Прогулки по Ярославлю. Волжская Набережная. Начало

Из кафе «Босфор» наш путь идет по прямой как стрела улице Первомайской вдоль Волжского бульвара на Волжскую набережную. Позади остается Красная Площадь с памятником Ленину, впереди – Великая русская река.
Выходим к Речному вокзалу. Бронзовый Н.А. Некрасов работы скульптора Г.И.Мотовилова с гранитного постамента обозревает Волжские просторы.
Ярославцы высоко чтили великого русского поэта. Уже в XIX веке горожане объявляли сбор средств на установку монумента в его память, но собранных денег не хватало. Зато Волжский бульвар, тот самый по которому мы вышли к набережной уже в начале XX века народ дал имя Н.А.Некрасова.
Брат Н.А.Некрасова Федор Алексеевич тоже оставил о себе добрую память земляков: в 1906 году он получил Почетную грамоту за заслуги в деле распространения грамотности и просвещения в Ярославской губернии. Будучи крупным домовладельцем Ярославля, он сдавал собственность в аренду учебным заведениям за весьма умеренную плату.
  В 1958 году желание ярославцев увековечить своего великого земляка – поэта осуществилось, и был открыт памятник Н.А.Некрасову на пересечении бульвара его имени с волжской набережной.
На гранитном постаменте выгравирована фраза, в которой умещается вся жизнь поэта: «Я лиру посвятил народу моему». Рядом на барельефе – тот самый народ, простые крестьяне и крестьянки, о счастье которых мечтал поэт.
На пересечении улицы Первомайской и Волжской набережной стоит изящный домик (№ 45\1), принадлежащий старинному дворянскому роду Куракиных. Особняк построен в первой трети XIX века, реконструирован в 1872 году.
 В хмурое осеннее небо устремлен шпиль стилизованной башни.
 Комплекс речного вокзала располагается внизу. На общей платформе возведены здания собственно вокзала, гостиницы, ресторана, а также смотровая площадка и арт-объект, стилизованный под маяк.
Первая очередь комплекса была закончена в 1976 году, вторая – 1984. Проект разработал институт Ленгипроречтранс под руководством Т.П.Садовского. Территория оборудовалась путем намыва участка. Именно здесь, в центре города, исторически располагался пассажирский район Ярославского речного порта.
Воды реки сливаются с небом. Здесь понимаешь, что описания в арийских Ведах рек, текущих с небес, это не поэтическая метафора. Вол Га – Великий Путь, река соединяла народы, торговля приносила доход, на который поднимался и расцветал город.
Люди жили на Волжской набережной со времен основания Ярославля. Здесь в XI веке был возведен деревянный Кремль, в XII – XIII  веках тут располагался посад, где мастеровые ремесленничали, а купцы торговали. Город разрастался,  посад был окружен укреплениями Земляного города, ибо где богатство, там и желающие его присвоить.
Вдали – арка автомобильного и железнодорожного моста.
 Ажурный железнодорожный мост был возведен в 1910-1913 гг. по проекту инженера Л.Д.Проскурякова.
Необходимость в железнодорожном мосту возникла, когда Ярославль был соединен железной дорогой с Москвой, тогда еще не бывшей Столицей нашей Родины, ибо шел 1870 год. По стратегическому плану железная дорога должна была обеспечить бесперебойное сообщение с севером страны (Вологдой и Архангельском), но на пути легла Волга. Ни инженеров, ни финансов на претворение в жизнь столь масштабного проекта, как мост, в то время не нашлось, поэтому была построена отдельная ветка на Вологду, а все грузы и пассажиры на паромах перебирались с одного берега Волги на другой, и так продолжали путь. Разумеется, это было неудобно, тем более что весной и осенью переправа становилась невозможной из-за ледостава.
Между тем в связи с осуществлением программы подготовки к войне в апреле 1904 года было принято решение Министерства путей сообщений о строительстве железнодорожного моста с возможностью передвижения пешеходов, но «устраивать приспособления к экипажной езде… представлялось невозможным».
Со строительством моста связаны имена известных лиц. Обеспечением юридической службы занимался Вячеслав Рудольфович Менжинский, который впоследствии возглавил ВЧК, где беспощадно боролся с врагами революции, в частности ему принадлежит план ликвидации Троцкого
 В.Р.Менжинский имел прекрасное образование, знал 16 языков,  между делом он заведовал военным отделом одной из самых либеральных газет предреволюционной России «Северный Край». В газете публиковались переводы публикаций иностранных изданий о событиях русско-японской войны, так что качал государственную лодку Вячеслав Рудольфович знатно.
Конторщиком по постройке моста в 1910 годы служил Петр Орлов, который с женой и двумя дочерьми жил в Ярославле. Одну из его дочерей звали Любовь, и да, она стала известной актрисой.
Железнодорожный мост возводился медленно, ибо это был сложный проект. В 1912 году рухнул один из пролетов почти готового моста – просчет в инженерных расчетах.
Однако в 22 февраля 1913 года газета «Голос» (преемник «Северного края») сообщила об открытии о освящении моста.
В 1918 году во время антисоветского восстания мост подвергался мощному обстрелу с обеих сторон, но сообщение по нему продолжалось.
В советское время мост стал «особо охраняемым объектом» с вооруженной охраной, пешеходное сообщение закрыли, ничего, что народ, для блага которого обязалась работать новая власть, перебирался на другой берег Волги паромной переправой (с перерывом  весной и осенью). Так продолжалось ни много, ни мало до 1966 года, когда построили Октябрьский автомобильный мост.
В 1972 году по железнодорожному мосту проложили второй путь за счет сооружения трапецевидных ферм (в отличие от ажурных полукруглых пролетов постройки 1913 года). Новую нагрузку мост выдержал. Осенью 2005 года мост реконструировали – старые фермы 1913 года заменили на новые
Октябрьский автомобильный мост сооружен в 1866 году по проекту инженера С.С.Уланова, родного брата великой русской балерины. Мост отличается оригинальным инженерным решением: мощные пролеты склеены из отдельных бетонных блоков. Долгое время это был единственный мост подобного типа на Верхней Волге.

В XVI – XVII веках купцы понастроили вдоль берега Волги множество пристаней. В те времена улицы не обустраивались, но в XVIII веке согласно указу Екатерины II город начал перестраиваться по регулярному плану. Тогда с набережной убрали остатки оборонительных сооружений города – башни, рвы, валы.
Теперь о бывшем военном значении города напоминают вот такие оригинальные урны.
Насладившись чудесными волжскими видами, идем вдоль Набережной. С одной стороны – течет река Волга, с другой – регулярная застройка.
Скамейка с городской символикой.

Чуть дальше – кафешка. Дом № 43 продолжает традиции купеческих трактиров.
 
Строгий сталинский классический стиль гармонирует с историческими постройками.
 
Ничем не примечательный домик с гладким фасадом – бывший дом Масленниковых. Он построен аж в 1778 году, и пережил регулярную планировку Ярославля.  Его парадное оформление с керамическими вставками находится на противоположной стороне, ибо в то время фасад должен был выходить «к городу», а набережная считалась «двором». А ведь и не скажешь «домик, домик, повернись ко мне передом»…
Мы продолжаем прогулку.


Рецензии