указа
- строка в наградном списке
II. Учетная картотека
- данные в учётной картотеке
медаль «За отвагу»


Рецензии
Да, тяжелая им досталась доля. Снимаю шапку пере Вашим отцом и его сослуживцами. Особенно интересны не произведения на тему войны- несть им числа, а истинные рассказы живых свидетелей и участников. К сожалению эти герои были очень немногословны. У меня в сборнике "Опаленные войной" есть рассказы: "Защитник Сталинграда" и "Снайпер Лия". Будет время посмотрите. Мне интересно Ваше мнение.

А еще мы оказывается коллеги. В 2002 году я вышел в отставку из МВД будучи полковником.

Удачи.

С уважением.

Евгений Пекки   13.03.2017 19:30     Заявить о нарушении
Здравия Желаю Евгений!!! Благодарю полковник! Обязательно почитаю... Никто кроме нас! Храни Вас Бог, здоровья и творческой музы... С уважением Игорь.

Игорь Черных   14.03.2017 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.