Курбан

   Подсмотрели недавно с соседкой Петровной  сцену в одном из учреждений района. Пожилая женщина-казашка стояла в очереди. Белоснежный пуховый платок, скромное пальто. Рядом с ней молодой мужчина, судя по тому, как они похожи - это ее сын. Он  что-то говорит  тихим голосом и поправляет выбившуюся из маминого платка седую прядь волос. Мать с обожанием смотрит на сына и что-то тихо ему отвечает.

 
   Обычная картина, но на мою соседку она произвела такое впечатление, что она несколько дней вспоминала ее и с горечью говорила, что ей только мечтать о таком отношении к себе со стороны ее сыновей.  Что сказать тебе на это, Петровна? Как ты прожила свою жизнь, что ты смогла дать своим детям кроме еды и одежды? Чем ты пожертвовала в своей жизни для того. чтобы быть им примером?


    А жизнь той женщины, о которой не может забыть моя соседка, мне видна и понятна. Я знаю, что она всю жизнь трудилась, рожала детей, проводила все дни в беспрестанных заботах о хлебе насущном, была ровной и ласковой и с мужем, и с родственниками, и с детьми. Так уж положено у нас вести себя женщинам. Знаю, что неведомы ей были развлечения и подарки, что ни от кого не ждала она  ни жалости, ни помощи, ни сочувствия. Она и не думала о том, что все это ей положено, как женщине .


    Я знаю, что она просила у Бога: ни денег, ни богатства, она просила здоровья и благополучия для своих близких. Что она делала в минуты отчаяния и боли? Она говорила: « Пусть Бог рассудит по справедливости, полагаюсь на милость Божью». Так уж заведено у нас. Детям она прививала уважение и почтение к главе семейства, к отцу, не смотря на то, что глава этот зачастую служил просто «украшением» дома.

    По вечерам  отца  семейства должен был ждать дома идеальный порядок, кипящий самовар и абсолютная тишина. Дети тихо-тихо сидели в соседней комнате, пока отец принимал пищу. И это, наверное, было правильно. Авторитет отца женщина должна была беречь и использовать его для блага детей. Так уж заведено у нас .
 
    Предполагаю, что первенца ее забрали в другую семью. Семью, где старший сын мог бы почерпнуть мудрость жизни и получить достойное мужское воспитание. И в этом тоже есть своя вековая мудрость и оправданный педагогический резон. А что же мать? Она смиренно принимала эту данность.  И материнские чувства свои должна была спрятать далеко вглубь души и не выказывать их до времени. Так было нужно.

 
   А если, не дай Бог, с мужем случится беда, чтобы детей не оставлять сиротами , женщина должна была выйти замуж за родственника мужа. Никто не  спрашивал у нее, хочет она этого или нет, женщина принимала решение во благо своих детей и своей семьи.

    Такая жертвенность наших казахских женщин обуславливается проверенными временем вековыми традициями. Традиции эти помогали выжить народу в самые « лихие»  времена, сохранять свою духовность, свой неповторимый национальный колорит. И сын, поправляющий седую мамину прядь, с обожанием смотрящий на нее - оправдание всем жертвам, которые приносила Мать всю свою жизнь.


Рецензии
Замечательно! Однако в двадцатом веке наши вековые традиции сильно пошатнулись, в угоду советской морали. Эмансипация и равноправие полов свергли с трона "хозяина дома", мужа и отца. Теперь казахи "пожинают плоды" такой бездумной перестройки. При обилии одиноких женщин нельзя даже заикнуться о многоженстве, хотя у каждого уважающего себя мужчины имеется, как минимум, одна любовница.

Кайркелды Руспаев   10.09.2016 20:03     Заявить о нарушении