Мой брат Федя
Сегодня, 12 апреля 2016 года, годовщина со дня смерти моего брата Феди. Родился он 9 февраля 1958 года в селе на Украине в Запорожской области Гуляйпольского района. Тогда село называлось Новосёловка (непонятно только почему? Село Туркеновка до него было основано в 1800 году. Какое уж тут «Новое село»?), сейчас оно носит название, ласкающее слух, Малиновка.
А вот в первый класс пошёл он уже в Малиновскую восьмилетнюю школу в 1965 году. Тогда единого здания школы не существовало, якобы сгорело после войны (во время войны сжечь школу вместе с людьми фашисты не успели). Учиться в начальных классах брату пришлось на окраине села в одном из школьных зданий. Ходить было далековато.
Когда первого сентября (а это была среда) мама привела Федю в школу, то первоклассники сидели уже на своих местах.
- И с кем же, Федя, ты хотел бы сидеть за партой? – спросила учительница Татьяна Андреевна.
Не долго думая, он показал на Олю Коротун. Учительнице деваться было некуда: она «освободила» место возле этой первоклассницы и посадила рядом Федю. Мама до сих пор вспоминает, как потом Татьяна Андреевна Дахно рассказывала ей, любуясь в первом классе этой парой своих учеников:
- Смотрю, Оля правой рукой прислонилась к щеке, через секунду тоже самое сделал и Федя, когда та сменила руку, он повторил её действие.
Кто знает, может быть судьба и планировала им в дальнейшем быть вместе, но во втором классе учительница рассадила их. Мамы ничего не могли сделать против «железного» аргумента Татьяны Андреевны: "Оля и Федя учатся на отлично, поведение примерное, а у меня в классе есть те, кого надо «тянуть за уши» и у кого поведение желает быть лучшим". Так Федя оказался за одной партой с Зоей Шпак. С кем он потом ещё сидел по шестой класс, я уже не помню. В седьмой класс он пошёл уже совсем в другой школе на территории России.
Забегая вперёд скажу, что судьба Олю Коротун не баловала. Говорят, она, став взрослой, вышла замуж за шахтёра. Очень рано ушла из жизни. Родители её тело привезли с Донецка и похоронили в родном селе. В настоящее время родителей тоже нет. Кто знает, может роковую роль у Оли сыграла какая-нибудь наследственная болезнь? Но умерла она лет на десять раньше Феди, а родились они в одном и том же году.
Сейчас брата нет, но рассматривая его школьные малиновские фотографии, обращаешь внимание, что в школе он был не последним учеником. Входил в состав Совета пионерской дружины школы в 5-6 классах. Участвовал во всех общественных делах класса и школы. Помню, как он однажды, возвратившись с Гуляйполя, очень долго и интересно рассказывал нам о районной игре «Зарница». А туда попадали лучшие из лучших. Да насколько я знаю, и в поход в Дибровский лес классный руководитель их шестого класса брала не всех. Федю взяла. О последующих классных его руководителях у меня сведений нет, но что касается Татьяны Андреевны, первой его учительницы, то её давно нет в живых. О том, что один из её «любимцев» не дожил даже до шестидесяти лет, она так и не узнала.
Из всего класса Федя дружил со многими одноклассниками, но настоящими его друзьями были Серёжа Панасейко, Коля Бацай, Витя Кучер. Увы! Они ушли из жизни раньше его. Серёжа вообще трагически погиб на следующий год, как мы уехали из Малиновки. Федя очень сильно, помнится, переживал. Говорил, что если бы его родители уехали вслед за нами, возможно, друг и остался бы жив.Кто знает?
Когда Федя окончил шестой класс, а я седьмой, родители переехали на берег великой русской реки Волги. Здесь, в городе автостроителей Тольятти, он закончил седьмой и восьмой классы средней школы №35, а после поступил учиться в местный политехнический техникум. Обучаясь в техникуме, записался в Детско-юношескую спортивную школу (ДЮСШ) в секцию лёгкой атлетики.
Никогда не забуду, как я ехал однажды на автобусе из Автозаводского района в Центральный, а по дороге рядом бежали воспитанники ДЮСШ. Можно представить мою радость, когда впереди, оторвавшись на много от остальных спортсменов, бежал брат. Тренер брал его на всевозможные соревнования.
Трудно было совмещать спорт и учёбу, но Федя это испытание с честью выполнил, успешно окончив в 1977 году техникум. По направлению попал в город Брянск на один из местных заводов. Оттуда, весной следующего года, был призван в ряды Советской Армии, служил в городе-герое Севастополе.
Возвратившись из Армии в 1980 году в Тольятти, брат устроился на Волжский автомобильный завод в одно из производств. Здесь ему пришлось поработать и слесарем, и мастером производственной бригады, и начальником бюро, а затем – заместителем начальника планово-производственного отдела. В октябре 2011 года производство стало «Волжским машиностроительным заводом».
Его фотография несколько раз висела на Доске Почёта, а грамот и благодарностей вообще было не счесть. И не только за работу. В 1980-х годах он возглавлял Оперативно-комсомольский отряд дружинников (ОКОД) производства. Награждался высшими наградами ЦК ВЛКСМ, а также Почётными грамотами и благодарностями городского отдела внутренних дел, горкома комсомола. На сколько мне известно, по совместительству являлся ещё и заместителем у командира ОКОД всего Волжского автозавода Виктора Земелева. Мне приятно было слышать от последнего хорошие отзывы о моём Феде.
12.04.2016 г.
Свидетельство о публикации №216091100556