Памяти Михаила Борухова

Памяти МИХАИЛА  БОРУХОВА(1934г- 2006г.)
                К десятилетию со дня его смерти
7 октября 1934 года в городе Ходженте (ныне Худжанд) в семье известного мастера–парикмахера и учительницы родился Михаил, который с малых лет отличался смышлёностью, любознательностью, усидчивостью к учёбе и исполнительностью. После окончания средней  и музыкальной школ, он  в1952году поступил в Ленинабадский государственный пед.институт, после окончания работал преподавателем физики и математики в средних школах Ленинабада (ныне Худжанд). Ещё учась в институте, Михаил решил математическую задачу о возможности полёта спутников вокруг земли.
Учёный совет института предложил считать решённую задачу кандидатской. Однако этот вопрос руководство института положило «под сукно».
В 1960 году Михаил поступил во Всесоюзный Московский политехнический институт заочно, который закончил в 1967 году, получив специальность «Радиотехник», работал инженером, старшим инженером на предприятиях Ленинабада и Ташкента. Он автор 10 изобретений и многих рацпредложений, в том числе он впервые предложил использовать кварцевые ручные часы в 1960 году.
Михаил был разносторонним человеком, кроме русского и бухарско-еврейских языков, он неплохо знал английский, немецкий и иврит, имел спортивные разряды по шахматам, лёгкой атлетике, играл на нескольких видах музыкальных инструментов, занимался садоводством, пчеловодством, помогал матери в тяжёлые военные годы воспитывать нас, двух братьев, так как наш отец Борухов Рубин погиб на фронте в 1943 году.
Михаил репатриировался в Израиль в1990 году, не женившись в молодые годы, увлекаясь постоянно учёбой и самообразованием, он так и не создал семью, опекая нашу любимую маму и радуясь жизнью своих братьев и племянников.
Заглядывая в записи, которые вёл Михаил, удивляешься, какой был у него широкий кругозор интересов. И вопросы обустройства Израиля, и предложения по борьбе с терроризмом, решение еврейского вопроса, использование природных ресурсов Израиля, сбор еврейских пословиц и поговорок, интерес к родственному древу и его составление до седьмого поколения и т.д. В этом убедитесь сами, когда приведу некоторые из них.
Сначала технические вопросы (из записей его дневника).
1) Предлагаю в Израиле использовать энергию морских волн для получения электрической энергии. Схема имеется.
2) Предлагаю изготовить электроискровое оборудование для обработки алмазов и резцов с твёрдыми напайками. Схема имеется.
3) Доказательство неравенства Ферми[1], формула деления чисел на 7 и 13.
 
Общественно-политические вопросы.
1)   Для преодоления затяжной безработицы в Израиле следует ввести 6-ти часовой рабочий день, увеличив оплату за 1 час, тогда вместо 3 млн. человек потребуется 4 млн работающих.
Это даст возможность больше общаться с детьми, больше посещать культурные места, посещать родных и друзей, меньше утомляться на работе и т.д.
Мин.фин, министерство труда должны разработать проект с учётом всех учреждений. Внедрять этот метод в маленьком городе, затем в крупных городах и потом повсеместно.
2)   Религиозные течения разных направлений должны постепенно объединиться и прийти к единому учению, выбрасывая те части своих учений, которые противоречат современной жизни, науке и Торе.
Государство должно постоянно работать в этом направлении, оказывая помощь и нажим.
Другие религии и учения на территории Израиля считать незаконными. Иностранцам разрешить соблюдать свою религию, если это не противоречит законам Израиля.
Пропаганду других религий в Израиле считать незаконным, а их деятелей за пропаганду – выселить из страны.
 
 
3)   Религиозная молодёжь должна служить во внутренних войсках для наведения порядка внутри страны постоянно и систематически.
4) Установить норму для числа детей, рождаемых женщиной (5-6 и т. д.).
5) Продумать вопрос о целесообразности службы девушек в Армии Израиля и отменить эту обязанность (аргументы перечислены).
6) В Израиле надо изучить педагогику 50-ых годов в СССР и всё лучшее внедрить, консультируясь с живыми педагогами, живущими сегодня в Израиле. Следует создать в Израиле научно-педагогическую науку «Методика преподавания политических материалов».
Все депутаты, журналисты, работники теле-  и радио, политические работники должны изучать эту науку, тогда наша пропаганда не будет отставать от арабской пропаганды и влияние событий будут  грамотно подаваться  в эфир и  результат будет совсем иной (имеются примеры).
 Независимо от сказанного, Израиль нуждается в хорошей педагогике и хороших педагогах.
7) Все, принявшие гражданство Израиля, должны называться израильтянами. Если, кто не хочет называться израильтянами, будут называться в паспорте иностранцами из страны исхода или без родины с ограниченными правами в сфере выборов, руководстве людьми и техникой, приобретения жилья и т.д.
8) В борьбе с террором. Принцип кровь за кровь в настоящее время себя изжила и не поддерживается Европой и США.
Надо объявить компенсацию за каждую пролитую кровь израильтянина или его ранение со стороны, например, Газы.
Убил израильтянина – отобрать 10 квадратных километром территории Газы,  ранил израильтянина - отобрать 9 квадр. километров территории Газы.
Таким образом полностью взять территорию Газы без населения. Не хотят мирно жить с Израилем – не будет у них никакой земли. Пусть живут мирно!
8) Большое внимание Михаил уделял вопросу укрепления здоровья, перечислил из различных справочников какие болезни появляются при нехватке каких веществ и металлов в организме человека.
9) Михаил знал и подбирал в свои дневники множество народных поговорков и пословиц, описал подробно как готовить различные национальные  блюда: оши палов, бахш, урои ччаз, шир-чой и т.д.
Михаил умер от болезни рака, не дожив девять дней до 72-х летия в Израиле в 2006 году, похоронен в Ярконе на кладбище там, где похоронена наша мама Тамара Давыдова в 2003году – бывшая учительница, знаток многих песен и поговорок, прожившая до 93 лет вместе с Михаилом.
 
            …А горевать не надо, Гриша –
            Мне говорил мой старший брат.
            И все мы смертны, громче, тише
            Все «улетаем» в рай иль ад.
            Нам надо жить, пока живётся,
            Не думать строго ни о чём,
            И делать то, что нам даётся,
            А слёзы, горе – нипочём.
            Скажи, кто в мире уцелел,
            Достиг того, чтоб вечно жить?
            И Авиценна не сумел
            Дорогу в вечность сохранить.
            Сгораем вмиг, как метеор,
            Оставив след в душе и в мыслях.
            Остановился вдруг «мотор»
            И жизнь уже теряет смысла.
            Пускай опять Земля кружится,
            Сменяя день и ночь всегда,
            Пусть радость снова возвратится
            Сегодня, завтра и всегда!
 
     (стихи из моей третьей книги «На волнах жизни», посвящённой памяти моего брата Михаила)               
 
       
                Гавриэль Борухов


Рецензии