9. Способы интеграции психики

Линия духовной преемственности как альтернативный способ интеграции мужской психики

В произведениях Г. Майринка, от «Голема» к «Ангелу Западного окна», архетипические влияния на индивидуальную психику становятся все более сложными.
Феминное и маскулинное в архетипическом виде появляется одновременно, но затмевает друг друга; сознание и индивидуальная психика не могут удерживать одновременно оба полюса, и мужской, и женский. Слишком простое, но труднодостижимое решение этой одновременности – сакральный брак.

«Голем»
В «Големе» решение проблемы Тени актуализирует Аниму. Как Тень обычно понимается образ Голема –  чистая неосознанность и несвобода; Голем предназначен для выполнения задач, которые ему непонятны. он символизирует не просто бессознательное, а отношения впавшего в эйфорию от собственного могущества сознания, которое диктует собственные цели, и бессознательного, полностью лишенного способности понимать происходящее, но сильного и поэтому ужасного – так  бессознательное понимает наивный невротик в начале анализа. Зачаток, исток сознания – это бунт Голема против своего создателя. Голем похож на современный сложный компьютер.
В романе «Голем» сознание героя развивается, и вместе с ним бессознательное получает свой язык и образность. Завершение этого процесса – брак alter ego повествователя, Атанасиуса («бессмертного») Перната и его возлюбленной Мириам. Эта пара – образ алхимического андрогинна. лишенный того безобразия и странности, что есть в облике двухголового Ребиса. Как был совершен этот брак – задача последующих книг Майринка.

«Ангел Западного Окна»
Примерно та же проблематика возникает и в «Ангеле Западного окна». Но история не кончается алхимической свадьбой. Как она происходит, решено. Теперь вопрос состоит в том, куда встроится обретенная Самость. Майринк предлагает очень определенный уровень в духовной иерархии, и мы не можем сказать, закончен ли путь Джона Ди здесь, или же есть какие-то способы продолжить путь вовне.
Джон Ди следует от одного грандиозного и рискованного духовного события к следующему и следующему, еще более впечатляющим. Однако, кардинальной трансформации его психики не происходит. Горизонты его сознания становятся несколько шире, доходя  до предела познания своего времени. Архетипические образы из черных могут стать белыми, только и всего.
Важно то, что Джейн появилась неожиданно в его жизни, и ее образ сберег те содержания души, которые, исходя из символики дерева и Бафомета, были бы поглощены чисто мужской психикой. Этот путь растворения женского в мужском далеко не нов. Посмотрим, как действует Калки, последняя аватара Вишну (см. отрывок «Калки-пураны» о Майе-Лакшми): Лакшми, узнав своего супруга Вишну, потеряла иллюзорность Майи, приняла свой истинный облик и влилась в Вишну. Именно так поглотил Елизавету тот, кем стал Джон Ди/барон Мюллер после трансформации. Далее, после такой интеграции, Я может успокоиться в сфере чистого мужского сознания, рафинированной духовности.
О том, что Анима потерпела катастрофу, свидетельствует и образ умершей девочки, появившейся в одной из важнейших встреч героев с ангелом Метатроном.
Метатрон – образ иллюзии, мертвого прошлого, так говорит мудрый Гарднер. Его словами обесценивается проблема того, как бессознательные беспокоящие содержания все-таки продолжают жить и влиять. Просто объявив прошлое мертвым, эту проблему не снимешь. Объявление Метатрона фальшивкой – последняя ловушка, последняя иллюзия, предоставленная самим Метатроном: бессознательное прикидывается мертвым и статичным – таким, которое легко отрицать.
Но есть еще и живое бессознательное, близкое личности. Оно вроде бы измельчало и ведет себя нелепо, повторяясь и повторяясь. Однако Тень стала сильнее, и в ее ядре оказалась Теневая Анима, могущество которой сравнимо со всемогуществом мужском духовности. Ее матерински-сыновняя структура свидетельствует о нехватке среды, опоры, чувств – и тогда оказывается, что надежда есть, что  Джейн из своего нового состояния, близкого к Богу, может быть такой силой.
Самость ли это? Скорее, дополняющее Самость материнское содержание. Состояние психики теперь хорошо описывается в терминах Х. Кохута, идеей биполярной Самости. Мы имеем объект идеализации (союз белых альвов) и надежный объект Самости (Джейн). Кроме того, раз уж Метатрон стал символом мертвого прошлого, то теперь бессознательное так покалечено, что не дает новых ростков, а снова и снова отыгрывает ту же ситуацию утраты – Исаида роется на пепелище вместе со своими рабами, ищет кинжал Хоуэлла Дата целеустремленно и бессмысленно.
Думаю, Джон Ди не победил в этой истории. Выиграло коллективное сознание, освободив духовность от произвола честолюбивых и нарциссичных искателей. Это попытка решения проблемы духовности – о существовании ее вне Церкви. Есть еще одна, более тонкая, проблема. Бог Троицы сугубо маскулинный; души у него нет. Тогда вознесение Джейн в сферы, запредельные даже для белых альвов, может быть компенсацией этой избыточной маскулинности (см. Юнг. «Психологическое толкование догмата оТроице»).
Возможные модели интеграции психических содержаний
1. Примирение противоположностей, энантиодромия (Юнг).
2. Циркуляция (Хиллмен).
3. Вычленение Я из хаоса (архаичные сказки).
4. Спираль (Сэмюэлс).Звучит наиболее туманно и столь красиво, что, казалось бы, не требует прояснений.
5. Есть механизмы отказа от имеющихся в коллективном бессознательном способов. Джон Ди  отверг и Исаиду, и Джейн. Мужское сознание иерархично. Та совокупность белых альвов, куда был причислен Джон Ди, занимает место в иерархии, и, возможно, похожа на иерархию сама (у члена есть совокупность обязанностей и свое место, но нет превосходства во власти и важности одного альва над другим). Я становится элементом системы одухотворенного сознания, но теряет и душу, и витальность.

Для этих моделей интеграции есть параллели в представлениях масонов, их легко угадать в романе.
1. Символ цепи.
2. Отвержение и опорочивание Изиды. Естественные связи и душевные движения распадаются в мире масонов. Остается контроль, самоконтроль и долг – отсюда и проекции тех, кто верит: масоны готовят мировой заговор.
3. Интересно, почему самые мистические масонские ложи одновременно и самые тоталитарные?
Выводы:
1. Это индивидуация мужчины для мужского союза, в результате которой Я жертвуется высшим проявлениям Духа. Это мечта о мужском союзе, который будет духовной средой, освободит от материнских влияний – и, соответственно, смерти и человеческой ограниченности.
2. Вся остальная психика, не-Я, весь мир становится женственным: темным за счет Исаис и светлым – там, где Джейн. Вспомним мнение Э. Сэмюэлса о том, что сейчас есть тоска по эго-состоянию Анимы и по одушевленному миру. Когда Духом становится мужское, то женское воспринимается как среда и как сад для возделывания.
3. Проблема романа – соединение мужского и женского в психике. Мужские и женские архетипические образы никогда в этом романе не появляются одновременно, а предваряют или заслоняют друг друга. Думаю, что сосуществование в психике Анимы и Анимуса, когда с ними завершены и трансформирующий диалог, и идентификация – и есть то состояние Самости, которое символизируется сакральным браком. И это не символ, а практическая реализация состояния Самости.


Рецензии