Рудник - глава 2

                ГЛАВА 2
        Годом раньше, я приехал на работу и, не заходя в свой отдел я направился в технический к проектировщикам.
-Две скважины  и полтора миллиона тонн руды?- Вежливо спросил, Начальник проектного отдела Мятин, и с сомнением покачал головой.
-Кроме них Три выработки, остановленные, в руде и геологическая структура, очень перспективная, возможно будет и больше. Я и предлагаю пройти за счет разведки квершлаг. Горизонт в доработке, а тут такая залежь. Неужели вам это безразлично?
-Каждый делает свою работу,- возразил Мятин, и очень жаль, что геологи сделали её с опозданием на пять лет.
        -Вы знаете меня пять лет назад здесь небыло Да и не геологом я работал. Руду так или иначе будем перепускать на нижележащий гориэонт и основные запасы руды там и ниже Проект первоочередных выработок тоже можно делать а я предлагаю ускорить разведку и квершлаг использовать и для проходки и откатки.Составляйте проект разведочных выработок. Полгода воевал с шахтой, чтобы три скважины, теперь, проект будете саботировать год. Я обращусь к главному инженеру , не поможет т к генеральному директору объединения.
Я ушел, хлопнув дверью. Через час меня вызвал главный инженер рудника Громов. Он уже заработал две пенсии: шахтерскую (в 50 лет и общую (60 лет), но работал и пользовался большим авторитетом.
-Чего вы с техотделом не поделили?
-Я дал им карт-бланш на разведку, и даже свои рекомендации.
        -Бегунов требует техсовет собрать.
        -Можно и общее собрание, партком, профком.
        Громов заиграл желваками.
        -Не зарывайся. Ривас был не чета тебе, но не позволял себе подобных выходок.
        Теодоро Ривас испанец  вывезенный в 1939 году из Испании в числе других ребят
до меня был главным геологом рудника, он принимал меня на работу с перспективой на старшего геолога шахты, но за старшего техника был главный инженер шахты. И верный обещаниям. он подал заявление на расчет и уехал к сыну инженеру на Кольский полуостров. Рекомендуя меня не главного геолога.
        -Извините, нельзя же волокитить все и вся. «Время деньги», говорят господа капиталисты. Мы почти полгода потеряли на разведку. Теперь вновь проблемы придумываем.  Да и расходы при затягивании процессов непременно возрастают. Или у вас всё еще есть сомнения по наличию руды.
        -А ведь бывало, что геофизики ошибались. Подумайте, как можно поставить дополнительную разведку. Это ваша задача.
        - Вот я и предлагал им пустить из резерва выработок Квершлаг, три месяца и вы увидите руду своими глазами, И можно будет начинать подготовку рудного тела к эксплуатации по разведке Квершлаг в центре залежи, чтобы в дальнейшем использовать его и при подготовке руды к отработке.  Есть еще один вариант разведки  -  из штрека, на нижележащим горизонте. Но там скважины бурить можно только по воскресеньям, когда прекращается доставка материалов. Вы  знаете это долго и без пользы.
        -Вот и подготовь материалы по ним. Как быстро сможешь.
        -Да хоть и завтра, но бурить их будут почти месяц и при хорошей организации.
        -Тогда завтра в семнадцать часов техсовет.

 Техсовет был бурным и, спасибо главному маркшейдеру, поддержал мой вариант. Начать проходку разведочного квершлага, с одновременным бурением скважин на нижнем горизонте. Геологи восприняли мой первый успех по-разному. Старший геолог шахты даже заявил, что во всем виноват его предшественник, алкоголик и неуч - Исаев, который просто убрал с карты  рудную залежь. Многие, в том числе геофизик Усенко и моя помощница в прошлом, Надя выражали неподдельное торжество по первому успеху. Искренне поздравил  директор рудника, главный инженер встретил это событие сдержанно, и я вскоре понял почему. Рыбаков написал ему довольно объемную записку, где было указано, что я просто поднял старые материалы,  геологам это рудное тело было давно известно, а убрал его  из документов все тот же Исаев. Он  протестовал на шахте против этого недоразумения, но поддержка главного инженера шахты, родственника Исаева, не позволили  еще несколько лет назад добиться проходки первоочередных выработок.  К тому же геолог Резвый, Влад значит,  во время посещений шахты больше занимается  сбором образцов для собственной коллекции, чем геологическими работами. Вопреки инструкции, главный геолог Резвый завел книгу геологических указаний, которую использует для мелочных придирок, к участковым геологам, минуя мнение старшего геолога шахты.  Прежде чем говорить со мной Громов встретился со многими работниками шахты. Я тоже попробовал еще раз переговорить с Рыбаковым. Напомнив ему, что обещание не конфликтовать ни со мной, ни с участковыми он не сдержал,  я спросил.  Как будет дальше? Ответ был неожиданным и обескураживающим.
        -Тебе лучше уйти с рудника самому. Это,- он постучал по столу,- мое место,- все руководство шахты настроено против тебя, да и разбираешься ты слабовато для главного геолога.
        -С тех пор бурные события продолжали стремительно развиваться: ушёл на пенсию Громов, главный инженер шахты и эта замена позволила, решить мне некоторые, важнейшие вопросы.
               
На следующий день, едва я зашел в кабинет, как услышал, что надрывно звенит звонок. Звонили из отдела техники безопасности.
-Приветствую вас, Владимир Яковлевич. Здесь у меня коллега по шахте Центральной, может быть, вы зайдете, и мы полюбовно решим вопрос о Шубиной.
-Уже иду.
-Владимир Яковлевич, вы можете обосновать, несогласие с приказом о наказании Шубиной. Спросил Фёдоров-Фантомас, уж очень кому то не понравилась его физиономия.
  -Добрый день. Я уже обосновал. Я положил перед ним служебную записку.
        По мере чтения, его лицо темнело. А закончив, он, не поднимая глаз, буквально, по словам выдавил:- «Я согласен, этот параграф нужно убирать, но на его место вставить другой». Он  принялся писать, я ждал. Окончив писать, он протянул лист заместителю главного по руднику.
        -Мог бы, и рассказать мне о существе дела, Владимир Яковлевич. Ну а теперь просьба: когда мы можем встретиться на шахте.
        -Я пытался, но вы так торопились, что ничего и слушать не хотели. Начальник участка, вероятно будет не лишним будет не лишним.. Так что лучше к концу рабочего дня. А вы должны были бы знать, что без надлежащего обоснования я с предложениями и замечаниями помалкиваю.
-Да щелкнули вы нас… Надолго запомнится,- он поднялся.- Я,пожалуй, пойду. Сейчас еще на шахте получу втык.
Я вышел следом.

-Неужели вы не посмотрели журнал, где была моя запись, а еще и повторная? Не похоже. на вас.
        -Видел, после вашего визита,  и говорил главному, что нельзя наказывать с такой формулировкой, а он засмеялся и ответил, что его больше интересует реакция главного геолога.
-Надеюсь, что она ему не понравится,  хотя я не любитель конфликтов.
-Мой совет вам будьте осторожнее в действиях, Наверняка последует продолжение этого события.
Я отправился в партком. надеясь как–то переправить свою записку для председателя РК народного контроля. Мне повезло, там тоже готовили документы для райкома партии.

Едва зашел к себе в кабинет, как позвонил начтех.
-Должен огорчить тебя, Яковлевич, главный рудника подписал приказ на поездку в Жартас маркшейдеру и мне. Может, зайдешь к директору. Он должен показать, что он еще директор. Хочешь, я к нему зайду.
-Стоит-ли?  У него сейчас, много других забот.
-Вот ему и нужно дать шанс, показать, чтобы те, кто его хоронит, не очень обольщались надеждами. Тебе может быть и неудобно за себя просить, а мне в самый раз.
-Спасибо. А как же техсовет?
        -Протокол составляется по опросу.
        -Нет уж, Я не настолько голоден, чтобы рыться в отбросах, или вымаливать себе корочку.

Я вспомнил, что пора платить членские взносы в партийную кассу и отправился к секретарю партбюро. Мария Ефимовна экономист по образованию, работала заместителем начальника планового отдела, Она была совсем неискушенным политиком, но добросовестно выполняла поручения парткома. Она приняла взносы.
-Владимир Яковлевич, завтра с профкомом будем подводить итоги квартала, в том числе и по творческим планам. Я ознакомилась с итогами соревнования, и у вас опять нет конкурентов.
Я засмеялся. В этом текущем году мне уже дважды присуждали первое место и премию в размере 10 рублей. Научная публикация, научно-популярная статья о «Самоцветы региона» в городской газете. Статья в многотиражке.  Внедрение в производство нового магнитометра,  Даже начальники отделов не могли составить мне конкуренции, а уж рядовые управленцы, тем более. При таком положении вещей терялся сам смысл соревнования, напоминающий игру в поддавки на шахматной доске.
-Хотите, я назову вам подходящую кандидатуру для такого дела.
-Владимир Яковлевич, мы будем так признательны.
-Начальник техотдела! Проектировщики готовят сейчас новый
Проект, по его идее. Пусть кто-нибудь напишет о нем в многотиражку.
-А кто может написать?
        -Сам редактор или корреспондент.Только чтобы непременно проконсультировались, ну хотя бы и у маркшейдера.
-Еще раз спасибо, Владимир Яковлевич,
-Пустое, мы должны помогать и поддерживать друг друга.
Я убивал двух зайцев: платил звонкой монетой начтеху, заслужил похвалу секретаря партбюро, да и себя выставил бессребреником. Протягивал руку поддержки его заму, который курировал все проекты.
До обеда я занимался прикидкой годовой программы качества, хотя сигнала на составление еще не поступало. Неожиданно позвонила Людмила Владимировна ,  студентка. Голос ее я едва слышал, он просила, если я проверил главу отчета и буду на шахте, оставить ее в отделе.
        -А если я на этой неделе там не появлюсь?- был вопрос,- что тогда?- трубка молчала.- Так что же тогда?
        -Я зайду сегодня и сразу же после работы.
        -Вот так-то лучше, заходи.
        После обеда ко мне заглянул главный маркшейдер* рудника Колесов. Он работал на руднике не первый десяток лет. Замещал и главного инженера.  Дело знал, несколько раз избирался секретарем парткома, и там о его работе говорили без упреков. Умел находить общий язык и не поступаться интересами производства и людей.
        -Привет, не составишь компанию, мне позвонили, что вчера произошел провал. Жители поселка неподалеку перепугались, я на машине.
        -А забросите меня на шахту после экскурсии?
        -Заброшу, какие вопросы.
С нами поехал инженер по технике безопасности.  Ехали кружным путем, минуя зону обрушения. Поехали по окраине поселка, пока не встретили около дома мужчину,  собиравшего плоды со сливы.  Колесов и обратился к нему с вопросом:- «Что тут
вчера произошло? Мужик был на пенсии и вот так же работал в саду, когда  вдруг задрожала земля под ногами и пошел шорох с мелкой дрожью.Он вышел за ограду на какой-то момент все стихло и наконец гул пошел сильный , а в небо взвился столб пыли и грохот.  Точно так, как по телевизору извержение вулкана показывали. Женщины выбегали из домов перепуганные, говорили посуда звенела в шкафах, люстры раскачивались, стены ходуном ходили, что-то падало даже, но больше пока ничего не случалось. "А мы не провалимся, случаем, к чертям на поминки". Он показал нам и воронку от провала, она едва просматривалась в трубу от нивелира с крыши его дома.  Мы зашли в несколько домиков, жители были спокойны и посмеивались над своими недавними страхами. Дома выдержали удар техногенной стихии.. Колесов посетовал, что съемку провала придется делать с вертолета, ибо подходить к провалу очень опасно. С тем и вернулись.
На шахту я не поехал  В отделе гидрогеолог сообщила , что мне звонила жена. Я взялся за телефон.
-С тебя причитается,-  объявила она,- мама звонила, тебе депеша из Киева пришла. Я попросила ее распечатать. Твою статью геологический журнал принял к печати. Ты не в обиде, за мое вторжение в святая-святых..
-Что ты, это даже приятно. Хоть один луч света за день.
-У тебя неприятности?
-Да есть немного. Поездку в Казахстан главный инженер зарубил. Поедет маркшейдер. Но это не трагедия. Дома расскажу, Пока.
-Вскоре после ее звонка появился, Рыбаков.
-Какие вопросы?- поинтересовался я.
-Это у тебя вопросы,- был ответ,- ты залез в петлю и вытащить тебя, даже партком не сможет.
        -Садись, раз пришел, поговорим о делах насущных. Участок 4 не выполняет план качества. Почему?
        -К пятнице составим скорректированный план. Обычное дело.
        -А помнишь мои замечания, если бы ты не встал в позу при планировании , корректировки не потребовалось бы. Согласен?
        -Какое это имеет значение. Главное шахта выполняет план.
        -Ты прекрасно знаешь, что ежемесячные изменения плана не красят ни тебя, ни меня,, нивсю службу, так что не нужно бахвальства. Твои планы превратились в фикцию.
        В кабинет ворвался начтех.
        -Я на минуту. Генеральный директор приедет в пятницу на планирование, он любит с каждым присутствующим поговорить, или прощупать основательно. Не любит пустословия и обещаний после промахов. Вопросы есть. Яковлевич, зайди ко мне , когда закончишь дебаты. Он простился с Рыбаковым и ушел.
        -Так, что тебя волнует еще, кроме кресла главного геолога?
        -Да ничего не волнует,- и Рыбаков засмеялся.
        -А меня волнует твое безудержное хамство. На прошлой неделе, в который раз, заходила Валентина и плакала вот здесь.
        -Я не хамил ей, а производство не детский сад. За работу буду спрашивать. Да! Проекты на бурение разведочных скважин, моя забота и необязательно вам их подписывать. Я этот вопрос подниму на планировании.
- Тогда и мне придется кое-что припомнить, из ваших проектов и показать там же…
-Не ошибается тот, кто ничего не делает.
 Я услышал, как хлопнула входная дверь и в кабинет заглянула Людмила.
        -Все вопросы решим на собрании отдела. Не возражаете.
        -Рыбаков поднялся, посмотрел на меня испепеляющим взглядом и молча, покинул отдел.
Я подумал о том, каким образом плодятся в обществе неблагодарные люди, нет типы, самоуверенные идиоты с инженерными дипломами. Их потенциал объединённый с другими инженерами... Он, конечно, напрасно рассчитывает на мое кресло, но сколько нервов и напрасных усилий потребуется, чтобы вернуть в службе спокойную рабочую обстановку. А внутренний голос подсказал,- "не ты-ли сам создал эту ситуацию?"
-Заходи, Людмила Владимировна,- пригласил я.
Она вошла и уселась на стул напротив. Я улыбнулся, а она опустила взгляд.
        -С отчетом у тебя все в порядке, хотя мой совет по оценке работы геологического отдела шахты не использован в полной мере.
        -Вы же знаете, в отделе  сложная  обстановка. Я обратилась  к Рыбакову, 
с тем чтобы включить в резюме ваши наработки а он изумился: и ответил, что никому этого не  надо, лишние вопросы вызовет.
        Я достал годовой отчет и передал Людмиле.
        -Можно и не включать если и у тебя есть сомнения.  Почитай, на шахте такой есть, выпиши из резюме, что считаешь нужным. Там дела на несколько минут, будут вопросы, поговорим. Можешь этот даже домой взять. Но утром отчет должен быть у меня.
-Можно я посижу в соседней комнате, если за час не управлюсь, возьму домой.
-Там по моей рекомендации работы на четверть часа, но если еще что заинтересует пожалуйста.
В это время в  кабинет зашла геолог шахты Центральная она недавно перевелась к нам из геолого-разведочной партии. Мне стало неуютно в своем кабинете. Эта молодая дама одевалась с иголочки да и фигурой ее бог не обидел. Лицо правда было далеко не идеальным, но и не уродина. Ее отношения с Рыбаковым не складывались, и воспринималось это, весьма своеобразно. Как мне рассказывали,. она почти все замечания Рыбакова с хамовитыми шуточками, встречала без возражений, но в тот же день приходила ко мне с жалобами. Работала без блеска, но старательно, а этого и мне было недостаточно, ошибочки случались. Я пытался ей помогать, спрашивал меньше чем с других, делая скидку на малый срок работы в шахте.  И вот новый визит. Она подробно рассказывает о новых «придирках» о продолжающемся хамстве. Здесь полились слезы, Рыбаков даже предложил уволиться, если не нравится его обращение. На работу её принимал он, в мое отсутствие. Был в отпуске и наслаждался морским воздухом перемешанным запахами хвойных деревьев Жуковского парка на южном берегу Крыма, где находился пансионат нашего комбината.
Она плакала, а я улыбнулся.

       -Значит мы с вами одного поля ягода,- рыдания прекратились и она уставилась на меня не понимая сути сказанного.
-Вы шутите, а мне едва ли не каждый день приходится терпеть его выходки. Я устала, все валится из рук, я не могу так работать.
Это был перебор. Раньше я пытался ее ободрить, потерпеть, учитывая период акклиматизации. Теперь…
        -Вот что, Софья Александровна, вас научили геологическим наукам, попробуйте сами изучить азы психологии, и умейте постоять за себя. Мой вам последний совет. Если, он еще раз позволит хамство, пригрозите, что пойдете в партбюро шахты, а не поможет, обратитесь в суд. Кое-кто из геологов вас поддержит. Я уверен.

-В кабинет вошла студентка.
        -Я поддержу, так как была свидетельницей многих его излияний.
-Вот видите, поддержат и другие. А насчет того, что я не шучу, так час назад, он был здесь и тоже хамил. Я сделал вывод, что плохо разобрался в нем.
Софья Александровна поднялась и направилась к выходу.
-Вы ничего не ответили,- заметил я ей в след.
-Я подумаю,- и она покинула кабинет.
-Странная женщина,- заметила Людмила Владимировна,- перед Рыбаковым и рта не раскроет, а здесь почти требует защиты.
- Вы в диплом можете всю геологию рудника взять из диплома, у вас неполхие зарисовки к основной теме и подборка образцов для фактуры достаточная. Скажите, лучше когда планируете закончить практику?
-Через неделю, если закончу отчет в пятницу. Я получила здесь больше, чем ожидала. Девчонки из группы уже сидят над дипломом, а мне здесь интересно и не только с геологической позиции. Но пора и честь знать. На прощальный ужин придёте. Виктор предложил провести это мероприятие у него на даче.
-Спасибо приду, вот буду ли свободен или не помешают другие события.
-Придете позже, не думаю, что мы закруглимся рано.
-Что и заявление уже написала?
-Еще нет, но сделать это не поздно. Она загадочно улыбнулась.
        Звонок внутренней связи задребезжал. Кому это еще моя персона понадобилась.

        -Владимир Яковлевич,- это Полянская, хочу пригласить Вас в шахту, у нас тоже появился интересный объект. Думаю не пожалеете.
        -Не подскажете что за интерес? Тут сейчас дел навалилось.
        -Хотела сюрприз Вам устроить, на горизонте 600 метра, в тальковых сланцах появилось гнездо чёрных сланцев, похожих на сланцы первого сланцевого горизонта.
        Это было действительно интересно. Я не раздумывали задал вопрос откуда идет звонок. Старший геолог  шахты №2, звонила из рабочего кабинета.
        -Зайдёте ко мне по пути домой и я попробую договориться и завтра же побывать там и лучше с вами.

        Мне пришлось согласовать свой экскурс с отделом техники Безопасности, чтобы выполнить и недельную работу по профилактике техники безопасности. Я получил добро и, когда геолог, Лидия Филипповна появилась, вопрос был согласован
и с отделом.  Только спуск по её просьбе, назначили на 9 часов 30 минут с руководством участков и шахты. Она задержалась и, когда мы остались наедине, спросила, как идёт расследование "директорского" дела? Моё время тоже заканчивалось и я пригласил её к выходу, а по дороге к автобусу кратко ввёл в суть вопроса, попросив не распространяться в отделе.
        Она нахмурилась и посетовала, что едва ли будет такой же добряк к геологической службе.

               


       


Рецензии
Владимир, очень интересно написано, прочитала с огромным удовольствием!

Елена Ларская2   25.09.2016 18:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, едва не забрался на потолок. Зайду в гости.

Владимир Малых 2   27.09.2016 15:23   Заявить о нарушении