Размышления о старости с научной точки зрения
До конца своей жизни она сохранила память, а последний внук от младшей дочери, которого она взялась нянчить в возрасте 80 лет, продлил её жизнь на 12 лет, несмотря на проблемы со здоровьем. У мамы в 1940 году, после очередного сердечного приступа, хороший ссыльный врач по фамилии Жученко обнаружил расширение аорты и сказал, что надо больше лежать и не заниматься физическим трудом, если хочет, чтоб маленькие дети пошли в школу при ней. После смерти мужа в 1963 году, когда в поликлинике уже был не только рентген, но и ЭКГ сердечной мышцы, по рубцам или шрамам на сердце врачи определили, что в течении жизни мама перенесла 8 обширных инфарктов.
Я родилась в 1938 году с пороком сердца и в школе и в вузе врачи освобождали меня от уроков физкультуры, но я дожила до сегодняшнего возраста без врачей, больниц и даже больничных листов на своей работе в экспедиции.
Моя бабушка умерла в 1948 году, когда метастазы рака матки добрались до мозга. Врачи определили, что возраст её заболевания не менее 30 лет.
Как не покажется кому-то странным, но настоящее счастье и полную свободу я ощутила после похорон мамы и выхода на пенсию в 1994 году, несмотря на нищенское существование и плохое самочувствие. Ушла ответственность за больную маму, отдала долг Государству – работодателю и получила крошечную пенсию из которой могла оплатить квартиру и обеспечить себя необходимыми продуктами.
Мои родители в 1920 году по призыву В.И.Ленина стали учителями. Отец – директором советской школы и преподавателям физики и математики, а мама – учителем младших классов, тк к тому времени окончила гимназию. Родители прекрасно понимали, что главная составляющая счастья человека – это умение в сочетании со знаниями, что делает его независимым и свободным. Поэтому с раннего детства помимо художественной литературы родители выписывали для нас – детей научно-познавательные журналы – «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Химия-жизнь» и др. Кроме этого книжные полки заполняли различные словари и энциклопедии. Мама до конца жизни читала всё это, чем улучшила своё образование и до конца дней своих поражала меня и моего брата – учёного физика своими знаниями по медицине, растениеводству и даже физике.
В настоящее время идут дискуссии о реформе образования об отуплении молодёжи, которая не знает истории, географии или пишет с ошибками на русском языке. Но на примере моих родителей и моём собственном примере могу сказать, что главное в образовании научить ученика думать и анализировать, а не зубрить аксиомы по учебникам. Я получила универсальное образование на лесохозяйственном факультете Каз.СХИ и в 1961году получила распределение в Казахскую агролесомелиоративную экспедицию. Лесохозяйственный факультет был образован в Казахском сельскохозяйственном институте в конце сороковых годов. Нашими преподавателями были выдающиеся учёные, попавшие в Алма-Ату в период репрессий, друзья Академика Николая Вавилова.
Лаборанты, младшие и старшие преподавателями у нас были первые выпускники, люди прошедшие ВОВ. Наши педагоги учили нас не только конкретным и многочисленным предметам, но и ответственности. Никому из нас не могло придти в голову дать предложить преподавателю взятку, они бесплатно отдавали свои знания и силы студентам и не прощали шпаргалок и плохой учёбы. Не все поступившие в Вуз получили дипломы о высшем образовании…
Я и большая часть моих товарищей, выпускников лесфака 1960 – 1962 годов, посвятили свою жизнь благополучию лесного хозяйства Казахстана после окончания Вуза до выхода на пенсию. Я дослужилась до должности главного специалиста лесомелиоративного отдела и где-то в восьмидесятых годах прославилась и меня попросили проконсультировать новых профессоров и преподавателей в Каз.СХИ, где в то время уже пользовались компьютерными программами. Профессор с кафедры «Лесные культуры», наш бывший ст.преподаватель меня узнал и даже назвал по имени. Сердце защемило, и я чуть было не всплакнула. Но после его первого вопроса мне стало стыдно за «профессора», я поняла, что его знания остались на уровне 1961 года, несмотря на защиту кандидатской и докторской диссертаций и знакомство с компьютером.
Слушая споры в программе «Время покажет» по поводу защиты врачей, учителей от агрессивных пациентов и учеников, я решила привести выдержку из моей любимой «Популярной медицинской энциклопедии», изданной в 1969 году, которая помогла моей маме и мне НИКОГДА не обращаться к врачам и всю жизнь лечить самим СЕБЯ:
«СТАРЕНИЕ – последовательное изнашивание организма, сопровождающееся в той или иной мере угнетением его жизненных функций. Старение – закономерно наступающий процесс, следствие непрерывных биологических изменений, составляющих процесс жизни.
По мнению большинства современных учёных, сущность старения состоит в замедлении темпа деления клеток и снижения способности тканей к самообновлению. Процесс самообновления заключается в постоянном восстановлении полноценных белков. При старении в живом веществе становится всё меньше активно участвующих в обмене белков – протеинов и протеидов, биологическая активность их уменьшается.
С возрастом снижается интенсивность обмена веществ. В связи с потерей тканями воды кожа становится сухой и дряблой, появляются морщины, кости становятся тоньше, более пористыми и хрупкими. За счёт потери воды и увеличения количества минеральных солей снижается упругость межпозвоночных и суставных хрящей, вследствие чего уменьшается подвижность в суставах и рост человека, уменьшается объём и сила мышц. Относительный вес мышцы 30 летнего мужчины составляет 43% веса тела, а в старости - 25%. Походка становится менее упругой, длина шага уменьшается в среднем с 71 до 63 см.
У людей 80 – 100-летнего возраста может не наблюдаться никаких болезненных изменений. Физиологическое старение не препятствует долголетию и характеризуется сохранением умственных и физических сил, работоспособности, жизнерадостности, интереса к окружающему. Наблюдаемые часто у людей 60 – 70 летнего возраста атеросклероз сосудов, эмфизема лёгких, подагра и пр. не являются собственно признаками старости, а представляют собой результаты прежних заболеваний.»
Я решила написать эту заметку после споров умных, образованных и молодых людей в телепередачах, а также слушая предвыборные «платформы» лидеров партий в Российской федерации. Неужели не понятно, что вся беда в безответственности родителей и жадности образованных людей? Не помогут молодым врачам, учителям и учёным реформы образования и повышение зарплаты, а старым повышение пенсий не будет способствовать продлению жизни и стать моложе своих лет. Меня поражают мои знакомые старые бабушки, которых зомбируют современные «умные» врачи, предлагающие дорогостоящие лекарства, операции, которые спасут или вернут молодость. Я даже стишок для своих подруг сочинила: «не лечится старость, поверьте, уж если пришёл её срок, хоть ставни на окна наденьте… На возраст не ставят замок…». Вот и моя мама, и я до старости остались жизнерадостными, деятельными и никого и никогда не просили о помощи и не лежали, а трудились.
Родители для своих детей должны быть примером, познание жизни у ребёнка начинается в семье, где его должны воспитать в уважении к старшим, учителям, властям и научить трудиться с того момента, когда он встал на ножки: во-время попроситься на горшок, а впоследствии стирать свои трусики, мыть пол, застилать кровать. А современные родители, особенно мамы, не хотят воспитывать своих детей – будущих отцов, матерей и граждан, и даже материнский капитал и получение декретного отпуска тратят на собственную карьеру, или отдых с грудным ребёнком на море, вдали от родного дома, или получение удовлетворение от секса с очередным «партнёром» в постели.
Человек бывает счастлив, если может сам гордится собой, а не унижаться прося. Во времена СССР, даже сразу после Революции, во время голода и репрессий, большая часть народа ощущала себя счастливой потому, что были равноправными, и умели трудиться. В СССР не было богатых, но и нищих тоже не было, а в настоящее время по дороге на базар, около входа в шикарный кондитерский магазин «Рахат» постоянно сидят на скамейках или стоят «нищие» бабушки и дедушки с протянутой рукой и скорбным видом, иногда с плакатами о помощи… Все они получают достаточную для жизни пенсию, имеют квартиры, на старости человеку мало чего надо, а уж деньги-то и подавно не нужны!
Поэтому я решила завершить свои размышления стишком про пенсионеров, посвящённое стареющим артистам или начальникам:
Если время истекло, то не надо бить тревогу,
Что горело – отцвело, уступи другим дорогу…
Ведь нельзя моложе стать, если вырежешь морщины,
И не прыгнет время вспять, коль закрасишь все седины.
Кто захочет вечно жить, если сил всё меньше в теле?
Если можешь «вдруг» забыть, и болячки одолели…
Плохо видишь, плохо спишь, пять кило поднять не в силах,
Слух пропал, в грязи сидишь, кровь густеет в старых жилах…
Обмануть других не сложно – их твоя обманет маска,
И себе наврать возможно. Только жизнь - она не сказка!
Посмотри на мать-природу, на цветы, зверей, деревья,
На закаты и восходы, листопады в день осенний.
Где начало – расцветает, плодоносит в середине,
Срок наступит – увядает, даже если на вершине…
Свидетельство о публикации №216091200354