Собакины - творцы...

https://www.google.ru/search?tbm=isch&q=константин собакин

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Собакин.
Собакин Иван Кузьмич
Род деятельности:

художник
Дата рождения:

29 января 1928
Место рождения:

Москва
Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССР;Flag of Russia.svg Россия
Дата смерти:

17 февраля 1995 (67 лет)
Место смерти:

Подольск
Супруга:

Сафонова Анна Игоревна
Дети:

Василий Иванович Собакин, Софья Ивановна Собакина
Награды и премии:

Заслуженный художник РСФСР

Ива;н Кузьми;ч Соба;кин (1928—1995) — советский и российский художник. Член Союза художников СССР, Заслуженный художник РСФСР.


Биография

Родился в Москве 29 января 1928 года. Мать художника работала на рынке, а отец трудился ремесленником. Кроме Ивана в семье ещё было две старшие сестры. В 1935 году пошёл в школу, которую закончил в 1943 году. Интерес к художественным произведениям Собакин начинает проявлять в десять лет. Однажды, прогуливаясь со старшей сестрой по рынку, он впервые видит художников, которые рисуют портреты на заказ. Он получает сильное впечатление от увиденного и решает связать свою дальнейшую жизнь с искусством. После окончания школы он поступает в Художественное училище имени 1905 года. Через четыре года заканчивает его с особым отличием и поступает в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова.

Первые свои работы Собакин дарит родственникам и знакомым, а чуть позже решает участвовать в различных выставках. На Московской выставке художественных работ «Советская Россия» в 1960 году его произведение «На этюдах» получает высокую оценку жюри. С этих пор он начинает получать заказы. В этом же году Иван Кузьмич создает ещё несколько работ под названием «Старая церквушка», «Сидящий Солдат» и «Паренек».

В 1961 году художник переезжает в Подольск, где приобретает небольшой дом и решает полностью отдаться искусству. В 1963 году рисует на заказ картину «Женский портрет». В 1968 году выставляет на аукцион работы: «Весна» и «Церковь в селе». В 1970 году он становится Членом Союза Художников СССР и начинает участвовать в зарубежных выставках. Его картины выставлялись в Германии, в Англии, Франции. Многие работы выкупаются неизвестными ценителями искусства по высоким ценам.

В 1995—1996-х годах его работы выставлялись на «русских торгах» аукциона Christie’s. Цены на некоторые работы доходили до десятков тысяч долларов. В настоящее время работы хранятся в региональных музеях, в Серпухове и в Подольске, а также в частных коллекциях России, США, Великобритании, Голландии.

Последней работой художника является произведение «Сирень» 1994 года. После этого Собакин перестает заниматься художественной деятельностью из-за плохого состояния здоровья. У художника сильно ухудшилось зрение и начал пропадать слух. Вскоре он серьезно простудился, когда прогуливался по одному из московских парков. В 1995 году художник ложится в больницу, однако легкая простуда стала причиной воспаления легких. 17 февраля 1995 года врачи констатировали его смерть.
Личная жизнь

В 1953 году Иван Кузьмич Собакин женится на Сафоновой Анне Игоревне. Она была старше его на пять лет. В 1957 году в семье Собакиных рождается сын Василий. Спустя четыре года появляется дочь Софья. Дети Ивана решили не связывать свою жизнь с искусством, а уделили внимание точным наукам.
Государственные награды и звания

1970 — звание «Заслуженный художник СССР» — за заслуги в области изобразительного искусства и живописи.
Галерея

Литература

    «Энциклопедия — Русские художники». Москва. Издательство: Propaganda Art

Ссылки

    http://sovcom.ru/index.php?PHP...painter&painter=2297
    http://odl-art.ru/products/1439591
    http://moskva.rosads.ru/c329-411704.html
    http://gloker.org/ru/add/501539.html

Связать?
Категории:

    Персоналии по алфавитуРодившиеся 29 январяРодившиеся в 1928 годуРодившиеся в МосквеУмершие 17 февраляУмершие в 1995 годуУмершие в ПодольскеЗаслуженные художники РСФСРХудожники РоссииЧлены Союза художников СССРВыпускники МГХИ им. Сурикова





    Константин Собакин – график, скульптор, художник, мастер декоративно-прикладного искусства, член Союза художников РСФСР. Окончил Свердловское художественно-ремесленное училище, камнерезное отделение,а также Свердловское художественное училище, по окончании которого получил специальность преподавателя рисования и черчения в общеобразовательной школе. Собакин известен в Прикамье прежде всего как блестящий акварелист, мастер живописного и скульптурного портрета, художник-прикладник, который все делает своими руками. Его произведения хранятся во многих музеях (в том числе в Пермской художественной галерее) и частных коллекциях России и зарубежья.

Из дома на берегу пруда, в который Константин Собакин переехал из Перми в 80-х, он сделал музей. Окна, ставни, фронтон, забор декорированы резьбой геометрического орнамента, которая отчасти напоминает славянскую вышивку. На входе – мраморный рельеф Казанской Богоматери, которую художник считает своей покровительницей.

Жилые комнаты Константин Мильевич превратил в выставочные залы. На стенах повесил свои пейзажи и натюрморты, написанные акварелью, подарки друзей, портреты знакомых, выполненные на металле, граните или речной галькой на цементе. На подоконниках, столах – бюсты из дерева и камня, посуда, украшения. Собакин соорудил скамейки вдоль стен, приготовил десятки пар тапочек, на пол постелил вязаные крючком коврики – все, лишь бы гостям было комфортно.

Принимать у себя путешественников мастер стал больше десяти лет назад. Тогда на сайтах нескольких туристических агентств даже появились заявки на поездки в дом-музей. Художник водил туристов по комнатам, рассказывал о своих работах, о жизни. Раиса Николаевна принимала участие в организации экскурсий, внимательно следила за тем, все ли правильно делает муж, а после того как гости уходили, разбирала с ним ошибки и недочеты. Жены нет четыре года, но Собакин продолжает принимать группы туристов. Рассказ у него уже выверен, выучен и начинается всякий раз одинаково:

– Так сложилась – в 10 лет уже коров пас, в 13 дизельные насосы для тракторов регулировал, в 14 токарем на заводе работал. В годы войны семья жила бедно и потому, как только мне что-то попадалось, ветка там или камень необычной формы, тут же думал: а нельзя ли из этого что-нибудь полезное, красивое, интересное сделать? Это «болезнь» какая-то.

Слева – Раиса Николаевна. Справа – африканка, которую Собакин увидел в Москве.

Ко всему Собакин подходит творчески. В кухне у него хранится пиала из сушеного кабачка, на стене висят бусы из персиковых косточек и грецких орехов. Из ведра сделана люстра, а из крышек консервных банок – ордена.

– Вот сучок в лесу попался – изогнулся весь, как живое существо. Как его выбросить? Оставил на память. Или достались мне металлические листы – почему бы не попробовать чеканку? Сделал триптих о том, как на войну уходят. А это кап березовый (наплыв, нарост на стволе, ветвях или корне дерева – «bc»). Поколдовал немного – и женщина получилась, – Константин Мильевич показывает на бюст, стоящий на веранде.

Собакин говорит, что художником стал «случайно». Лет в четырнадцать, когда еще работал токарем на оптико-механическом заводе, нашел краски в подвале и – не пропадать же им – нарисовал церковь (картина, кстати, сохранилась и висит в кухне). Рисунок увидел художник Олег Коровин, гостивший тогда в доме Собакиных вместе с женой – двоюродной сестрой Константина Мильевича. Решили забрать юного токаря в Свердловск, чтобы там он поступил в художественно-ремесленное училище.

– Был я Данилой Камнерезом, – шутит мастер.

Первая картина мастера

Олег Коровин и Константин Собакин в мастерской

Константин Мильевич за свою жизнь перепробовал все виды декоративно-прикладного искусства – резьбу, роспись, набойку, литье, чеканку, аппликацию, выжигание, тиснение, мозаику, витраж, лепку. Перечислять можно до бесконечности. У него даже плетеные корзины есть.

– Плетением увлекся в детстве. Во время войны у нас жили женщины, которые здесь учились на трактористов и комбайнеров. Среди них была одна, по имени Еня, – курила, в брюках ходила. Плела корзинки и торговала ими на рынке, а нас с братом посылала вички (пруты, хворостинки – «bc») ломать. Однажды мама моя попросила ее научить нас плетению. А она: «Нет, Шура, ты мне сначала уплати». Меня это взорвало. В следующий раз сказал ей, что вицы не дам. Сам буду корзинки делать. И стал у нее конкурентом на рынке.

Константин Мильевич гордится своей коллекцией портретов из речной гальки

В просторной комнате, стены которой завешаны акварельными пейзажами художника, стоит кирпичная печь, обшитая сверху металлическими листами с узорами. За ней – небольшая комната с окном, выходящим на задний двор. На столе – коллекция чайников необычной формы. Все дело рук мастера Собакина, он даже электрические самовары сам изготовил. Наиболее интересный экспонат, созданный по заказу Суксунского завода, – самовар «Спутник». Простой, из шаров, на трех ножках. Его дарили летчикам-космонавтам после завершения очередного полета. Сейчас Константин Мильевич не работает с металлом – зрение не позволяет. Показывая незаконченный чайник, он отвечает, как бы смирившись: «Вышло уже мое время».

Рассказывая о своей жизни, музее, картинах и скульптурах, художник часто оборачивается на мозаичный портрет жены, выполненный из мелкой гальки. Будто бы для того, чтобы получить одобрение.

– Глядите, как она на меня смотрит. Всю жизнь так смотрела, проверяла, все ли я правильно делаю, – он говорит тихо и спокойно, даже немного с улыбкой. – Привычка у нее с детства – следить за всей семьей. Папа ведь погиб, а мама ушла работать на завод, оставив Раису за главную.

Константин Мильевич и Раиса Николаевна

У Раисы Николаевны и Константина Мильевича не осталось наследников. Художника иногда навещают племянницы и директор Суксунского историко-краеведческого музея Ольга Лялина. Собакину она во всем помогает, очень тесно с ним общается и иногда по-свойски обращается на «ты».

Но чаще художник один, поэтому по-детски радуется приходу новых гостей и расставаться с туристами не хочет. В дом к мастеру приезжают его коллеги, студенты и школьники, искусствоведы, музейщики, иностранцы. Для Собакина экскурсовод – это уже вторая профессия.

    Константин Собакин, художник. Цитата из книги «Теплый дом у холодной воды»
    «Живут во мне воспоминания детства…Строгий, но справедливый отец, мягкая терпеливая мать, братья и единственная сестра - все было тепло и светло, как белые стены родного дома на Суксунской горе. Прошли годы, давно нет родителей, ушли старший брат и сестра. Я вырос, стал художником, объехал всю страну, написал сотни пейзажей, создал много скульптур и других красивых вещей… Выйдя на пенсию, вернулся на родину, в поселок Суксун, построил каменный дом у пруда. В нем много картин. Акварелей, висящих по стенам. В нем мебель, сделанная своими руками. В нем чайники, подсвечники, самовары, как и положено в настоящем, большом и гостеприимном доме. В центре Дома – хозяйка, Раиса Николаевна. Только благодаря ее доброте, мудрости и терпению мы с ней идем по жизни уже больше полусотни лет. Без нее не было бы ни Дома, ни Творчества, ни самой Жизни, такой длинной, счастливой и многотрудной…».

От дома Константина Собакина до Суксунского музея – пять минут пешком. В двухэтажном деревянном особняке в нескольких залах хранятся картины местных художников, предметы быта и этнографии, большая коллекция самоваров и экспозиция кустарной мастерской.

– Суксун называют родиной уральских самоваров. Считается, что впервые их стали делать в 1740-х годах. В конце XIX – начале XX века к ним пришла массовость, известность, общедоступность. В семьях хранились по 2-3 самовара, – рассказывает директор музея Ольга Лялина. – Они не уступали тульским по способу производства и качеству. Разница была только в формах, узорах, украшениях. Тульские, конечно, красивее и оригинальнее. У нас же производили только три вида – «рюмку», «банку» и «репку».

В начале ХХ века в Суксуне действовали 9 производств, на которых делали самовары. Кроме них было 80 кустарных мастерских, специализирующихся на вытягивании формы, на росписи или на изготовлении запчастей – ключей, кранов. Конкуренция, говорит Ольга Лялина, была огромная.

Работа в кустарной мастерской

Сегодня здесь мастеров, специализирующихся на изготовлении самоваров, уже не осталось. Зато много коллекционеров, в собрании которых по 20-30 экспонатов.

– Мы приглашаем собирателей на праздники, они демонстрируют коллекции, проводят мастер-классы для детей, – рассказывает Ольга. – Во многих семьях в Суксуне есть самовары. Большинство не жаровые, а электрические. Правда, чаще всего ими не пользуются, хранят в чулане до поры до времени и передают по наследству.

Интересно, что массовое производство самоваров закончилось недавно – в начале 2007 года. А расцвет Суксуна приходился на время управления им братьями Каменскими, которые купили завод в 1892 году. Вообще, говорит Ольга Лялина, поселок сильно преобразился благодаря семье предпринимателей. Появились парк на берегу пруда, школа, церковь, стали проводиться музыкальные вечера, концерты.

Каменские построили неподалеку от плотины сказочный дом в стиле модерн по проекту немецкого архитектора Романа Мельцера. Особо выделялась башенка с остроконечной крышей. К сожалению, увидеть особняк теперь можно только на фотографиях или картинах – он сгорел в 2001 году.

Несколько предметов мебели из дома семьи предпринимателей хранятся в Суксунском музее, в котором раньше жила прислуга. В одной из комнат находятся гостиный гарнитур и старинное, давно требующее реставрации зеркало. На стене висит портрет Лидии Николаевны Каменской, супруги именитого купца Ивана Григорьевича.

– Во время экспроприации в 1917 году она попросила своего конюха вынести ларец с драгоценностями. Мужчина ходил под носом у солдат целую неделю, отвлекая внимание, а потом в удобный момент вынес ларец. За это Лидия Николаевна подарила ему портрет. До 1980 года он находился в семье конюха, был семейной тайной. Потом его передали в музей.

Интересно, что лицо барыни написано профессионально, а вот платье прорисовано плохо. Эксперты говорят, что, скорее всего, Каменская привезла портрет в Суксун незаконченным и завершала его сама.

С домом Каменских, от которого сейчас остался только фундамент, связано много легенд. По преданиям, от него идут два подземных хода – один под прудом до церкви, второй – на старый завод. Поговаривают также, что на территории усадьбы зарыт фамильный клад.

Суксунский музей постепенно расширяется. Недавно на территории бывшего заводоуправления открылась новая экспозиция, посвященная Демидовым. Рядом с новым залом музея – живописный липовый парк с первым в России памятником самовару высотой около 3 метров. Изготовил его член Союза художников России Иван Сторожев. Четыре скульптуры символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство.

Помимо дома Собакина, музея и парка со скульптурой в Суксуне еще много где стоит побывать. На территории поселка находится памятник архитектуры – церковь Петра и Павла, построенная в 1729-30 годах по распоряжению бывшего заводовладельца Акинфия Демидова, то есть строительство ее осуществлялось одновременно с постройкой Суксунского медеплавильного завода.

В окрестностях есть водопад Плакун и Серый камень (Вакутин камень) – памятники природы. Имеется единственный самотекущий сероводородный источник в России. Со дна Суксунского пруда добывается сульфидная иловая грязь, называемая суксунским пелоидом, имеющая высокую концентрацию сероводорода. Это дало толчок для создания в Ключах курорта, который с 1929 года стал курортом областного значения.

АртРу.инфо - Художники - Собакин Афанасий Петрович
Контакт   Правила   Войти на сайт   English
Главная   Арт-новости   Персоны   Иллюстрации   В продаже   Покупка   Галереи   Учебные заведения   Сайты
ПЕРСОНЫ
Собакин Афанасий Петрович
   03.03.1928 - 1996
художник
   
БиографияЖивописец. Заслуженный деятель искусств Якутской АССР. Родом из с. Кытаанах Чурапчинского района. Окончил двухгодичные курсы при Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских имени И.Э.Грабаря в Москве. Он известен как один из ведущих якутских живописцев. Награжден медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР. Член СХ СССР с 1964 г. Участник многих художественных выставок. Известны его работы «Групповой портрет ударников коммунистического труда», «Танец стерхов», «Ветераны Великой Отечественной войны Д.С.Павлов, В.К.Захарова, В.М.Савинков». Работы А.Собакина радужные, цветоносные — особенно, последних лет.


Рецензии