Царица Эстер в Палестине

Кафр Бирам -арабская деревня, возле современного израильского города Цфат(Сафад до 1948 года)у самой ливанской границы, прекратила своё существование в октябре 1948 года.
В качестве арабской деревни она упоминается в средневековых источниках начиная с тринадцатого века как арабская деревня, возникшая на руинах древнего иудейского поселения Кфар Баръам(возможный перевод - сын народа, поскольку Бар на арамейском - языке вавилонского талмуда, означает сын, а ам - народ. Но за точность перевода я не ручаюсь).
О еврейском происхождении этой деревни свидетельствуют развалины двух синагог, построенных примерно в третьем веке нашей эры.
Деревня эта примечательна тем, что согласно традиции палестинских евреев эпохи средневековья, именно здесь похоронена легендарная царица Эстер, с которой связан праздник Пурим, и пророк Овадия(Авдий в православии и Обейд в исламе).
Более того, на протяжении веков, эта деревня была местом ежегодного паломничества евреев в праздник Пурим не только из Палестины, но также из современных Сирии и Ливана.
С этой версией не согласятся прежде всего верующие евреи, а точнее, иудеи Ирана, поскольку именно здесь, в Иране, в древнем городе Экбатаны -Хамадане, расположенном в 400 км к западу от Тегерана, находится гробница Эстер и Мордехая - главных героев книги Мегилат Эстер.
Гробница является святыней не только для евреев, но и для мусульман, как шиитов, так и сунитов.
Более того, хранителем святыни традиционно является мусульманин, хотя реконструкция и уход за гробницей осуществляется на деньги местной еврейской общины, состоящей всего из нескольких семей.
Сама святыня представляет собой крохотную синагогу. Это даже скорее молельная комната, нежели синагога, в которой может собраться миньян не более чем из десяти верующих.
Насколько соответствует эта легенда историческим фактам, сказать трудно.
Эстер была не единственной еврейкой на престоле иранских империй(которых было несколько в разные эпохи).
Была ещё Шошандухт- дочь главы еврейской общины сасанидского Ирана, ставшая женой  императора Йездигерда Первого в начале пятого века.
Для многих иранцев святыня Эстер и Мордехая отождествляется вовсе не с главными героями Пурима, а именно с ней - царицей Шошандухт.
А скорее всего, два этих образа в народном сознании слились в один - в конце-концов, обе ведь еврейки  и обе были царицами на иранском престоле.
Тем более, что точную дату возведения мавзолея уже невозможно определить, поскольку он неоднократно был разрушен, особенно жестоко пострадал от монголов и современное сооружение уже не имеет ничего общего с древним святилищем.
Так что определить, кто на самом деле похоронен в этой усыпальнице уже вряд ли возможно.
Тем не менее, не только евреи воздают почести царице Эстер.
Мусульманки обеих ответвлений Ислама почитают Эстер как хранительницу роженниц, но также и как избавляющую от бесплодия.
Поэтому кроме евреев на месте этой святыни можно и сегодня встретить представительниц самых разных конфессий, молящихся Эстер.
 
Но вернёмся в Палестину.
История с почитанием могилы Эстер и Мордехая в арабской деревне Биръим со всей убедительностью доказывает следующее: у евреев Палестины в средние века была здесь не только своя община, но и свои устоявшиеся традиции.
Центром еврейской жизни в Палестине в это время была родина Каббалы, город Цфат-Сафад.
А с чем связано это предание - часть местного фольклора, сказать трудно.
Ведь согласно общепринятой версии, Эстер и Мордехай прожили свою жизнь и были погребены на территории Ирана.
Не имея достаточной информации, воздержимся от интерпретаций.
Единственное что можно допустить, так это влияние как Каббалы на формирование местной легенды, так и мусульманской традиции, укоренённой Салладином в Палестине (Строить мечети на местах связанных с именами аврамических пророков и героев)
Что касается самой деревни, то с 1596 года она фигурирует в налоговых документах Оттоманской империи.
В этот  период времени население деревни составляли 114 мусульманских семей и двадцать два холостяка, тоже мусульман.
Позже конфессиональный состав деревни полностью изменился: её жители были христиане-марониты и меликиты
   В 1948 году население деревни составляло 1050 жителей. Кафр Биръим был занят силами Хаганы 31 Октября 1948 года во время военной операции Хирам. В Ноябре 1948 года жители деревни были изгнаны до окончания военной операции, но никто из них впоследствии не получил разрешение вернуться обратно.
Жители деревни и их потомки до сих пор продолжают борьбу в различных судебных инстанциях Израиля и через международные организации за право возвращения на свои земли.
Борьба жителей деревни за право на возвращение давно уже вышла на международнфй уровень - возвращения уроженцев Кафр Бирама требовал от израильских властей даже Ватикан.
Так что история этой арабской деревни ещё не закончена.
Национальный парк Биръам, в центре оторого находится древняя синагога, граничит сегодня с бывшей деревенской церковью.


Рецензии
Очень интересное произведение!

Читал на одном дыхании!

История переплетает судьбы народов ...и государств.

МОИ ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ, УВАЖАЕМЫЙ ВЛАД!

С Уважением

Александр Андриевский   12.09.2016 18:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Взаимно!

Влад Ривлин   13.09.2016 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.