Трудяга. Рассказ

Трудяга.
С каким же удовольствием, я уселся в кресло на улице!
Весь день я носил дрова в сарай. Довольно нудное занятие, если честно сказать! Охапка дров на левую руку, одно полешко в правую, 10 метров в сарай, сложил - 10 метров обратно... Раз в час-полтора - сигаретка и все снова. Но... уже начало сентября, погода стоит прекрасная - самое время!
В общем, с бокалом пива и сигареткой, я сел в кресло и вытянул ноги, наслаждаясь отдыхом...
Сделав первый большой глоток, я смотрел на облака. Альтокумулюс, усмехнулся. Вверху, сквозь эти альтокумулюсы виднелись облака фибратус... я снова усмехнулся, вспомнив нашего друга в Тюменской тайге. Сэнди, так мы называли его. Он работал на метеостанции и, бывая у него довольно часто, мы с товарищем разглядывали плакаты на стенах его маленького кабинета, запоминая названия облаков. Потом, сидя на завалинке у своей избушки, попивая крепкий чай, мы весело спорили об облаках, сыпя латинскими словечками.
Более 40 лет прошло, а тут, вдруг, я так ясно вспомнил  все эти альтокумулюсы, циррусы, стратокумулюсы... что невольно заулыбался, в полном блаженстве.
Вытянутые мои ноги касались тротуара. Может показаться, что в глубоком лесу, на одиноком хуторе, тротуары и не нужны. Но, знаете, как приятно в любую погоду, без грязи и сырости выйти из дому? Поверьте, это большое удовольствие!
Но... беда в том, что именно передо мной было место, где я использовал, хмм, некачественный цемент. Плюс вездесущие и неутомимые муравьи... в общем, тротуар в этом месте, со временем, стал непрочным. Сквозь него стали пробиваться сорняки. Появились рыхлости и трещинки.
Я обратил на нее внимание еще в прошлом году...
Это была земляная оса.
Тем летом, я наблюдал за ней (или похожей на эту) с большим интересом. Она копала ямку в тротуаре. Потом принесла и спрятала туда свою личинку. Снова улетела. Каково же было мое удивление, когда я увидел, как она, упираясь изо всех сил, притащила огромную гусеницу!!!С каким упорством заталкивала гусеницу в ямку. А, затолкав, тщательно закрыла отверстие. Мало этого, оса зашпатлевала все разжеванной глиной. Наверное, подумал я тогда, это - защита от воды.
Жаль, я не мог вспомнить, какой это был месяц? Знал только, что оска заготовила еду своей личинке на зиму.
И вот... снова я ее вижу, снующую по тротуару. Выписывая неимоверно сложные зигзаги, снующую во все стороны, земляная оса, тем не менее, продвигалась вдоль тротуара. Она совершенно не обращала никакого внимания на соседей. А их было достаточно! Муравьи, кузнечики, мухи... ведь наступала осень. Еще день-другой и теплой погоде конец. У меня было такое впечатление, что мухи всего мира слетелись к моему дому! Воздух просто гудел. Все стены были усыпаны мухами! Они залезали в малейшую щелочку.
Наука пишет, что муха живет 48 часов. Как бы не так!
Ну да ладно, речь ведь не о них.
Так вот, земляная оска продвигалась вперед, обследуя каждый миллиметр тротуара...
Странное насекомое. Тельце ее в длину около 2 сантиметров. Работающая часть сосредочена впереди. Сколько у нее там лапок, сосчитать невозможно, так быстро она передвигается, а ловить ее я не собирался. Передняя часть осы занимала одну треть туловища. Остальное было продолговатым темным "животиком". Для чего? А кто ж знает? Мне это совсем неинтересно, тем более... что она нашла то, что искала. Я смотрел не отрываясь...
Что же она делает? Я наклонился вперед и не отводил глаз от ее работы!!!
Чем она ЭТО делала, я не очень понимал, но...ясно было видно, как она оттаскивает в сторону камешки, траву, постепенно погружаясь все глубже и глубже. Нырок в ямку- пауза-очередной камешек в сторону-нырок-пауза...
Вот оска совсем исчезает глубоко. Затаив дыхание, я ее жду. Она показалась. Я вижу, что сейчас ей это дается с  большим трудом! Что же она тащит оттуда?
Мама моя!!! Не представляю, за счет чего и как она вытаскивает из ямки личинку, вдвое больше ее!!! Несколько сантиметров в сторону и оса взбирается на нее. Быстро-быстро перебирая своими лапками, она ползает по личинке. То ли оса покусывает ее... то ли уговаривает, шепчет, но мне хорошо видно, как личинка становится все меньше и меньше размером.
Обежав и осмотрев свою работу, оса, похоже, остается довольной. Цап уменьшенную личинку и... снова тащит в ямку. Оска двигается спиной вперед. Погружается, тащит личинку. Обе совершенно пропадают из моего поля зрения... Очень интересно: как же маленькая труженица, выберется из-под своей ноши?
Я, стремглав, мчусь домой за сигареткой и фотоаппаратом!
Выбралась. Конечно же, выбралась! И уже носится вокруг своей ямки. Что же теперь? Аааа, понятно: все теперь надо закрыть, замаскировать и уберечь от всяких неприятностей!
Удивительно, с какой точностью оска подбирает камушки! С каким упорством тащит его, загоняет в отверстие ямки и начинает танцевать на нем, уплотняя и подгоняя. Какой там у тебя вес, усмехаюсь я, чем ты там его утрамбуешь? Но... вот она уже несется за следующим. Камушек, травиночка сухая, кусочек щепки...
Я же строитель. Знаю, что одними камушками и травинками от дождя ямку не укроешь. И оска это знает!
Сантиметрах в 6-7 от ямки она находит то ли песочек, то ли малюсенькие кусочки цемента. Вдоль валуна, под которым ее ямка. Что она творит!!! Я в полном восхищении! Оска начинает, как собака, лапками гнать этот песочек, передвигаясь все вперед и вперед. Ручеек песка готов! Она возвращается и начинает все сначала. Песочек постепенно сыплется в ямку, а передний передвигается к ней. Еще заход. Еще. Теперь быстро все утрамбовать. Теперь травинки. Камушек. Снова манипуляции с ручейком песка...
Задумавшись о чем-то своем, к ней приближается муравей...
Молниеносный рывок в сторону и, муравьишка, резко развернувшись, не удержался... упал на спину, мгновенно вскочил и... я никогда не мог себе представить, что они способны на такую скорость!!! Оска же, снова работает. Ей было достаточно только отпугнуть. Я засмеялся...
Вот уже, ей и не надо нырять в ямку! Теперь она подтаскивает камушек и, чуть наклонившись, опускает его. Все эти камушки и травинки, которые она достала, освобождая личинку, оска складывала по сторонам и они были у меня на виду. Все они были заботливо собраны и снова пущены в дело.
Прошел час.
Что это? К ней сначала ползет, а потом подлетает земляной ос??? Или, кто их там знает, но размер его вдвое больше! Инспекция? Помогать, вроде, уже как и поздно...
Оска моя только подпрыгнула вверх, и... "инспектор" еще быстрее того муравьишки, исчез из виду.
Дело двигалось совсем к концу. Я наклонился и начал делать снимки.
А она, так забавно меняла местами травинки и камушки, добиваясь полной плотности... так забавно притаптывала все своими шустрыми лапками.
Я искренне любовался ее работой! Ни одной паузы, ни одного "перекура"... час и двадцать минут труда!
Оска взлетела и, сделав круг над полностью замаскированной личинкой... будущим оском-мальчиком или оской-девочкой (?)... улетела.
До весны, маленькая трудяга...
Мне же еще много нужно поработать, чтобы все приготовить к долгой зиме... так же тщательно и надежно.
И встретить новую весну. А, может быть, и тебя с потомством. Пользуйтесь нашим тротуаром - нам не жалко!


Рецензии