Осеннее фламенко

   После пятнадцати лет брака Лида поняла, что не любит мужа. Это открытие потрясло её. Налаженный быт, уютный дом и двое детей-подростков – казалось бы, не жизнь, а мечта. Рядом вполне мирно существовал привлекательный мужчина, талантливый архитектор – Лидин муж. Но разочарование росло с каждым днём. Женщина не на шутку испугалась.

   Как-то ночью Лида проснулась и увидела рядом с собой совершенно чужого человека. Как могла она выйти за него замуж? Ей вдруг показалось, что любви никогда и не было. Лида вспомнила, как однажды муж пришёл на свидание небритым и вместо поцелуя больно укусил её. А когда она обиделась, рассмеялся. В этом была суть Лидиного мужа. Характер их дальнейших отношений только подтвердил плохие предчувствия. Супруг интеллигентно хамил её маме – Лида дрожала от возмущения, но подавляла злость. Он устранялся от всех эмоциональных отношений, кроме интимных, – она терпела. Был абсолютно равнодушен к детям – Лида пыталась компенсировать это преувеличенной заботой. Но ребятам было нужно внимание отца, а не мамина гиперопека. Подростки то и дело срывались, а муж говорил, что Лида неправильно их воспитывает. Слышать это было больно и обидно. В постели супруг вёл себя грубо и эгоистично. Лида очень редко испытывала оргазм, но на все просьбы о дополнительных ласках муж обзывал её фригидной. Несколько раз Лида видела следы губной помады на одежде супруга. Это были временные интрижки, но легче от этого не становилось.

   Лида пыталась поговорить с мужем, но он отмахивался от проблем, считая их пустяковыми. В церкви ей сказали, что она сама во всём виновата – плохая жена, поэтому супруг так себя ведёт. Оправдываться не имело смысла. Подруги сами были не слишком счастливы – некоторые давно развелись, а одна и вовсе никогда не выходила замуж. Свою профессию Лида ненавидела – много лет подряд она работала инженером в бабском коллективе, где сплетни – главное развлечение. У детей были свои интересы: сын увлекался спортом, дочка – живописью. «Предки» казались им отсталыми людьми, от которых нужны только деньги и еда. А тут ещё дочка несчастно влюбилась и стала устраивать истерики чуть не каждый день. Все Лидины намёки поговорить по душам резко отвергались:
– Мама, ты ничего не понимаешь. Он особенный.
   Иногда Лиде хотелось выть от отчаяния. Но кто бы её услышал? Как жена и мама, она должна быть всегда спокойной, доброй и любящей. Между тем, в её душе давно назревал бунт.

   Однажды утром Лида, как обычно, поехала на работу и попросила отпуск за свой счёт. Начальница была недовольна, но ей пришлось смириться. Пригрозив увольнением, Лиду отпустили. «Я и сама больше не хочу здесь работать», – подумала она. Но вслух ничего не сказала.

   Лида шла по улице и улыбалась. Сердце пело арию свободы. С сегодняшнего дня её жизнь изменится.
– Ты сошла с ума! – кричал Разум. – Как ты собираешься жить?
– Счастливо. Видит Бог, я этого достойна.
– Но у тебя семья.
– Мужу и детям наплевать на мои чувства. С какой стати я должна приносить себя в жертву их интересам? Всё равно никто не оценит.
– Чем ты будешь заниматься?
– Прежде всего, запишусь на курсы танцев.
– Ещё чего не хватало! Ты себя в зеркало видела? Будешь как корова на льду.
– Тем более, пора худеть. В детстве я мечтала стать балериной. Воображала себя Галиной Улановой, надевала воображаемые балетки и танцевала «Лебединое озеро».
– Вероятно, со стороны это выглядело ужасно.
– Неважно. Главное, что во время танца я чувствовала себя счастливой.

   Лида колебалась недолго. В тот же день она записалась на курсы фламенко. Ей понравилась преподавательница по имени Роксана – смуглая худощавая женщина средних лет с обворожительной улыбкой. От неё прямо-таки исходили волны позитива. Сразу было видно, что человек живёт в гармонии с собой – и готов поделиться этим с окружающими.
   Группа подобралась довольно разношерстная. Здесь были и молодые девушки, и вполне зрелые дамы. Роксана принимала всех.
– Чтобы раскрыться в танце, – говорила она, – вы должны научиться слушать себя: своё сердце, тело, душу. Ловите музыку и отдавайтесь ей. Движения придут сами.
   Выйдя на середину комнаты, Роксана показала своё искусство. Её гибкое тело излучало то пылкую страсть, то печаль, то нежность, то боль. Ошеломлённая Лида даже не пыталась сдержать слёз. Увидев это, Роксана взяла её за руку, вывела в круг и шепнула:
– Не бойся! Просто будь собой и смотри на меня.

   Сначала тело не повиновалось Лиде. Она чувствовала себя зажатой и неуклюжей. Но Роксана улыбалась и звала робкую женщину в мир сильных чувств и глубоких переживаний. И вдруг Лида увидела себя на выпускном вечере. Бывший сосед по парте всю ночь не выпускал её руку. Девушка и не предполагала, что он потрясающе танцует и так трепетно к ней относится. Больше они не виделись…
– Хорошо, продолжай! – голос Роксаны звучал дивной музыкой в такт фламенко.
   Лида вспомнила, как на институтской дискотеке её пригласил на танец молодой человек. У него были тёплые карие глаза и ласковые руки. В полутьме мерцали огоньки, кружились пары, а новый знакомый всё крепче прижимал её к себе. Ту ночь они провели вместе. Лида влюбилась. Но через несколько встреч парень признался, что женат…
– Не сдерживай себя, выплесни свою боль! – посоветовала Роксана.

   Под конец урока Лида почувствовала облегчение. Не тела – оно ощутимо ныло, но души. Поблагодарив Роксану, Лида уже собиралась уходить, как вдруг её окликнула какая-то женщина.
– Подождите! Есть у вас пять минут?
– Конечно. А в чём дело?
– Вы потрясающе танцевали сегодня!
– Я такой же новичок, как и вы.
– Дело не в технике. У вас есть грация и художественное чутьё. Кем вы работаете, если не секрет?
– Инженером.
– Ну и как – нравится работа?
– Нет, – честно ответила Лида.
– Так я и думала. Хотите учиться на дизайнера? У меня небольшая фирма. Могу помочь с переподготовкой.
   Лида не верила собственным ушам. Ей казалось, что это какой-то подвох.
– Боитесь? – с улыбкой спросила женщина. – Думаете, я вас обманываю?
– Даже не знаю, что сказать. Как-то странно – ведь вы меня совсем не знаете.
– Почему? У меня чутьё на людей. Вы мне нравитесь, поэтому я предлагаю вам работу. Конечно, вы вправе отказаться, если не хотите.
– Нет, что вы, я согласна!

   Вскоре Лида уволилась с прежней работы и стала дизайнером. Она всегда хорошо рисовала, обладала отменным вкусом, чувствовала линию и цвет. Только дома этого никто не ценил. Теперь её способности расцвели в благожелательной атмосфере, созданной новой подругой. Марина сама была человеком творческим и, к тому же, обладала недюжинно силой воли. У неё даже не было менеджера по кадрам. Небольшой коллектив она подобрала сама – и очень гордилась своим детищем.

   Оказалось, что Роксана с Мариной вместе учились в школе. Поэтому обстановка на танцах сложилась удивительно благожелательная. Женщины оставались попить чайку и поговорить о своём – о женском. Вскоре Лида с удивлением обнаружила, что есть на свете довольные жизнью люди. Марина была счастлива замужем за бывшим однокурсником – успешным предпринимателем, который активно поддерживал творческие проекты жены. У них было двое сыновей.
– Старшего мы родили ещё студентами, а малышу всего два годика. Это сумасшедший опыт – стать матерью в сорок лет.
– И ты не боялась? – спросила Лида.
– Я не боюсь, а живу, – улыбнулась Марина. – Страх убивает наслаждение. Мы с мужем, конечно, удивились, но и обрадовались очень. Наш старший принял братишку на «ура».

   У Роксаны был постоянный друг – обрусевший испанец. Именно он заразил её страстью к фламенко. Взрослая дочь Роксаны с семьёй жила отдельно.
– У меня уже внуки, а всё никак не успокоюсь. Возраст – не помеха счастью. Жаль, что не все в России это понимают. Красоту зрелости я поняла благодаря танцам. Фламенко – это стиль жизни, философия. В юности я была гораздо более зажатой. А сейчас наслаждаюсь каждой минутой.
– А я пока так не могу, – грустно сказала Лида, – семья очень давит.
– Никто не может давить нас сильнее, чем мы сами. Другие только отражают наши собственные мотивы. Вот скажи, почему ты не позволяешь себе любить?
– Я больше не верю в любовь. По крайней мере, для меня её нет.
– Но ведь так было не всегда.
– Просто раньше я верила, что буду счастлива. Но когда вышла замуж, завертелась, как белка в колесе. А недавно поняла, что больше не люблю мужа.
– Супруг – твоё внутреннее «я». Что тебя больше всего раздражает в нём?
– Он совсем не думает обо мне – о том, чтобы сделать мне приятное.
– Ты внутренне даёшь ему установку, что брак – не место для счастья. Подпитываешь его своими депрессивными мыслями и эмоциями. Вот муж и огорчает. Как только изменишь свои ощущения, он тоже будет относиться к тебе иначе.
– Да, я читала об этом в какой-то психологической статье. Головой я понимаю, что должна измениться. Но чувства не покорны мне.
– Значит, ты накопила внутри обиды и злость. Танцуй, пока не наступят перемены. Смотри на руки. Представь, что ты чувствуешь руками, что они – продолжение сердца.

   Роксана первая вышла в круг и сделала красивейший жест. Казалось, что она приглашает весь мир танцевать рядом с ней. Её руки – певучие, гибкие – словно перебирали струны невидимой гитары. И родилась на свет дивная мелодия фламенко.
   Потом Марина скинула туфли и босиком прошлась в танце по паркету. В каждом её движении сквозило столько внутреннего достоинства, такая пленительная грация – что казалось, будто она скинула с плеч десяток лет. В её танце не было условностей – только чувства и ощущения.
   Глядя на подруг, Лида вспомнила, что она, прежде всего, – женщина, а уж потом уборщица, нянька и повариха. Её танец был подчёркнуто скромным. Но сквозь эту сдержанность уже начинало пробиваться живое чувство – источник безграничной любви и раскрепощения. Женщина чувствовала, как расправляются плечи, оживают руки, поёт тело…

   Вечером муж спросил Лиду:
– Ты что, накрасилась?
– Чуть-чуть – глаза.
– И платье новое нацепила. Давно пора. Тебе идёт, кстати.
– Да, мам, надевай его почаще, – подхватила дочка, – в нём ты похожа на добрую волшебницу.
– А так я злая, что ли?
– Бывает. Раздражение, усталость. Наверно, мы мало тебе помогаем.

   Лида не верила своим ушам. Неужели близкие тоже почувствовали что-то? Впервые за много лет дочка без напоминаний вымыла посуду. Неужели чудо свершилось? В спальне муж сказал:
– Смотри, что я тебе купил.
– Ой, шёлковое бельё!
   Лида с нежностью погладила блестящую алую ткань.
– Спасибо! Только зачем же такое открытое?
– Для меня. Я хочу видеть тебя всю!

   В страстном порыве муж увлёк Лиду на кровать. Никогда ещё его поцелуи не казались ей столь возбуждающими. Сладко кружилась голова. Истомой в груди отдавалось каждое прикосновение. Она и сама ласкала мужа чуть более дерзко, чем обычно. Горячий ветер подхватил её и понёс.
– Любимый мой! Спасибо тебе – за эту ночь и за всё прожитое вместе! Сегодня мы как будто встретились заново. Ты вёл меня к себе сквозь дикие заросли обид и по каменистым тропам отчаяния. Чтобы однажды воскресить былую нежность. Помнишь, как мы стояли на берегу моря и слушали откровения ветра? Как гуляли по лунным дорожкам? Как ты забрал меня с сыном из роддома и повёз кататься по Москве? Сегодня я вспомнила всё это, чтобы поблагодарить. Мы оба не молоды, но пусть наша осень будет щедрой. Моя любовь к тебе похожа на танец – осеннее фламенко…


Рецензии