Через перевал

                ( продолжение  НЕАЛЬПИНИСТЫ)
 Итак, неудавшиеся  альпинисты главную часть маршрута не  осилили,  Эльбрус не покорили, не смогли вскарабкаться на самую высокую вершину Европы.
   Теперь надо приступать к другому не менее важному делу  - достойно вернуться домой. Для этого надо перевалить  через горный перевал Донгуз – Орун. Высота перевала достигает 3203 метра. Так мы переберёмся  из Кабардино – Балкарии в Грузию, Сванетию и далее к Чёрному морю, оттуда на поезде прямёхонько домой.
 Собрали свои пожитки в рюкзаки (чемоданы в горах не в моде). И цепочка «чайников – туристов» потопала к перевалу, а дорога, надо сказать, нелёгкая и не близкая ни много,  не мало, а более тридцати километров. За один день такой  переход по горам не пройдёшь без  передыха.
   Топали, топали и добрались  до пункта ночёвки  - отеля « горной» категории «Северный приют», о котором сейчас и вспоминать не хочется. Пришлось  ночевать в сарае на нарах с замызганными матрасами  и спальниками, которые осваивала уже не одна группа туристов.
Впереди  ночь и желанный отдых, а в темноте  после длинной и тяжёлой дороги к таким мелочам можно и не придираться. Главное голову есть куда прислонить, поэтому такое пристанище  показалось  нам верхом совершенства, отелем – люкс.    
Группа молодая, народ любопытный и совсем не организованный, несмотря на усталость, разбрелись по плато.  Самый разумный ,  конечно же, опытный проводник, ему надо довести группу в целости и сохранности до конца маршрута.Когда народ совсем развеселился и расшумелся предупредил: не шуметь, не кричать. Несмотря на кажущуюся безобидность и царящую здесь тишину – место опасное. На шум в таком месте горы могут ответить таким  камнепадом, что мало не покажется.
  Но какое там, развеселившуюся молодёжь  не остановить даже угрозой:  «Возьму на  карандаш, возьму на карандаш»  - пугал нас опытный проводник - горец. Проводник наш был сван  и другой угрозы не мог придумать, с русским языком у него были проблемы. Утомлённые трудным переходом и массой незабываемых впечатлений путники наконец-то угомонились.
     Маршрут не закончен, впереди ещё длинный переход с пересечением ледника, медленно сползающего с гор. Он ползёт и тает, распуская слёзы чистейшей горной воды, ему невдомёк, что группа неопытная, да ещё с туристом - малолеткой. Идти по леднику  очень скользко, а нам его пересечь надо, таков маршрут. Другого пути к перевалу нет.
    Снова выстроились цепочкой. Впереди проводник с ледорубом в одной руке, а другой крепко держит за руку  нашего хлопца. Не доверяет непутёвым родителям, взявшим в такое путешествие своего малолетнего отпрыска. Вдруг поскользнётся, тогда его не поймаешь, укатится  неизвестно куда.  Это нам не известно, а проводник-то знает, чем кончаются такие горки- каталки.
    Итак, группа тянется по леднику, наш  провожатый делает зарубки, чтобы никто не поскользнулся и не понёсся в тартары, а за ним бесстрашные «чайники» шагают, ступая по этим зарубкам.  Наконец пересекли. Ледник остался позади. Все облегчённо вздохнули. 
   После небольшого передыха снова вперёд, вверх по каменистой тропе. Перевал ещё впереди. Рюкзаки  за спиной тяжело  оттягивают плечи. Многие уже давно пожалели, что в горы взяли ненужные там наряды, ими вершины не удивишь и не поразишь. Здесь другие приоритеты.
   Тяжело идти, но рюкзаки не выгружают, жалко расставаться  хоть и с ненужными здесь,  но любимыми блузками и туфельками,  обречённо тянут их на себе.
 Мелкому, правда, и тут проводник помог – взял его ношу  себе на плечи, а тот, обрадовавшись  такому избавлению, начал чудить:  обгонит группу, ляжет на землю и лежит довольный, пока последний    путник его не минует. Так добрались до места передачи нашей группы от одного сопровождающего другому.
    Избавившись от такой «великолепной» группы, проводник бодро зашагал в обратном направлении. Но вскоре вернулся, догнал нас и благополучно перевалил рюкзак со своих плеч на спину хозяина. Он так обрадовался, что избавился от таких «чайников-туристов», что и лишнего груза  давившего на его плечи не заметил. А скорее всего он просто был человек добрый и честный.
   Тут уже всё пошло своим чередом, усталые, под тяжестью ненужного в горах  груза все идут чинно, никто не нарушает равномерного и почти прямолинейного движения вниз. Казалось бы, все трудности позади, идти вниз – нечего делать. Но не тут-то было, кто когда-либо ходил в горы,  знает, что спускаться по каменистой тропе тоже совсем нелегко .
    Идем с небольшими остановками, рассматриваем окрестность, ведь здесь во время Великой Отечественной войны были жестокие бои с фашистами, это единственное место, где можно относительно безопасно пересечь Большой Кавказский хребет и перебраться в Сванетию.
    По перевалу Донгуз-Орун отступали советские войска в Закавказье после падения Нальчика, убегали  беженцы и даже перегоняли скот. Не зря же название перевала переводится с горского  языка –  загон для свиней.
    К вечеру, измотанные   тридцатикилометровым переходом, еле – еле подтягиваемся к  лагерю. Там нас очень радушно встречает предыдущая группа туристов. Встречает  малиновым компотом, который по традиции варит и угощает  команда, закончившая переход, группу, следующую за ней, зная, что самое желанное после утомительного перехода  питьё и отдых. Пьём вкуснейший компот и падаем от усталости. Завтра день отдыха. Трудная часть перехода почти закончена
    На этот раз мы достойно выполнили маршрут, да и куда было деваться, не оставаться же в горах, можешь, не можешь, а бреди,  ведь впереди нас манит и ждёт тёплое побережье Чёрного моря. Но это впереди.
     А сейчас нам на автобусе предстоит поездка в горную Сванетию. Грех, забравшись в такие места, не побывать там, не  полюбоваться старинными сванскими башнями,  окруженными прекрасными горами. Не посетить музей знаменитого альпиниста Михаила Хергиани, который семь раз становился чемпионом  СССР по скалолазанию и за своё умение с необычайной быстротой проходить сложные скальные маршруты получил прозвище  «Тигр  скал».
    Очень нелепо погиб знаменитый альпинист: при попытке рекордного восхождения на 700-метровую стену Суальто в Италии сорвался из-за того, что при камнепаде камни перебили верёвку-страховку. Михаил пролетел около 600 метров и разбился о камни. Память о Михаиле Хергиани  свято чтит сванский народ.
    Сванетия труднодоступная страна, к побережью от неё можно добраться только на машине  по горному серпантину. Такая дорога требует от водителя искусного, почти ювелирного мастерства.
    Горцы, как известно, люди вспыльчивые и горячие, водитель  нам как раз и попался такой. Да и  народ в автобусе собрался жизнерадостный и беззаботный, своими шутками,  да прибауткам разогревал  атмосферу в машине. Мы лихо с песнями летели по опасно - горному серпантину, совсем не задумываясь об опасности.
    Ехали с остановками в горных селениях, чтобы передохнуть и попить воды из родников, да прихватить попутчиков желающих добраться до моря. На одной из таких остановок к нам подсел молодой человек « под шафе»  с большой бутылью мутноватой жидкости, называемой «чача». Этим напитком он обязательно хотел угостить всех попутчиков желающих  её отведать и настоятельно даже тех, кто не только пить, но  смотреть на неё совсем не   хотел.  Тех,  кому и  от езды-то  по серпантину было совсем  дурно. Закуска тоже была и вполне соответствовала напитку: пряники, приобретённые им в придорожной лавке.
    Наконец, подкатили к турбазе Очамчира. Вот это настоящее честно заслуженное счастье. Домики у самого Чёрного моря.  Впереди неделя отдыха, в течение, которой  мы будем смывать солёный пот, пропитавший нас насквозь, ещё более солёной черноморской водой и припечатывать её ласковыми солнечными лучами!
    Так заканчивалось наше путешествие на Кавказ,  вначале  складывающееся не совсем в нашу пользу. Хорошо всё то, что хорошо кончается.
Счёт один-один!
 26 июля 2016
.
 


Рецензии
Ушли эти маршруты в прошлое вместе с нашей молодостью и великой страной: от Карпат до Сахалина.

Владимир Кудря   18.03.2019 22:55     Заявить о нарушении