князь Михаил Ярославич, Тверской

К патерику Св. Благоверный великий князь Михаил Ярославич, Тверский


в том же соборе венчали сына Михаила Александровича Феодора с Анною, дочерью Московского боярина Андрея Собакина

 Преподобный Евфросин

Преподобный Евфросин, ученик пр. Савватия, основателя Оршинского Савватиева монастыря и преемник по управление его обителью, происходил из князей Тепринских; он безысходно прожил в Савватьевой пустыне 60 лет; многие приходили к нему для душеспасительной беседы и этим нарушали его безмолвие. Евфросин на время удалился на озеро Нево (Ладожское); но и здесь посетители являлись к нему, почему он возвратился в Савватьеву Оршинскую пустынь. Слух о святости пр. Евфросина далеко распространился и его чтили за чудотворца. Тверские князь Борис Александрович (с 1426 по 1505 г.) отправил к нему свою юную больную дочь Марию и пр. Евфро­син, по неотступной просьбе княжеской свиты, исцелил ее от болезни.-Когда скончался пр. Евфросин, неизвестно (но не позже 1460 г.); неизвестно и место его погребения. В бывшей Савватьевской пустыне, в Сретенской церкви, находится изображение пр. Евфросина: он изображен глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положении руками. Препод. Евфросину нет не только особой службы, но даже и тропаря и определенного дня его памяти.

23. Преподобный Трифон Печенгский.

Преподобный Трифон Печенгский (или Кольский). просветитель лопарей, присоединен к Тверским святым по месту своего родопроисхождение. Некоторые (см. Православный Собеседник 1859 г. ч. 2) предполагают, что "яко бы отечество его (бысть) близ города Торжка, от освященных, благочестно живущих родителей". В Кресговоздвиженской церкви г. Торжка Тверской епархии свято чтится память пр. Трифона и сохраняется (в этом городе) предание, что он был сын священника этого прихода; в мире он именовался Митрофаном. С ранних лет он посвятил себя на суровые аскетические подвиги среди диких лопарей (на реке Печенге в Кольском уезде Архангельской губернии). Познакомившись с языком лопарей, Трифон (постриженный в монашество в 1642 гпо благословенно Макария, Новгородского архиепископа, впоследствии Московского митрополита) вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Ильею, ревностно трудился над обращением язычников в христианскую веру и многих из них крестил. Для новообращенных он, с большими затруднениями, построил церковь, а для любителей иноческого жития основал Печенгский монастырь "у холодного моря, у Мурманской границы". Царь Иоанн Грозный богато одарил обитель пр. Трифона.

Просветитель лопарей скончался в глубочайшей старости, прожив на Печенге около 60 лет; день кончины его 15 декабря 1583 г. Мощи пр. Трифона почивают под спудом в Сретенской церкви недавно восстановленного монастыря (в 1882 г.). Память пр. Трифона совершается 15 декабря и 1 февраля (ради его тезоименитства с св. мучеником Трифоном). В иконописном Подлиннике о преп. Трифоне сказано: "подобием сед, брада аки Александра Свирского, в схиме, ризы монашеские; нецыи пишут браду долгу, долее Власьевы, на плечах схима" (Филимонов, 42 стр.) —  а в руках его (как основателя обители) храм. Тропарь пр. Трифону, глас 8-й: "Пути вводящего в жизнь наставник и учитель был еси: первое бо, преподобие отче наш, Трифоне, пришел еси в часть Новержские земли, и в последних концех северные страны языки просветил еси, породив водою и Духом Святым, и священная твоя чада в бесплодной пустыни, яко древа масличная, насадил еси, велию обитель святые и единоначальные, единосущные и нераздельные Троицы создал еси, и монахов множество собрав. Тем же яко Апостолом и пустынножителем равночестна чтуща тя, прилежно припадающе, вопием: моли всех Бога за Императора, и область твою, и за вся люди, почитающие память твою". Служба пр. Трифону печатается отдельною книжкою (1888 г. Москва).

На левой стороне Иконы Тверских Святых первое место в нижнем ряду, близ св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского, занимает
24. Св. Арсений 1-й, Епископ Тверский.

Этот святитель-знаменитейший из Тверских архипастырей, за святую жизнь прославленный Богом да, ром чудес и нетлением мощей по смерти. Он занимал епископскую кафедру в Твери с 15 августа 1390 года по 2 марта 1409 г. К сожалению, жизнь сего святителя до возведения во епископа мало известна. Позднейшие составители жития его считают родиною святителя Арсения г. Тверь '), — но это неверно. Нужно предполагать, что св. Арсений происходил из южной России, но где именно он родился и кто были его родители-неизвестно. Вероятно, он с юных лет стремился к уединенной монастырской жизни и был пострижен в монашество в знаменитой, небеси подобной. Киевопечерской Лавре, в которой, проходя разные послушания, был среди братии иноком, выдающимся по своему благочестию, по образованию и знанию церковного Устава, по своей энергичной деятельности, и обратить на себя особенное внимание проживавшего в Киеве митрополита Киприана (серба), который приблизив его к себе, возвел в сан архидиакона, как ближайшего сотрудника в управлении епархиальными делами.

В Твери были сильные разногласия между Тверским князем Михаилом Александровичем и епископом Евфимием I. Тверские князь умолил митрополита Киприана прибыть в Тверь для суда над Владыкою. В 1890 г. Киприан прибыл в Тверь с большою свитою, в которой находился и св. Арсений. Митрополит и бывшие с ним святители (два греческих митрополита Матвей и Никанор, Михаил, епископ Смоленский, Даниил Звенигородский, Иеремия Рязанский и св. Стефан Пермский) долго убеждали князя Михаила Александровича примириться, но тот не пожелал иметь в своем княжестве епископа Евфимия. И Владыка Тверские, по определению собора святителей, сведен был с Твери в Москву, где в Пудовом монастыре скончался 1392 г.).

На место Евфимия Тверской князь и граждане Твери пожелали иметь своим архипастырем архидиакона (в Лицевом житии "протодиакона") Арсения, но он "боялся владычество прияти в Твери, виде бо тамо вражду и брань многу и смутися и ужасеся", (вероятно, Арсения более всего устрашало сильное влияние Тверского князя на епархиальные дела и несправедливое лишение епископской кафедры Евфимия) и "едва умолиша протодиакона Арсения быти епископом во Тверь"... Хиротония его была совершена в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (15 авг. 1891 г.). "Святитель Арсений скоро показал себя достойным святительского сана. Он люби л мир и тишину и при нем все было умиротворено в Твери. Князь Михаил Александрович глубоко уважал святителя Арсения, и, по благословенно его, много добра делал для своих подчиненных. Тверские князь особенно любил строить храмы, которые освящал св. Арсений. Так: — в 1898 г. святитель Арсений освятил величественный храм в честь св. Архистратига Михаила (и доселе существующий) в бывшем городе Микулине (резиденция Микулинских князей); — в 1399 г. в честь того же св. Архистратига освятил храм в г. Старице; оба эти храмы были построены князем Михаилом Александровичем. В том же году (1399) скончался этот князь, пред смертью постриженный святителем Арсением в монашество с именем Матфия и похороненный им же в Тверском княжеском (Афанасиевском) монастыре.

Святитель Арсений принимал близкое участие во всех и радостных и печальных событиях в княжеской семье. Так, он совершил в кафедральном соборе брак правнука Михаила Александровича Юрия Всеволодовича князя Холмского (в 1391 г.). он же венчал в том же соборе сына Михаила Александровича Феодора с Анною, дочерью Московского боярина Андрея Собакина и др.-Святитель Арсений совершил в соборе отпевание тела князя Бориса Михайловича (в 1395 г.), в нем же отпевал тело супруги Кашинского князя Василия Михайловича (в 1396 г.); в 1402 г. он отпевал Марию Кейстутовну. супругу Тверского князя Ивана Михайловича, в 1405 г. Евдокию, супругу великого князя Михаила Александровича; все они были отпеты и погребены в Тверском кафедральном соборе.

Святитель Арсений был "любитель монахов” и с особенною ревностью он заботился об открытии монастырей, об их улучшении, особенно в религиозно-нравственном отношении; при нем в Тверской епархии пропитало монашество: благочестивые старцы, основатели и настоятели обителей (как то: Савватий и Евфросин Савватьевские, Савва и Варсонофий Саввинские и др.) были ближайшими его сотрудниками и советниками. Под конец своей жизни Св. Арсений на свои средства, недалеко от Твери, устроил Желтиков монастырь. В устроении этой обители видно было, что святитель своею душою постоянно стремился к Киевопечерской Лавре, так им любимой. Главный собор в обители, по примеру Лавры, посвятил он в честь Успения Пресв. Богородицы; теплую церковь посвятил незабвенным для него Киевопечерским преподобным Антонию и Феодосию. С Киевом св. Арсений имел постоянное общение. По его просьбе иноки Киевопечерской Лавры списали Киевопечерский Патерик, который святитель передал братии своего любимого Желтикова монастыря для назидательного чтения. Предчувствуя приближение смерти, св. Арсений приготовил себе гроб (из самородного белого камня).

Скончался святитель Арсений 2 марта 1409 года. Составители жития его (особенно А. Н. Муравьев) подробно описывают кончину святителя и его предсмертный беседы и наставления Тверскому князю, его свите, духовенству, братии обители и др. Между тем, в Царственном Летописце в конце жития помещена Повесть о представлении блаженного Арсения епископа Тверского, из которой видно, что св. Арсений, совершив богослужение "в неделю сборную святого поста, такожде и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверток тоя жде сборные недели, поболе главою и в полунощи словесному органу умолкшу и затворися и слово изгасе. И наставшу месяцу марту по книжному день первый, а по лунному февраль в 15 день, по заутрении прииде к нему великий князь Иван Михайлович Тверской, и со своею братиею и с детьми и с бояры, и повело архимандритом, и игуменом, и священником, свящати его святым маслом; и сему бывщу и мнозем приходящим к нему благословения ради и прощения, и не бе гласа от него... Той же нощи-за полтретья часа, месяца марта во 2-й день, светающей субботе, от жития изыде и дух предаде Господеви, и бысть плач и вопль мног”... Отпевание тела св. Арсения было совершено в кафедральном соборе и "проводи ша его (тело) честно в созданный его монастырь, к Церкви Пречистые Богородицы, на Желтиков, на репе Тмаце". (Святый Арсений, епископ Тверские. Выпись из Лицевого Царственного Летописца. Град св. Петра. 1903 г. 54-56 г.).

В Иконописном Подлиннике (под 2 ч. Марта) так описывается св. Арсений: "Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи, кольцами наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие" (Филимонов, стр. 282J, — На иконе Тверских Святых-святитель Арсений изображен в митре, в облачении (саккос, белый омофор с крестами, панагия), правою рукою благословляет, а в левой держит пятикупольный храм..., брада у святителя длинная, широкая, седая.

Житие св. Арсения составлено иноком Желтикова монастыря Феодосием в 1483 г. По благословению патриарха Никона в 1665 г. установлено (кроме 2 марта) праздновать обретение (перенесете) его мощей; тогда же была составлена и служба (Феодосием 2). Мощи св. Арсения открыто почивают в Успенском соборе Желтиковой обители. Празднование св. Арсению 2 марта установлено в 1542 г.; но в Твери праздновали еще с 1483 г. по благословению Тверского епископа Вассиана. Служба св. Арсению печатается в служебной Минее под 2 марта. Есть сему святителю акафист. Празднование св. Арсению отправляется 2 марта и в первый воскресный день после 29 июня, когда бывает из Твери крестный ход в Желтиков монастырь.-Тропарь св. Арсению глас 8-й: "Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, о храме Пречистые вельми подвизался и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже, яко апостольского престола наместника и святителя великого чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов, Арсение, отче наш”.

25. Святитель Акакий, Епископ Тверской.

Акакий был родной младший брат Иосифа Волоцкого и был постриженником Иосифова Волоколамского (Волоцкого) монастыря (Чтения Общ. Истории и Древ. Рос. 1847, № 7. Опись Волокол. книг. стр. 5). Хиротонисан в сан Тверского Епископа Митрополитом Даниилом 80 марта 1522 г. (Никое, летоп. ч. УИ, 218). Святитель Акакий был пастырь добрый и благочестивый и имел дар прозорливости. Во время своих передних путешествий в Москву по церковным делам, он неоднократно предрекал св. Варсонофию, тогда бывшему еще иеродиаконом, что он будет в Твери Епископом и после него будет управлять людьми Божиими (Житие св. Варсонофия, Спб. 1858), что впоследствии и сбылось. Святитель Акакий управлял Тверской епархиею 45 лет и оставил по себе незабвенную память, как архипастырь святой жизни. По смерти его часто изображали на иконах вместе с святителем Арсением. Так он был изображен на воротах Успенского Строча монастыря. Святитель Акакий в списках русских святых помещался, как местно чтимый, хотя и не канонизованный. В "Книге о святых” сказано: "Святый Акакий, Епископ Тверские, преставился в лето 7075 (1567), генваря в 14 день". (Рукопись Савваитова, л. 17).

В "Иконописном Подлиннике" св. Акакий описывается так: "подобием сед, борода аки Богословля, ризы святительские и в омофоре" (Филимонов, 43 стр.). На иконе "Тверских Святых” святитель Акакий изображен согласно подлиннику: в левой руке держит на персях Евангелие, а правою рукою благословляет. Изображения св. Акакие находятся в Апостольской церкви в городском архиерейском доме, в церкви св. Николая, что в Капустниках, в церкви на колокольне кафедрального собора... Не смотря на продолжительное святительство Акакие, немногое сохранилось в Тверской епархии об его деятельности, и то благодаря сочинениям Максима Грека, который из Волоколамского монастыря, и вероятно, по ходатайству его (Акакие), был перемещен в Тверские Отрочь монастырь (в коем пробыл 20 лет). Не смотря на преследование Максима сильными мира сего (великим князем Василием) владыка Акакий передке приглашал его к себе для бесед и на трапезу, утешал невинного страдальца.-Из сочинений его видно, что епископ Акакий много заботился о благоукрашении Тверского кафедрального собора. Так, им обложены были местные иконы серебром и золотом и украшены драгоценными камнями. Акакий устроил в соборе величественный амвон, для которого Максим Грек составил похвальный надписи. К сожалению, страшный пожар (22 июля 1587 г.), истребил почти весь город, и кафедральный собор сделался жертвою огня; не могли спасти церковной утвари; иконы, сосуды, книги, облачения-все сгорело, и самого епископа едва спасли, умчали из пылавшего города, "промеж двух коней". (Карамзину т. УИП, прим. 66). Впоследствии святитель Акакий возобновил кафедральный собор. — Видно святитель в беседе с Максимом передке высказывал свою печаль об истреблении огнем великолепных дорогих украшений в соборе; а это подало повод Максиму написать сочинение: "Какие речи реки бы к Содетелю всех епископ тверские Акакий", наполненное укоризнами не только к жителям Твери за их наружное благочестие, но и в отношении к самому святителю, что охладило доброе расположение его к узнику. — Епископ Акакий принимал участие в церковном управлении того времени, потому часто проживал в Москве; так он был при избрании и поставлении Московского митрополита Иоасафа (Скрыпицына) в 1539 г. и Макария в 1542 г.; участвовал на Московских соборах 1542 и 1547 г., (когда были сделаны постановления о канонизации русских святых). В это время, по представлению еп. Акакие, были причислены к святым-Арсений 1-й, Епископ Тверские, и Макарий Колязинский. Святитель Акакий присутствовал на тоглавом соборе 1551 г., на Соборе 1553-4 г., осудившем Матфея Бакшина и др., и на Соборе 1555 г., рассуждавшем о многоразличных церковных чинах. В 1564 г. престарелый Тверской святитель уже не мог принимать лично участия на Московских соборах и только присылал на оные свои цокольные грамоты: так на избрание и поставление Митрополита Филиппа в 1564 г. в 1566 г. он (Акакий) отправлял от себя в Москву грамоты (Карамзин, т. IX).-Святи­тель Акакий по своей душевной доброте и детской простоте передке печаловался пред великими князьями за опальных: в 1525 г. он поручался в верности царю за князя Ивана Михайловича Воротынского и за Максима Грека, (как это видно из продолжения Несторовой летописи, 381 стр.); в 1522 г. за князя Василия Васильевича Шуйского, в 1531 г. за князя Феодора Михайловича Воротынского, в 1547 г. за князя Ивана Пронского, в 1562 г. за князя Ивана Дм. Бельского и др. В 1564 г. в Твери епископ Акакий освящал церковь Пресвятой Троицы, что за р. Тьмакою (Ведая Троица), а также церковь св. Николая Чудотворца, что в Капустниках. По его ходатайству царь Иоанн Грозный повелел быть Архимандрии в Отроче монастыре, а также и в Желтикове (вследствие чуда при мощах святителя Арсения-воскрешения усопшего рыбака Терентия). -Святитель Акакий скончался 14 января 1567 г. и, согласно завещанию, погребен в Успенском Желтикове монастыре, в самом соборе. По мнению Востокова., к епископу Акакию было написано преп. Максимом Греком "Описание устройства Римско-католических орденов-Доминикан и Францискан. (Опис. Рук. Рум. Музея, № СС XIX. — Архиепископ Димитрий. Месяцеслов русских святых, Январь, 180-132).


Рецензии