Сад в средневековом замке

Трудно поверить, что в страшные времена «святой» Инквизиции, в период жесточайшей борьбы за власть, мог существовать такой идиллический уголок. Этот сад был разбит за стенами неприступного замка Хохостервиц, вознесенного на остроконечную гору. Сад на уступе скалы, словно на плече могучего великана. С одной стороны от него - стена грозной цитадели, с другой – заступница небесных сил, церковь.

Подъем на верх занял у меня двадцать минут. Местами из-за крутизны и гладкой скалистой дороги идти было не безопасно. Если бы не разнообразные башни, одна интересней другой (всего четырнадцать), и не интерес увидеть сад под небесами, я бы еще подумал подниматься, образно говоря, на шестидесятый этаж пешком. На пути, завидя меж зубцов стены очередную чудную картину местности, я то и дело останавливал себя, чтобы не фотографировать преждевременно, зная, чем выше, тем будет краше. И действительность превзошла все ожидания.

Вместо усталости наверху было ощущение необычайной легкости и восторга. Далеко внизу летали птицы, еще ниже, у подножия, забавно смотрелись сверху «безстволые» деревья, подальше - совсем крошечные домики деревень. А тут, на кромке обрыва, еще и высоко вздымающиеся стены крепости.

Интересно было во время подъема рассматривать крепкие оригинальные башни. У каждой свое имя, Кадетская, Ангельская, Львиная... На Мужской, например, как иллюстрация к пособию художника-декоратора, арка оформлена в старинной технике сграффито. На колонках по бокам процарапаны классические розетки и ромбики, по апсиде пущен акантовый лист. Все сделано с большим вкусом.

Замковый комплекс сохранился почти без изменений. Единственно,  согласно легенде, кроме основного пути, в замок когда-то можно было попасть еще и по Тропе Дураков, располагавшейся на южном, почти отвесном склоне горы. Но дураки, наверное, перевелись, так как о тропе теперь никто не вспоминает.

Естественная терраса, огибающая наверху со всех сторон замок, служила прекрасным местом для прогулок. В хорошую погоду с ее высоты видны окрестности в радиусе двадцати – тридцати километров. Но сила природы такова, что и на этой высоте снаружи, на отвесных стенах зацепились и неплохо прижились различные кусты и деревца. Чудесным образом более всего их угнездилось в южном, церковном углу.

В то время, как мужья семейств таких замков соревновались меж собой, собирая коллекции дорогого оружия, охотничьих собак, скаковых лошадей и ловчих птиц, жены, кроме того, что шили богатые наряды и собирали драгоценные украшения, занимались еще и благоустройством садов. У иных это получалось отменно. Так, трудно себе представить более подходящее место для этого сада. Он находится прямо под окнами покоев хозяйки. Можно легко себе представить, как облокотившись на подоконник, княгиня могла давать советы садовникам или просто любоваться своим цветастым живым ковром. Как в полуденные часы она спускалась в сад и, присев на лавку в нише большого самшита у калитки, наблюдала за резвящимися на газоне детишками. Иногда она пряталась в тени фруктовых деревьев у высокой стены замка, присев на скамью, буйно заросшую папоротником. Тут, на стене за спиной на деревянных шпалерах традиционно растут розы и воздух наполнен их благоуханием.
С обеих точек открывается прелестный вид на красочный уютный садик. Он, как живое существо, был всегда подвержен различным изменениям. В зависимости от веяний времени и от капризной моды менял свои краски и формы.

Судя по заборчику из кустарникового дерева и скульптурному самшиту у калитки, его хозяева были хорошо знакомы с искусством топиари. В оформлении они удачно использовали и целебные травы. Календулу, огненный шалфей, различные сорта мяты, лаванду. Кстати, календула – Calendula officialis - или ноготки довольствуется любой почвой и может расти даже в тени. Лекарственная - оздоровляет почву, очищает от одного вида нематод и лечит раны. Чай из сухих цветков ноготков имеет противосудорожное действие. Здесь календула прекрасно смотрится в приствольном круге штамбовых растений, цветка Бугенвиля различной расцветки, графитовой аврикулы - Plumbago auriculata и фуксии.

Огненный шалфей – Salvia L. - в саду бывает слишком ярок, поэтому его обязательно комбинировали с другими цветами и травами или родственными сортами. Здесь по кромкам ярких приствольных кругов, засаженных шалфеем, календулой, бегонией и пестролистой геранью высаживались белые декоративные цветы резухи альпийской.

Внушительных размеров шпиль церкви с красивым циферблатом часов компенсирует отсутствие в саду античной скульптуры. А астрологический каркасный глобус – астролябия на фигурном мраморном постаменте стал элементом, образующим общую композицию. По нему когда то определяли положение планет и производили расчеты благоприятных дней для домочадцев, имевших различные знаки зодиака. К примеру, чтобы пройти курс популярного в то время кровопускания, был нужен совет опытного астролога…
 
Понятно почему в этом саду нет журчащего фонтана с бассейном. Свежесть воды здесь заменяют почти постоянно струящийся через мерлоны - зубцы крепостной стены - высотный ветерок, тень и великолепный вид из беседки в углу, заросшей сиренью.

Ограждение из желто-зеленой оградки вдоль дорожки напротив калитки, пестрые клумбы с петунией, кантабрийской геранью, ампельными цветами по углам у выразительной крепостной стены из дикого камня смотрятся, как фигурный багет дорогой живописной картины.

Особенности, связанные с пограничным, то есть с беспокойным в прошлом положением замка, суета мирской жизни не касались этого сказочного, поистине райского местечка.


Рецензии