Быстродвижение природы
Утром, в семь с небольшим, наблюдал фантастическую картину падения луны за горы. Луна полная, плотная, круглая: солнце освещало ее прямо «в лоб». В подзорную трубу видно, как высветились отдельные ветви кустарника и деревьев на гребне яйлы, когда гигантский шар коснулся тверди. Забавно наблюдать, как кратер Тихо, окруженный светлыми лучами, медленно проваливается между елями… Вся картина длилась минуты три – не более. Через пять минут встало солнце, стена гор зарделась. Внизу еще синеет сумрак. Весь город в предрассветной тени. Пытался найти сравнение: пластинка негатива в свете красного фонаря.
Бывало, как завороженный сидел я у окна, созерцая борение и движение стихий… Наша девятиэтажка стоит на взгорке, чуть выше Белой дачи Чехова, окна смотрят на юг и на запад. С шестого этажа видна панорама, созвучная «высокому парению духа». Прямо перед глазами небо подпирают зубцы Ай-Петри, чуть левее стелятся кудрявые складки Могаби, а направо застыл недвижный отвес яйлы. Стена кажется вертикальной, и только темная поросль кустарника, кое-где добравшаяся до верха стены, дает понять, что тут есть и пологие склоны, и крутые ущелья. Благодаря оптическому обману кажется, что я смотрю на Могаби и на яйлу с очень высокого места: долина внизу глубока, а горы не давят, не заставляют задирать голову. Кажется, что и водопад Учан-Су ниже меня, и кладбищенские кипарисы ниже меня. Почему так? Наверное, потому, что основная часть картины расположена на пологом склоне Могаби, повернутом к востоку. Потому все, что там есть, открыто мне как бы на три четверти сверху. Иллюзия.
Иллюзия определяет самоощущение: «возвышающий обман». Вот она, величественная природа, стелется подо мной… «Стою над снегами у края стремнины»...
Уж сколько времени меня поражает то, как в Крыму, между морем, небом и горами, явственно ощущается быстродвижение природы. В России, посреди бескрайнего горизонта, не замечаешь хода звезд и планет, хода вращения Земли. Облако плывет от края до края так долго, что вряд ли отыщется праздный любитель таращить глаза в небо весь день. Тут же все поразительно скоро: звезда падает за гору, луна пробегает поперек небосвода. Я все поглядывал на одну яркую звездочку: в августе она падала за яйлу над водопадом Учан-Су, сейчас – точно над Ай-Петри. К примеру, вчера вечером луна стояла над морем; широкая полоса моря отливала червонным золотом и обрывалась у горизонта. Встанешь на лоджии, присмотришься – золотая дорога медленно уходит вправо, и вот уже в чаше моря только тусклые фонарики судов.
Все это видел Чехов. У него был бинокль, в который хорошо виден и ход луны, и бег звезды. Чего не видел Чехов? Не видел, как утром луч света вспыхивает на вершине Ай-Петри: тогда еще не было стеклянного павильона канатной дороги. Не видел, как мерно моргает красный глаз маяка на острие мола; маяка в Ялте тоже не было.
Быстродвидение природы особенно заметно в непогоду, когда с яйлы срываются облака. Возле гор сталкиваются два потока воздуха – холодного с гор и теплого с моря. Зимой это чревато то дождем, то снегопадом. А то и тем, и другим одновременно. Иногда обрывки грязно-серой ваты рвет, кружит, затягивает в ущелье. Можно увидеть, как в минуту «облако, похожее на рояль», переживает тысячу метаморфоз: верблюд, ощетинившаяся кошка, ящерица с оторванным хвостом. Вот от облака не осталось и следа… Отдельные тучки, словно выпущенные из пращи, мчатся к морю мимо Могаби, лесистая вершина которой растворилась в тумане.
Применительно к Чехову быстродвижение природы сыграло иную роль.
Однажды – на ночь глядя - Чехов позвонил Бунину и пригласил прокатиться в Ореанду. Наверное, Чехову хотелось побеседовать, высказаться: очень он скучал в провинциальной Ялте без собеседников. Во время поездки И.Бунин с несказанным недоумением услышал от Антона Павловича фразу о быстротечности литературной славы: дескать, читать чеховские произведения будут недолго – ну, лет шесть, семь… А там и забудут.
Чехов, надо думать, произнес эту фразу в процессе своего внутреннего диалога. Он отчетливо ощутил диссонанс между быстрым движением природы Южнобережья – и заторможенностью, замедленностью собственного бытия. Жизнь движется, ускоряется, а соки в его иссушенном болезнью теле почти недвижны… Это чисто биологическое выпадение из ритма природы накладывалось на ощущение оторванности от общественной жизни начала века. Страна стремительно втягивалась в революцию, а Ялта ощущалась как теплая, но далекая Сибирь… Глухая провинция. Отзвуки этого грустного самоощущения так часты в последних чеховских письмах…
Вот характерные самооценки той ялтинской поры. Письмо от 16 марта 1901 года к жене Ольге Леонардовне подписано: «Твой старец Ant.». Через неделю, 23 марта, «старец» пишет таганрогскому земляку, актеру Художественного театра А.Л.Вишневскому: «В Ялте уже весна совершенная, все деревья в цвету, многое отцвело (в том числе и я)»...
19 сентября 1986.
Свидетельство о публикации №216091200177
Интересные наблюдения и размышления, какие-то, очень знакомые. Испытал состояние дежавю, когда прочитал Ваше умозаключение: "Иллюзия определяет самоощущение: возвышающий самообман"...
Каждое лето, наблюдаю за ночным Севастополем, луной, звёздами и морем с верхней смотровой площадки на даче. Панорама величественная, и всякий раз, особенно в полнолуние, вспоминается картинка из "М и М" М.А.Булгакова, когда Воланд наблюдал за ночной Москвой и беседовал с Левием Матвеем о вечности, добре и зле...
Понравилось. Спасибо.
С искренним уважением и поклоном,
Георгий Качаев 12.09.2016 09:47 Заявить о нарушении