Я стала вдруг песни откуда-то слышать...

О книге Светланы Василенко «Проза в столбик», Москва, 2010г. (рецензия)
Опубликовано в журнале "Клаузура" №6,2016г.Москва.


«Я стала вдруг песни откуда-то слышать,
Их ветер приносит и мышка из норки.,
Их с дождиком к нам из небес проливает,
Как будто чернила на фартук неловко.
Простой ученик, - он такой же влюблённый,
Как этот глухарь или наша душа:
Поёт про любовь, трепеща, и не слышит,
Как пуля пропела и в сердце вошла.


   Что такое искусство? Это промельк, неожиданный свет Божественного Небесного мира, который нам не знаком, его открывают поэты и художники в своих произведениях.
   Если текст талантлив, значит, автор видел этот свет и передаёт его нам. Чтобы мы тоже посмотрели , изумились и насытились. . .
   Достаточно нескольких строк, чтобы нам открылось что-то новое и важное. Вот ради таких неожиданных открытий, мы и читаем сборники стихов.
   В сентябре прошлого, 2015года, мне посчастливилось побывать на мастер-классе по прозе у замечательного талантливого человека , поэта и прозаика, Светланы Владимировны Василенко.
   Она мне подарила свою книгу « Проза в столбик», изданную Союзом Российских писателей в Москве в 2010 году.
   И с тех пор моя душа, как птица, питается её стихами. Читаю я её медленно, т.к. каждый стих как рассказ, как повесть. В нём спрессована наша жизнь во всём её объёме и многогранности. В каждом стихе такая плотность мысли и чувства, что прочитав один стих, я живу им целый день. Обдумываю, усваиваю этот взгляд на мир. Хотя она пишет:

« Я выпала
Из мира людей,
Выпала
Из жизни. . .»

Но она как раз и не выпала, а стоит очень близко к этому миру. В её душе живы простые глубокие человеческие чувства.

«Низкое небо,
Русская печь.
Там, где родился,
Там бы и лечь» - это строки из стихотворения «Капустин Яр». Кто бы сумел так просто и искренне выразить свою любовь к Родине?
  Я давно ничего подобного не читала. Современную литературу в последнее время избегаю. Она вся какая-то показушная, неискренняя, нечестная. С понтами.
  А в стихах Светланы Василенко живёт душа.
  Поражают высокий драматизм и тончайший психологизм её текстов.
  Она так умеет рассказать, ну, например, о посещении Лермонтовских мест в Пятигорске, что раздвигает рамки темы настолько, что мы видим и наш современный суетный мир и ту роль, которую сыграл Лермонтов в жизни нашего народа, в становлении его сознания и культуры.
  Какими-то тонкими, едва уловимыми штрихами, показан трагизм его жизни и его высокое предназначение, которое им было выполнено. Просто, незатейливо, пронзительно. . .обычными словами из нашего обихода., используя контраст между шумом современной жизни и замершей тишиной Вечности.

«Рядом сосна,
Сожжённая попавшей в неё в этом году молнией.
Обнимаю её обгоревшее тело
И рыдаю вместе с нею,
Сестрою,
Над убитым здесь
Младшим братом»


« А хотите увидеть Чудо? »

  Пересказать всё невозможно, надо читать. Об этой книге нельзя говорить равнодушно. Каждая строчка восхищает и убивает. Вдруг начинаешь видеть мир во всей его полноте и понимать, насколько он сложен и прекрасен. Узнаёшь, что хаос гармоничен.
  Пьяный бомж, выпрашивающий мелочь на опохмелку, вдруг показывает тебе чудо – мироточивую икону Божией Матери. В церкви, в углу, стоит нахмуренный старик с палкой. . .так, это , оказывается, Серафим Саровский!.. ..А девочка, моющая полы в этой небольшой деревенской церквушке, вдруг говорит: «А у нас все иконы плачут!. . .» И ты видишь, что и Серафим Саровский тоже плачет. . .
  Выходишь из полумрака церкви, как из другого мира, в солнечный летний день, видишь привычную толкотню на автобусной остановке, множество людей, которые и не подозревают, что в церкви неподалёку все иконы плачут. ..


«Фрески Дионисия»

  Очень тонкая психологическая зарисовка, обрывочек чужой жизни.
  Простой сюжет: ожидание катера в Череповце. Лебеда, пыль, скука. Героине 17 лет. К ней подходит молоденький солдатик и просит на время, для его мамы, побыть его невестой. Мама, простая деревенская старушка, рада, и всё повторяет её имя: Светлана. И смотрит на неё тёплыми глазами. Затем развязывает узелок и угощает их нехитрой снедью. Поев, солдатик говорит маме: «Ну, мы пойдём, погуляем» . А у ближайшего поворота бросает ей небрежно: «Ну, пока!» И уходит. Девчонка впервые в жизни чувствует себя брошенной и плачет, где-то на уровне подсознания понимая , что её просто грубо использовали.
  Возвращается на причал. Мама спит на скамеечке, поджав под себя ноги. У скамейки стоят её тапки. Девочка присаживается с краю. Скоро придёт катер. Она едет в Ферапонтов монастырь смотреть фрески Дионисия.
  В этом стихе опять переплетается обыденное с высоким.

  И так в каждом стихе: соединение низкого с высоким, простое переходящее в сложное.

Много стихов о любви. Читаю первую строчку стиха:

«Саратов. Глушь. Любовь.
И солнце из щелей
Дощатой старой церкви,
Похожей на корабль».

Сразу вспоминается мой любимый Иван Бунин , его рассказ «Солнечный удар»

«Крёстный отец»
«я вдыхаю ночь в себя,
Всю её черноту,
Чтобы переработать её в свет,-
Ведь меня зовут Света.»

И заключительное стихотворение сборника о судьбе поэта:

«Ангел»

« Неподвижно
Сидишь скрюченной чайкой,
Больной птичьим гриппом.
Или другим смертельным недугом,
Глядя в себя и понимая,
Что через несколько минут
Тебе надо встать и идти,
Чтобы жечь,
Да,
Глаголом,
Да,
Сердца,
Что, увы, ты пророк,
И тебе не отвертеться»


Рецензии
Что такое искусство? Это промельк, неожиданный свет Божественного Небесного мира, который нам не знаком, его открывают поэты и художники в своих произведениях

Воистину!

Михаил Гольдентул   25.11.2016 04:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!Мы с Вами всегда понимаем друг друга)

Светлана Смирнова   25.11.2016 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.