Моя формула счастья

Здравствуй, уважаемый читатель! Давно не писала тебе, все как то недосуг. Сам знаешь, какая работа у меня. Хлопотно с ними, с детьми- все по режиму, каждому нужно внимание, каждого нужно выслушать, понять, разрешить важную детскую проблему, а то и крупный детский конфликт. Да и « бумажной» работы в последнее время почему то прибавилось. Но я не жалуюсь. Скажу больше - я счастлива. Счастье мое незатейливое - утром встану и первая мысль о них- моих маленьких человечках. Нужно сегодня им обязательно про это рассказать, то сделать, к третьему подготовиться. И так я их всех люблю, что не могу передать словами свои чувства к ним. Как ты думаешь- это счастье? 

     Теперь вот о чем –неспокойно как то на душе сейчас. Телевизор что ли перестать смотреть? Но думаю, что от этого легче не станет. Неспокойно за наше будущее, за деток наших. Что творится в мире? Иногда смотришь и думаешь, как такое могут совершать люди? Кто их воспитывал? По каким  « Образовательным стандартам» занимались они в детском саду, школе институте? Кто их родители? Может, я преувеличиваю, но у меня чувство, что наша национальная безопасность сейчас под угрозой. Ведь безопасность нам обеспечивают люди и обуславливается она в решающей степени человеческим фактором. А наше общественное воспитание-это среда , в которой формируется личность, её характер и человеческие качества. Наша система образования несет большую ответственность за то, с какой подготовкой войдет в будущее молодое  поколение, каковы будут её нравственные и политические идеалы, социальные ценности и уровень общей культуры. Думаю я об этом , думаю и прихожу все чаще к выводу, что зависит то наша национальная безопасность и от меня тоже.

     Тридцать лет отдала я любимой работе, целое  поколение сменилось на моих глазах. Вспоминаю своих бывших воспитанников, перебираю в памяти их лица, поступки , успехи и неудачи. Если у них все сложилось - это и мой успех тоже, если нет- значит и я вместе с родителями и учителями где то что то сделала не так. А вот что сделала не так и чего совсем не сделала - это проблемы, требующие разрешения. 
       Проблема, которой я занялась серьезно в последние два года- это проблема формирования нравственных ценностных ориентаций. 
 
        Есть у меня, дорогой читатель, страсть к перелистыванию старых  журналов. Так вот - попалась мне на глаза в одном из таких журналов интересная статья группы педагогов из Коломенского педагогического университета Московской области. И говорилось в этой статье  именно о важности и необходимости приобщать детей к системе нравственных ценностей. Коротко изложу суть проблемы. Итак, в настоящее время определился социальный заказ общества на подготовку человека новой формации, демократически ориентированного, свободного от предрассудков и груза тоталитарного прошлого.  Многие родители сегодня ориентированы на обучение своих детей престижным знаниям и навыкам. Осознание многими людьми новых ценностей, ориентиров и жизненных приоритетов, таких, как элитарность образования, желание индивида занять "свое" место в обществе и пр., постепенно приводят к тому, что нравственное воспитание отодвигается на второй план и в среде педагогов и психологов много споров по этому поводу. 
             В современных условиях идет активный процесс социализации детей. Особенно заметным и значимым он является для детей дошкольного возраста, так как именно на этом этапе закладывается фундамент для последующего развития человека; и то, каким ребенок станет позже, когда вырастет, зависит от сегодняшних условий и конкретной работы с ним в настоящее время.

      Так что же это такое- ценностные ориентации? Основой устойчивого поведения и отношения человека к окружающему современные психологи и педагоги считают ценностные ориентации. Термин этот понимается, как направленность на определенные ценности в виде устойчивых и фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Нравственные ценностные ориентации, в зависимости от того каковы они, позволяют человеку делать выбор между добром и злом. Именно ценностные ориентации выступают внутренним регулятором поведения человека и формируются и сознательно и подсознательно в ходе обретения личного опыта. 

            Возникает закономерный вопрос: с какого возраста необходимо начинать работу с ребенком по формированию нравственных ценностных ориентаций? Ведущие психологи и зарубежных и отечественных научных школ сходятся во мнении, что особое значение в становлении личности и ее основных ценностных компонентов отводится как дошкольному периоду, так и раннему детству. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства.

                Какова же классификация нравственных ценностей? Исходя из того, что высшая общечеловеческая ценность-личность человека, его неповторимость, индивидуальность, система  нравственных ценностей ориентируется на благо человека - на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд. Нравственные ценности - не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, такими, как доброжелательность; стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих; способность просить прощение и прощать; стремление примирить ссорящихся; не отвечать злом на зло; человеколюбие; уважение индивидуальности личности и мнения окружающих; ответственность за свое решение; честность; справедливость; способность видеть свои недостатки,  признавать ошибки; ответственность; заботливость; чуткость к людям; сострадание; послушание; трудолюбие; бережное отношение к труду другого; желание радовать своим трудом других; совестливость; стыдливость; способность слушать «голос совести».

      К сожалению, в настоящее время прослеживается четкая тенденция к вымыванию этих важных понятий из нашей жизни. И немаловажную роль в этом играют телевидение и интернет. Наблюдается засилье в средствах массовой информации культа силы, денег, власти, насилия. Как нам защитить наше будущее? Что зависит непосредственно от нас? Сможем ли мы, педагоги, повернуть сложившуюся ситуацию и направить ее в позитивное и созидательное русло? Вопросов много, но решать их за нас никто не будет.

        Когда я начала работать над проблемой формирования нравственных ценностных ориентаций, мне пришлось подключить к этой работе все ближайшее окружение ребенка - родителей, близких родных, педагогов ДОУ и я  очень благодарна им за поддержку и понимание. Для меня было важно разъяснить родителям, что они несут ответственность за создание в семье благоприятного психологического климата; обогатить их знаниями детской психологии и педагогики; раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительское собрание, беседа, консультация, лекция, тематические встречи, дни семейного отдыха, организация  «почтового ящика» для писем-вопросов. Я понимаю, что дети  усваивают нравственные ценности, наблюдая за деятельностью, поведением, отношением и оценками и высказываниями взрослых. Поэтому сама практикую все то , о чем говорю детям.

            Порой случаются у каждого педагога ошибки и срывы, от этого никто не застрахован. Как тут быть? Признать свою ошибку перед воспитанником - это поможет сохранить атмосферу доверия между ребенком и взрослым. Формула «воспитатель всегда прав» не должна иметь места в ДОУ. Ты, наверное, понимаешь, дорогой читатель, что работа идет не только с детьми, но и внутри меня. И это для меня, как человека, очень важно. Большое спасибо моим дорогим коллегам - они тоже не остаются в стороне, они тоже, как сейчас принято говорить, в теме и им  это тоже очень интересно. Программу свою я назвала «МИР ДОБРОТЫ», претворяю я её на практике два раза в месяц в часы свободной деятельности. Опираюсь на собственное творчество, часто использую возникающие педагогические ситуации, как темы занятий. Поле деятельности - безбрежное. Тут и чтение художественной литературы, и все виды игр, и беседы, и слушание музыкальных произведений, и экскурсии и многое другое. Не все получается, честно признаюсь. Свежий пример - провела а беседу «Кем я хочу стать?». Сами понимаете, кем хотят стать девочки и мальчики в 6 лет. Встает такая кроха и выдает мне: «Я сказал папе, что хочу стать капитаном, плавать по морям, а папа сказал, что у нас денег нет тебя на капитана учить». Такие вот реалии и, к сожалению, с родителями такими еще работать и работать. Да и «мультики» детские сводят иногда на нет все мои старания. Но я оптимист, живу с надеждой на лучшее, перед трудностями не пасую. Есть смысл в моей жизни- прийти утром на работу и услышать милые детские голоса, почувствовать , что я нужна им, что они рады видеть меня. Такая вот простая, но сложная моя формула счастья. Кажется, я слишком увлеклась и может даже наскучила тебе своими размышлениями. Но для меня это очень важно. Желаю тебе ,дорогой читатель, здоровья,  доброты и мира.  До свидания. С любовью и уважением И.О.Н.


Рецензии