оркестр

ОРКЕСТР

-Ты способен покорить вселенную красотой своей души через голос – и молчишь? – сказал дирижер.
-Я не умею петь.
-Ну хорошо.
   Посмотри на этот мир. Он как великий оркестр, играющий вечную музыку. Я знаю всех музыкантов. Кто-то старается играть громче, кто-то тише, у кого-то звук сильный, у кого-то нежный и редких оттенков… И мне бы хотелось, чтобы услышали нежность и чуткость и отвергли пустой гром. А они не слышат – те, что играют в моем оркестре. Они становятся неуправляемыми, они играют свое. И нежность разбивается о наглый крик, и умирает. Умирает душа. Тогда я говорю: «Стоп». Меня послушают, знаю я, потому что я тоже вынужден повысить голос. И они возвращаются назад, и начинают сначала, но чего-то уже не хватает. И вот снова что-то рвется. Какой-то порыв оказался слишком сильным, слишком трагическим – и снова смерть… И опять остановка. «Разрешение должно быть другим, - говорю я, - каденция должна быть другой, тональность – и та не соответствует…» - и ведь именно я – по сути – душа этого оркестра, и что такое этот мир, игра? И что можно из него сотворить, какую красоту извлечь, какую музыку? Жизнь не бывает репетицией…
   Но нет. Я не душа всего этого. Я только свидетель. Ибо я не могу вложить свою волю в их воли и не должен этого делать.
   И меня упрекают в том, что я не достиг мастерства. Но я просто не хочу никого делать своей игрушкой. Мне нужно посмотреть, какие они. Какие на самом деле.
   И я знаю и вижу их. Пусть музыка по-прежнему несовершенна. Я знаю, что кто-то молчит, когда должен бы звучать, что кто-то кричит о пустом, что кто-то умирает, от молчания или от звука. Я все это вижу. И слышу. Слышу эту беззвучную музыку, ибо настоящее – в ней.
   И мне бывает жаль, что то, что я слышу, не совпадает с тем, что звучит явно. Да, мне бывает жаль.
   И потому – я знаю твой голос. Знаю тональность и строй твоей души. Потому передо мной ты можешь молчать. И пусть никто не услышит – услышу я. И не забуду.


Рецензии