Ч. 21 Мы ещё многого не знаем о войне
Корабли продолжали по заявкам корректировочных постов обстреливать очаги сопротивления противника, дороги, по которым он мог подбросить подкрепления. В промежутках между стрельбами к кораблям подходили сторожевые катера, на которых доставляли на берег то, что не успели выгрузить ночью.
Но всё катера забрать не могли, на крейсерах оставались автомашины, тонны боеприпасов, пушки. Их мог доставить транспорт, который следовал во втором отряде, он должен был прийти ночью.
С наступившим рассветом ждали появления немецкой авиации, и она не замедлила появиться. Сильный зенитный огонь мешал лётчикам попадать в цель. Им удалось потопить только один сторожевой катер.
К счастью, погода стала ухудшаться. Ветер сменил направление с юго-западного на северо-восточный. Густо поваливший мокрый снег, пурга, скрыли корабли, которые встали на якорь. Второй отряд, которому так повезло с плохой погодой, избежал атак авиации, вошёл в гавань и без помех приступил к выгрузке 236-й стрелковой дивизии.
Теперь врагом были только ветер, мешавший швартовке, и обледенение палуб, трапов, сходен и причалов. Три транспорта приняли раненых и ещё до рассвета покинули Феодосию. 30-го декабря 1941 года порт и город были освобождены от захватчиков.
31 декабря завершили высадку 44-й армии. Атака немецких самолётов не смогла её остановить, несмотря на то, что прямым попаданием бомбы был потоплен прямо у причала транспорт «Красногвардеец», а два других транспорта получили повреждения. Вспыхнувшие на них пожары быстро ликвидировали.
Во всех советских газетах 30 декабря напечатали поздравительную телеграмму:
«Командующему Кавказским фронтом генерал-лейтенанту тов. Козлову.
Командующему Черноморским флотом вице-адмиралу тов. Октябрьскому.
Поздравляю Вас с победой над врагом и освобождением города и крепости Керчь и города Феодосии от немецко-фашистских захватчиков. Приветствую доблестные войска генерала Первушина и генерала Львова и славных моряков группы военных кораблей капитана 1 ранга Басистого,
положивших начало освобождению Советского Крыма. Крым должен быть освобождён от немецких захватчиков и их румыно-итальянских прихвостней.
И.Сталин. Москва, 30 декабря 1941 г.».
Однако праздновать победу было рано. Немецкая авиация 1-го января потопила транспорт «Ташкент», а в последующие три дня ещё три транспорта. Из Новороссийска на крейсере «Красный Кавказ» отправили в Феодосию зенитный дивизион для защиты порта от авиации.
Во время разгрузки и на обратном пути крейсер атаковали немецкие самолёты. Добиться прямого попадания лётчикам не удалось. Но повреждения крейсера оказались очень серьёзными: повреждены рули, оторваны правый гребной винт и кронштейн гребного вала левого борта, кормовые отсеки затоплены.
Корма крейсера погрузилась в море настолько, что вода плескалась на юте, доходя до башни главного калибра. Близкие разрывы бомб, осколки, вывели из строя башню главного калибра и почти всю зенитную артиллерию. Экипаж всё же, смог довести самостоятельно крейсер до Туапсе, но он надолго вышел из строя как раз тогда, когда его помощь в Крыму была необходима.
Успех Феодосийской десантной операции был бы невозможен без участия транспортов гражданского флота. Без пафоса трудно оценить мужество и отвагу их капитанов и экипажей.
Командующий немецкими войсками в Крыму генерал-полковник Э. Манштейн отдал приказ румынскому горному корпусу немедленно сбросить в море высадившийся у Феодосии десант. Как написал он после войны в мемуарах: «Мы, правда, не питали иллюзий относительно наступательного духа румынских соединений.
Но противник не мог еще располагать у Феодосии крупными силами на суше. Решительными действиями можно было использовать эту его слабость. Мы имели основания надеяться, что румынам, по меньшей мере, удастся удержать противника в пределах небольшого плацдарма у Феодосии, пока не подойдут немецкие войска».
Но румыны не только не смогли сбросить советский десант в море, а, напротив, отступили под натиском десантников до города Старый Крым. Не лучше обстояли дела у противника и на Керченском полуострове. Немцы поспешно отступали, бросая технику.
В мемуарах Манштейна это звучит так: «46 пд форсированным маршем вышла на Парпачский перешеек. Но при этом ей пришлось оставить на обледенелых дорогах большинство своих орудий. К тому же ее личный состав был совершенно изнурен тяготами этого отступления.
Вслед за 46 пд противник сразу же смог начать преследование с оставшихся за ним небольших плацдармов. Керченский пролив замерз, что позволило противнику быстро подтянуть новые силы».
В январе 1942 года флот произвёл высадку нового десанта в Евпатории. Предполагалось высадить усиленный полк морской пехоты в два эшелона. Первый эшелон десанта отправлялся из Севастополя на морском буксире «СП-14», тральщике «Взрыватель» и семи сторожевых катерах.
История этого десанта крайне запутанная и неясная, начиная с того, что одни историки пишут об отправлении полка морской пехоты, а другие – батальона. Неясно, кто конкретно планировал операцию, какие цели ставились, помимо занятия плацдарма для наступления с северо-запада на Симферополь.
До сих пор нет глубоких исследований морских историков обстоятельств, сопутствовавших этому десанту. Причин тому, на мой взгляд, две: одна – та же, по какой замалчивались подробности десанта Азовской флотилии, а вторая – участие ведомства, неохотно открывающего свои тайны даже спустя десятки лет. В составе десанта находилась группа сотрудников НКВД и милиции.
Первый эшелон высадили в ночь с 4 на 5 января.
Одновременно в городе началось восстание, вошли партизаны. Слабый гарнизон не смог оказать сильного сопротивления и отошёл. Понятно, что не флот устанавливал связь с партизанами и готовил восстание. Этим явно занималось другое ведомство.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/13/1331
Свидетельство о публикации №216091201293
С уважением,
Капитан Медуза 05.02.2017 17:03 Заявить о нарушении