Завалинка сентября

Ехе-хе, ушли златые денечки лета, как старость паутиной подернулось. Кактось печально провОдить его и ждать всю осень и зиму. Б-р-р, осенью слякоть, а зимой холода - лишняку носу з хаты сувать на мороз желаньев нетути. Эх, жисть ты, жисть, кулемна какатось. Вона вчерась хорошо как было, цвяточки , одуваншики, птички бесплатну концерту дают. Кажну сутку слухай, сколь душа слухати могет. Мы с дедом выйдемо у скверу, сядемо на лавку и сядим, покуль не надоест. А воспоминаний сколь. У нас вона вся молодось туточки и шла. Так мой старый расчувствотся,обнимя, щей и поцелуя , ну прям как в молодости. А ноне в осени толив посядишь так то? Ну хай знобно, одежку каку ни есть нахлобучил та и сяди цаломкуйся скольку влезит,так оно ведь дожж  иде, туточки ужо не  до нежнестив. А то ж мы ужо привыкли. Толичко солнце за горизон, а мы на закат поглазеть,а ужо ежели луна да звёздочки, мы с дедком и вовсе оболдевши, так и сядим, зенки на небо таращим, больно оно усе загадошно. Звезды то зажгут свои фонари,то погасют, будто подмигивають друг другу. Може так говорят друг с дружкай. Луна, знай им всем ишо светить. А ежели месяц на небушки, так и плыве ,как по морю и енти звезды завлекая на своей лодочки прокатиться приглошая. А шо ? Ен у них, как наш Гаврилка,первый парень по дяревни, вся рубаха в петухах. Ентот тожить един на всю небушку. Подит по небушку и музыку играя,а звезды словно наши девки ему и песни добры распевают, про свою любовь к нему. Любить-то его есть за шо. Вон как светел,да гарный, не стой нашего Говрюхи. Подит тоже и швец, и жнец, и на дуде игрец. Таки они усида впереди усех.
- Ты, Кадушкина, нето на старости летов в ентого Говрюшку втюривши? Смари узнат  твой супружник покусат под луной вместив поцелумчиков, будя тоби и луна, и месяц и звезда на лбу, аль под глазом. Куда помать хотишь, а?
-Да не пужай, Ведеркина, не троня меня мой касатик, ен у меня паинька, знат шо я от него ни кудысь не денусь.
- Да, пропасти от него не могешь, вот рогов наставить ума много не надоть. Баба ты ишо завидна, глядишь, Гаврилку-то и собьешь с путев праведних.
 -Не иначе белены баба об'евши? Как рога? Туточки толькив язык покель и не устоет трепать,а шо ног и рук косаемо у них чуйки уже неточки. Так шо, дороги товарки, не до рогов мне ужо. Хошь бы со своим в любовь поиграть силов хвативши.
 -Да видела я наднесь как ты суседских телятов со двора сгонявши. Словно молода коза по двору беговши. Силов у неё на любовь не тути. Сидит, бабусей прикинулась. Ты ишо того Говрюху перепляшешь,коль потреба будет.
-Ох и язва ты Ведеркина, так и норовишь кого под монастырю подвести,а сама намеднись шо соседу супы носила? Нябось, никак, солазки к Антипу подкатывала. Сморю утром таще, в обед тоже и в вечерю тут как тут, с крынкой парного молока. А на ночку ты ему чай вечерю не тоскавши? Небось свого убаюкашь, да к Антипу под бочек.
-Да ты ше энто несешь,а? Вот срамота. Да ен, же Антипушка,  с радни мому, да шо приболевши, спину ему на днясь прихватило. Вот и просил мой супружник  братцу енту яду таскати. Ишо меня язвой обзывавши, у самой язык шо бритва. Таком не долги и семью разрушить.
-Э ээ бабы, кончай брех разводит, не то боженька накажет, языки то языкатым поотрезат, тоди будете знать. Говорить не сможете, мычать будете, аль руками, как держоры у оркестру махать. Не то я вас ухватом обех. - Пригрозила Ухватка спорщикам.
-Та не, бабы, на улочку их, хай иха дошь остудя, сказачниц энтих, иш, горланят, как коты мартовски. - Выставила заключительно слово Ушатиха. Спорщицы присмирели, затихли. Прошла секунда, другая, и раздался громкий смех обеих спорящих. Они смотрели друг на друга и хохотали. Мы смотрели на них, не понимая, что их рассмешило. Наконец, насмеявшись они затихли.
-Ну шо бабы, чай пьем ,аль как?
-И чай пьем, и пелмешки лопам, заодно и от других кушаньев не откажемся. Солнце с обеда повернуло, а мы туточки с голодухи помрем под басни энтих кумушек.
 - А померать нам рановато, есть у нас ишо дома дела - Запела Ухватка.
-Погодь петь, дай хоть крошку колбаски Ведерчихиной сьесть. Ох, хороша колбаска!
-Ну хороша, таки и кушай, ихто не даеть тоби?
- Таки я и без песни никак,запели - подхватить надоть.
 -Хэ, чудак человек, жадна до всего.
-Эт точно, особливо до жисти. Ох и жадна я до нее, вот и  успеваю и поесть и попеть, и поспать охоча. Ныне жисть вон кака крута, не знаешь, как за неё удержаться. В могазине все дорого, налоги задушили, врачи вродя борются за нашу жизнью, но и они не волшебники. Ликарствие поддельна, вот то и нетути с него проку. Оно вон сердце захолонит воды пивнешь малость легчая, а с лекрствие, да де оно?  Хорошо енто если там чи мел, чи глина, а то это кто его знает шо там. Врачев народ ругая,шо не фика не понимают. Понимать-то они понимают, правда, в семье не без урода, в основном понятливы, лечить-то вот нечем. А тут ще денег сколько надоть на енти подделки, ужасть. Заболел один мужик, врач приехал, посмотрел, выписал лекарствие и ушёл. Больной пошёл в аптеку. Взяла аптекарша песульку врачеву,посчитала деду плату. Дед стоит за голову взялся.
-Шо дедушка голова болит? Положить ешо таблеточки от головной боли? 
-Не не милая я стою, думаю, от чего мне легче умереть?
- Зачем же умирать вон сколько лекарствий вам выписали. Скоро и выздоровишь.
-А с голоду и умру
-Што вы так, готовить некому?
-Готовить есть кому, вот с чего? Деньги я вам все должен отдать. Вот и думаю, не нужны мне ваши лекарствия, коль всеровень умирать. Пойти придётся сразочку на могилевск. Выберу местечко, ляжу и буду ждать смертушки, покель придеть, радима.
-Че сразу то туды?
- Да посчитал на могилу деньгов хватя,а доехать машину нанять, извеняйте, деньгов немая. Так што, граждане, считайте, шо дешевле, на што платы хватя. Пешим до могил оно дяшевли выходя. И родня, кои живы останутса, пешими дойдуть.
- Ентот дедок че, в деревни живе?
-Ну да, а кака разниса деревня чи город?
-Да разниса больша, коль в городу долече добираса, за одни сутки не успешь, с ночевой нето итить надоть. Коль к тому если ишшо и тяшко болен, дайтить не успет, так в дороге и помреть, бедолага. Охо-хо, грехи наши тяжки. Вот за них то бог и наказуе жистью такой. Охо-хо.
- А за шо бог наказул первобытных? У нех и грехов не было.
-Ох, бабы, каки вы все странныя - вставил своё слово наконец Сидор- молчун. Прозван он молчуном за то, что повсегда молчит, ни кому ни слова не говорит. Дашь ему что - молча возьмёт и уйдет, спросишь что - молча отдаст и опять ни слова. А тут зашли они  с Гринькой да Остапом втихушку,притаившись за спинами нашими, и слушают наши байки. Мы аж от неожиданности вскрикнули хором, как голос мужицкий услыхали.
-Молчун, чаво так пугаш? Не, ты поглянь, з нами могло не ладно с испугу случится, мойся потом - не отмоешься. Чего родимы-то не званы до двору ходите,народ пужаете?
- А шо, не то не можно в гости к вам? - спросили мужики.
-Пошто нельзя? Ну разрешению всеж спросили б,шоб мы в курсях всеж были,  шо гостив дорогих ждать надоть.  Нешто мы не люди, приходте, токось пужать не надоть. А то пришли без женок, а енти могут прийтить и яшо сильней нас пугнут за то, шо дружбу с чужими мужьями ведем, а своих рядом нетути. Тута ваши нам шороху наделут, хошь мы и сами не лыком шиты, да пошто напрасну бабью кровушку лить?
Так шош ты, молчун, нашими речами не доволен? Пошто мы странноми тебе козавши?
-Такось сами раскинули б своим умом: "грехи наши, грехи". А как-то хтой-то базарил, шо бог судьбу человеку дае. Так как не вертись, все по его воли и происходя, и грехи наши таком. Вот ноне вы хотели одни посидеть, а господь взял и нас к вам направил. Зачем, не кто не скаже, послал и все тут. Вот мы и здеся. Гнать будяте господь изволя - будем гнаты, не изволя его воля, будем с вами гутарить,авось догутаримся и к столу позовете.
-Да седайте уж, гости незваны, сидайте коль пришли.
-А шо, мужики, сядем ужо, коль просят, не то ишо обидятся, што кушаньем побрезговали. Шо туто у вас - чай  небось? А у нас свой квасок. Посуду нешто нам дадуть.

-Э, да вы с горилкой? А нешто вам женки позваляють до чужих ходить,аль как?
-Та мы как в разведку, узнать всем сюдой можно ходить али нет. Коль изгону не будя в другой раз вместях с жёнами придемо. Шо, дозволитя?
-Та приходтя хай вам. Могет шо интересного сбрихаете.Уж коль молчун заговорил, то будя сказка какась.
-Шо, молчун,расскажи ты им, как ты свататься ходил до своей женки.
-Ох, уж давно энто було. Сбираюсь я энто, приодел рубаху белу,расшиту,брюки с красными лампасами, сапоги начистил до блеску, ажник как в зеркили все видно, прихватил веник роз. У нас их полно, и всяких. И пошёл с бутыльком в карманЕ. Проходю я этак пол деревни, навстречу мне в наглую иде корова, иде и не сворачивая. Энтож она цветы хочя у меня отнять,не дам. Завёл я букет за спину,а сам ближе к забору пячусь. Корова глазы выпучила и иде на меня не отступая. Шо тут робить, вона, хай ей трясся, будата, верно. До ворот мне долече, не успею.гляжу, рога то у нее здаровы, в разных стороны торчат ще и закручены.шо робить и туточки вспоминаю я про свой веник, шо будушей женки , да тёщи тащил. Веник той колюч бестия,вот думаю по шарам  то я той корове вдарю, а сам бечь, покуда она слепа будя. Вытаскию руку из-за спины и шо вижу, вместив венчика у меня в руки маленький огрызок чуть из руки виден.произвольно оглядуюсь назад, а тута козёл дожоввая последние стебельки роз. Тако зло у меня на козла взяло, шо я на него ринулся шоб вдарить. Козёл не долго думая пошёл на меня в зашшиту своих телес и так буднул меня шо я отлител в сторону. В енто время и корова устремила на меня свою рогатую злобу. Но ей крупно не повезло, козёл ловко украл у неё добычу, то есть меня, вместев меня ей на роги попал козёл, с коим она и понеслась по улисе. На их пути попался деревянный щит, в него корова втиснулась рогами и дале понесла и козла и щит по деревне на своих острых рогах ревя страшно на всю деревню. Я трошки обезумев от страху секунду включал своё серое вещество и как лишь только его включил,понял, шо спасен. А кодысь понял, то быстрея ветру кинулся бечь кудой зенки глядели,али зовсем не глядели. На ту времю позабыл кудой и пошто  я шел. Как оказался у своего дома, не помню. Трясущимися руками открыл калитку, заскочил за неё и той маменту закрыл ее на крепкий засов, крупными шагами заскочил в дом и как подкошанный рухнул не раздеваясь в кравть. В голове крутилась одна мысль,я повторял без конца: "спасибо тебе, козёл, за моё спасение". Так и заснул с ентими словами. На утря в кармане я обноружил несколько стеколушек, мокрые брюки вероятно от пролитой водки из разбитой бутылки, могет, от чего другого, как знать. Я ни чего не помнил от страха, хотя брюки слабенько попахивали водкой, што косаемо сапог,то они кудойт запропостились. Возможно слетели в той моменту с моих ног,колысь козёл бросил меня со своих рог. С энтих пор ,хошь и гляжу я на козлов с опаской и всежь в тайне молюсь с благодарностью за то, шо он спас мою жизнь, не пощадив своей. И погибши от'энтой злой коровы. Вечная ему память. Так закончил свою сказку наш новый завалиншик.
Весела сказка у молчуна вышла! Посмеялись от души с его похождению за счастем, до которогу в той вечер ен так и не дошедши.
Енто,если с кем ишо случалось шо, приходте и расскажите, будя шо послухать и почитать. До новых встречь дорогие друзя на нашей завлинки, я на сей рас раскожу вам мою новую басню. Может, ишо кто признает себя.

 
 


Рецензии
Очень образно. Ещё раз спасибо. Если хочешь окунуться в жизнь, нужно читать Ваши рассказы.

Виктор Рудник   07.10.2016 07:32     Заявить о нарушении
Шо любо? Следуша в актебрю будя.ужо в скорости. Спасибочки. С уваженицам я.

Нина Белоусова2   07.10.2016 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.