Всё-таки, у меня есть свой мопед!

Светлое и тёплое воспоминание лета 78-го года. Мне одиннадцать и вся жизнь впереди. Впереди всё, что только пожелает душа ребёнка. А она желает отдыхать и купаться после трудного школьного года и закрытого наглухо дневника с хорошими оценками за четверти и весь прошедший год. Она желает играть в футбол и выигрывать игру за игрой, получая удовлетворение от этого. Она…

…Она желала получить от любимого деда Коли, маминого папы, подарок, которого ни один дед ни одному внуку никогда ещё не дарил. Все бы мальчишки и девчонки во дворе наших пятиэтажек сдохли от зависти, увидев его. Конечно, я и не знал, что дедушка так скоро мне его захочет подарить. Я знал о его существовании, но… вышел облом. Мой дядька Толя, оболтус по жизни, растащил и продал по частям самые необходимые детали мопеда, укрытого в дедушкином предбаннике сеном. Он снял колёса и багажник. Стащил ещё что-то и мопед… Он просто превратился в кучу ненужного металлолома, который мы, пионеры Страны Советов, собирали по посёлку, выполняя девиз «Миллион Родине»…

- Сынок, ты чего такой кислый, как лимон? – мама увидела меня, с поникшей головой вошедшего в квартиру.
- Да так, ничего, - отмахнулся я и направился в свою комнату, чуть не плача.
Мама последовала за мной, открыла дверь и встала, подперев собой косяк. Она долго и спокойно смотрит на меня, уткнувшегося в подушку. Она знает, сейчас я сам всё выскажу. Не умею держать в себе ничего плохого, как в песне из фильма «Невероятные приключения Дениса Кораблёва», «я не шкаф и не музей хранить секреты от друзей». А в моём положении от мамы.

- Мам, дядька Толька растащил мопед, который дедушка хотел мне подарить. Я теперь без мопеда, а так хотелось научиться ездить. Вон у Серёжки из соседнего дома есть «Рига», а у меня нет! – я заплакал горькими слезами, словно меня лишили самого сокровенного.
Папа смотрит телевизор и прекрасно слышит мою горькую речь. Он встал с кресла и вошёл в комнату, проговорив:
- Я завтра иду в гараж, надо подремонтировать мотороллер. Пойдёшь со мной? Помощь твоя нужна.
Я поднял от подушки красные заплаканные влажные глаза и уставился на него. Раньше он мне никогда не предлагал сходить в гараж. А только давал кататься на своем большом чёрном велосипеде, который стоит в подвале соседнего с нами дома. Наверное, просто решил успокоить, но я, всхлипывая, соглашаюсь:
- Ладно, пойду. А что надо делать?
- Завтра и увидишь…

Субботний выходной, тишина вокруг, хочется поспать, но весёлые солнечные лучики рано проникают в нашу с сестрой спальню, выходящую окном на самое его восхождение над крышами домов. Между зелёных разлапистых крон и веток, растущих напротив дома тополей и берёз, проскальзывают и упираются прямо в мою стену яркие полоски летнего светила. Папа тихонько заходит в комнату и поднимает меня.
- Пошли в гараж, вечером надо уже к бабушке Оле съездить…

Папа крутит педали своего велосипеда, а я сижу на багажнике и болтаю в разные стороны ногами, непроизвольно раскачиваясь на каменистых ухабах и песчаных препятствиях. Мы приближаемся к опушке леса, а за ней железнодорожное полотно, перевалив через которое, за насыпью и начинается целый город рядов гаражей. Один из них папин и дяди Серёжи, его младшего брата. У папы там мотороллер «Вятка», а у его брата «Запорожец», да не «горбатый», а новой модели, кажется «969», точно не помню.

- Всё, приехали, спрыгивай, - папа остановил возле синих ворот и начал греметь ключами от них.
Через пару минут он распахивает ворота и мы входим в прохладную темноту. Папа идёт сразу в дальний угол, к верстаку и включает свет. А там стоит что-то, накрытое старыми полосатыми половиками, которые вяжет или шьёт его мама, моя бабушка Оля. Ещё через мгновение половики оказываются на верстаке. Моему взгляду открывается чистенький и блестящий никелированным бачком для бензина двухскоростной мопед «Рига-4».
- А ты что, его от дедушки Коли привёз?! – выпалил я.
- Нет. Его мой папа купил своему старшему внуку. Да только Петька и Гошка в Эстонии живут, далеко, а Саньке он не нужен. Он у нас языки учит и к технике равнодушен. Следующим внуком в семье Климовых являешься ты. Значит, он твой.
- Да ладно? – не знаю, то ли удивляться приятному, что мне достался не мой мопед,  то ли удивляться не очень приятному, что это не дедушка Коля мне его подарил, не знаю, голова кругом, приятным кругом.
- Всё-таки, у меня есть свой мопед! – понял, наконец, и обрадовался я...

Я подошёл к своему «железному коню» и начал его гладить ладонями, словно живого. Вот то-то теперь пацаны обзавидуются! Вот то-то теперь они повыпрашивают у меня прокатиться! Вот то-то теперь я по дворцу покатаюсь! Но папа слегка опустил меня с небес мечтаний на землю натуральную:
- Кататься будешь только здесь, возле гаража или до Самойловки. Дома пока ставить его негде, стащут или, как у деда Коли, разберут на запчасти. Его надо маленько подремонтировать, что-то с зажиганием. Мне всё некогда делать, но подскажу, что надо. Можешь друзей своих позвать сюда и кататься. Хоть, целый день.
- А когда? – тут же выпалил я.
- Я сегодня здесь целый день буду с мотороллером возиться. Езжай и зови их. Свечи поменяете и катайтесь, бензин есть у меня…

Моей радости нет предела. Я вскакиваю на папин велосипед. Под рамой-то я могу, да и на раме могу, да больно ударяться об неё, ноги в кедах с педали часто соскакивают, когда я летаю, словно на самолёте. Лучше под рамой. Лечу навстречу горячему ветру, через полотно и опушку леса, минуя родной стадион и большущие трубы отопления, что тянутся от ГРЭС к заводу и нашим домам…

Через полчаса вся моя четвёрка друзей на великах мчит в гараж, смотреть и кататься на мопеде. Я у Лёхи на багажнике, а Вовка и Гошка на своих, точнее, отцовских.
- Красавец, - Лёшка на правах старшего гладит мопед и садится на мягкое коричневое сиденье.
- Лёша, зажигание посмотрите, что-то свечи барахлят, я сейчас бензин дам промыть, – папа выходит на свет солнышка и щурится.
А через некоторое время тройка моих друзей бежит сзади и толкает мопед, на котором восседаю я и пытаюсь «дать газу». Метров через двадцать такой гонки он хрипло затарахтел и помчался сам, управляемый мною, оставив моих друзей сзади. Ветер дует в лицо, волосёнки встают дыбом в разные стороны, я счастлив!!!

Тяжёлый для одиннадцатилетнего пацана агрегат не слушается руля и рулевого, то и дело пытаясь свалить меня в кювет с небольшой насыпи, на которой постелен асфальт. Всё-таки, в первый раз я управляю таким движущимся средством. Нет, парень из соседнего дома давал прокатиться на «газульке», так это небо и земля. Мой-то двухскоростной и сильный. Да…

Блин, я так и улетел в кювет, промчавшись метров двести. Не удержал его, когда навстречу ехал рейсовый автобус. Теперь надо вытаскивать, а он такой тяжёлый, зараза! Хорошо, что пацаны видели меня и уже бегут на помощь. Он, поди, килограммов сто весит. Корячусь, тащу за руль, а он ни с места!

- Что, не удержал? – первым Лёшка подлетел и стал помогать тащить за сиденье.
- Ага, тяжёлый, падла! Автобус напугал, дорога-то узкая, - начал оправдываться я и тут Вовка с Гошкой подскочили.
Через пару минут все вместе мы вытащили его на дорогу и побежали обратно, толкая мопед, только теперь старший четвёрки восседал на сиденье…

Мы выкатали целый четырёхлитровый бачок бензина, пока обкатали его и накатались сами. Довольные и усталые, чумазые и счастливые, мы пошли домой под вечер, когда жаркое летнее солнышко начало падать в макушки елей и сосен нашего леса, за которым стоит посёлок. Мы идём домой и бурно обсуждаем, как Гошка тоже упал с мопеда в траву и измазал зеленью все новые штаны, а агрегат чуть не утонул в болоте возле дороги. Смеёмся от души, как Лёшка хотел ради любопытства заглянуть в выхлопную трубу, а Вовка в это время дёрнул педаль газа и вся выбравшаяся наружу гарь нарисовала на его роже портрет сажей. Мы ещё сильнее ржём, как Вовка, уехав до Самойловки, нечаянно на повороте сбросил газ, мопед заглох и обратно наездник вёл спящего «коня» за руль почти километр. Хватило нам впечатлений на первый наш мопедный заезд. Первый мужской день, когда мы почувствовали себя настоящими мотоциклистами или, на худой конец, мопедистами…

Во дворе хватило хвастовста и рассказов о наших приключениях на неделю. Другие пацаны со двора тоже хотели покататься на моей «Риге-4», роскоши по тем временам в обычных советских семьях…

А позже я узнал, что дедушка Лёша, Ветеран Великой Отечественной войны, папин папа, умерший годом раньше описанного здесь события, специально купил этот мопед. Он от моего папы узнал, что дедушка Коля мне купил такой же и, будучи уже прикованным фронтовыми болезнями к постели, наказал своим сыновьям купить мопед, «как у свата» и поставить в гараж, «до Стаськиного совершеннолетия». Ни до моего совершеннолетия и ни до получения мною мопеда мой дед не дожил. Рана, полученная им в боях за Берлин, однажды сильно обострилась его частыми и безмерными излияниями вовнутрь спиртного, и он ушёл из жизни…

Но это совсем другая история и о ней как-нибудь потом… Мой второй и не менее любимый, чем дедушка Коля Савинов, дедушка, Алексей Петрович Климов, остался в детской памяти светлым и добрым пасечником, щедро раздающим нам, своим внукам, мёд в сотах… и об этом повествует мой рассказ «Вкуснотища!!!»…

К послесловию скажу, что к технике, кроме велосипеда, и с годами я так и не привык. На исходе пятого десятка лет автомобильных прав не имею и машину водить, даже, не учился. Как-то обхожусь и люблю ходить пешком. А если надо куда ехать, так супруга и сыновья возят. Они-то имеют и умеют……

5 сентября 2016 года


Рецензии
Здравия Вам, Станислав! У меня, сходу, тут же свои воспоминания: Отец мой тогда в Райисполкоме работал, завотдела сельского строительства, выделили ему мопед "Рига" для поездок в ближние колхозы, я в ближайшее воскресенье решил прокатиться на нём, на велике я уже большой спец был, и поехал мимо стадиона, а там играли сборные Дагды и Краславы, и надо же! Мяч вылетел прямо мне под переднее колесо, в то время сетки там ещё не было, которая защищает от таких ситуаций, я и мяукнуть не успел, как пролетел несколько метров в воздухе и сильно подпортилась правая педаль, за которую мне влетело от отца... Уже после Армии я получил права и на автомобиль, и на мотоцикл, купил "Иж-Юпитер" с коляской, на котором ездил на дачу из Краславы, он, зараза, был очень тупой на заводку, и его нельзя было завести с толкача, конструкция такая дурацкая, я его потом в Белоруссии продал по дешёвке, так он мне надоел! А потом, в те трудные годы, не до автомобиля было, за грибами ездил на велике, а в Латвию на автобусе, в Верхнедвинск, Полоцк и Витебск - на поезде. А когда мы приехали сюда, во Францию, авто уже было у зятя, так что мне мои права на авто и не пригодились, увы. И в этом мы с Вами похожи. Р.Р.

Роман Рассветов   30.10.2023 19:40     Заявить о нарушении
Вот видите, Роман, я все больше и больше вытаскиваю из вашей памяти интересных воспоминаний... Замечательно же... Спасибо вам за визит и тёплый отзыв...

Станислав Климов   30.10.2023 20:24   Заявить о нарушении
А Вам, Станислав, спасибо за Ваши замечательные рассказы! Р.

Роман Рассветов   31.10.2023 13:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.