Любимчик императрицы

Любимчик императрицы.  Ревизион-Коллегии, оберпрокурора Синода Никиты Семеновича, женатого на Екатерине Григорьевне Собакиной. ... В нем изложена его переписка с М.Н. Кречетниковым, Н.В. Репниным, З.Г. Чернышовым...

В 18 веке Россия продолжала захватническую политику на юге и в Польше. Во многих военных действиях по колонизации этих земель принимал участие генерал Михаил Никитич Кречетников, который впоследствии управлял Киевом и губерниями Украины.

Кречетниковы – старинный род, происходящий из Новгорода и восходящий ко второй половине 15 века. Род Кречетниковых внесен в родословные книги Московской губернии. Граф, генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников родился в 1729 г. в дворянской семье. Он был сыном действительного советника, президента Ревизион-Коллегии, оберпрокурора Синода Никиты Семеновича, женатого на Екатерине Григорьевне Собакиной. Михаил учился в сухопутном Шляхетском корпусе. В чине секунд-майора участовал в Семилетней войне (1756–1763).

Позднее, в 1768 г. М.Кречетников командовал российскими войсками, находящимися в Украине. Вот что стало известно о подавлении «Колиивщины» из книги Н.Н. Аркаса “История Украины-Руси”. Кречетников окружил отряд конфедератов в Бердичеве, выступивших против России. Были обманом захвачены предводители гайдамаков Максим Зализняк и Иван Гонта. Расправившись с казаками, Кречетников и Гурьев по просьбе шляхты передали Ивана Гонту с частью казаков в руки Польского правительства, а Зализняка и запорожцев под караулом заключили в Киево-Печерскую крепость.

Из истории известно, как польские инквизиторы казнили Гонту. Его подвергли страшной каре, четвертуя в течение 14 дней.

Находясь при армии князя А.М. Голицына во время русско-турецкой войны, Кречетников осаждал Хотин и за поражение, нанесенное великому визирю 23 августа 1769 г., был произведен в бригадиры, а за успехи в Кагульской битве, взятие Краева пожалован звездой св. Анны 1-й степени и представлен к званию генерал-майора.

Когда в 1772 г. по разделу Польши Белоруссия отошла к России, то М.Кречетников управлял землями, присоединенными к Псковской губернии. Он принял меры по окончательному слиянию Белоруссии с империей. Вскоре Кречетников был назначен псковским губернатором. Он устанавливал границы с Польшей, наводил порядок в этом районе. В 1775 г. Кречетников получил чин генерал-поручика и назначен в Тверь, где становится Тверским и Калужским наместником. Это “открывало ему дорогу на первые места”. В 1777 г. он управлял тремя губерниями.

Губернатор провел ряд мероприятий по наведению порядка в губерниях, и особенно в Твери, сделав, по мнению современников, этот город “едва ли не самым благоустроенным в средней России”. Как председатель созданной комиссии, принимал меры для улучшения работы Тульського оружейного завода.

М.Кречетников был женат на Анне Ивановне Дуровой, никакого потомства после себя не оставил. О нем сохранилась память типичного вельможи Екатерининских времен. Жил роскошно, проводил время в различных “блестящих празднествах”. Был высокомерен и хвастлив. Отличался большим щегольством, носил шелковые чулки, башмаки с красными каблуками и модные очки. Любил и обожал женщин. В Туле его любовницей была жена вице-губернатора Вельяминова (урожденная Бунина), причем по словам А.Болотова ее муж “жертвовал своей женой в угоду этому вельможе”.

В связи с уходом с поста фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского в 1790 г., на должность Киевского, Черниговского и Новгород-Северского генерал-губернатора назначается Михаил Кречетников. В Киеве его правление было непродолжительным (1790–1792), но в истории Украины он оставил неприглядный, точнее жестокий след своей деятельности. Фактически, он “прославился” как каратель украинского и польского народов. Здесь, находясь в древнем городе Руси, он еще вершил судьбу черноморцев, запорожских казаков в деле переселения их на полуостров Тамань, на Кубань. Никакие депутации во главе с их атаманом Андреем Головатым не помогли. Екатерина стояла на своем, так ей было спокойнее и безопаснее править.

В эпоху Литовско-Польского владычества Киев, в частности Подол, были заселены украинскими мещанами, запрещавшими торговать здесь другим национальностям и сословиям. Среди них терялся даже казацкий элемент, живший в основном на Куреневке. Генерал-губернатор М.Кречетников всячески поддерживал такой установившийся порядок, избегая конфликтных ситуаций.

По-прежнему на Подоле шли “контракты”, где присутствовал почти весь Киев. Сюда съезжались польские и украинские помещики, дворяне, купцы для заключения сделок по продаже и покупке товаров, размена и аренд. Здесь устраивались многолюдные и шумные ярмарки. Эти мероприятия контролировались администрацией Кречетникова, ибо “паны” весело проводили время и проявляли разные чудачества в контрактовом доме, где было заведение Белло и где арфистки услаждали гостей пением. Не обходилось и без столкновений среди приезжих. Рассказывали, что золото и серебро везли сюда бочонками. Губернатор совершил и благородное дело, учредив в городе инвалидный дом и побывав на его открытии.

Однажды на пути из Молдавии в Петербург генералиссимус Александр Суворов приехал в Киев и отправился к своему приятелю С.Е. Ширкову. Тот обрадовался и известил тотчас об этом генерал-губернатора М.Кречетникова. Суворов пробрался в избу ямщика и улегся спать, подложив под голову хомут и накрывшись плащом. По приказу М.Кречетникова его искали и нашли. Губернатор прислал роскошный экипаж, просил отужинать вместе. Посланный адъютант Чевкин уговорил его о встрече и предложил ехать. Но их сиятельство ответил: “А для чего экипаж? У меня ноги есть. Пойдем!”. Между тем, тогда на улицах Киева стояла непролазная грязь и по ней шагал знаменитый граф, полководец в своих высоких кожаных ботфортах.

Кстати, в Киевском архиве имеется “Журнал генерал-майора и кавалера Петра Кречетникова” (брата Михаила Кречетникова), изданный Университетской типографией в Москве. В нем изложена его переписка с М.Н. Кречетниковым, Н.В. Репниным, З.Г. Чернышовым... При губернаторе в Киеве работал знаменитый украинский композитор и дирижер Артемий Лукьянович Ведель (1767, 1770–1806), который одновременно дирижировал хором генерала Андрея Леванидова. Концерты проходили с успехом.

Екатерина ІІ думала назначить Кречетникова главнокомандующим армиями, действовавшими против Швеции, и спрашивала мнение об этом у Г.Потемкина, но тот не отпустил его, считая его способным и полезным военным деятелем на вверенном ему посту. Заключив мирный договор со Швецией, Екатерина ІІ обратила взоры на Польшу и решила усилить свое влияние, уничтожив царившую там анархию и подавить выступления против России. Она направила туда значительные силы, в том числе и 32-тысячную армию Кречетникова. Поляки ожидали вторжения русских войск, но не способны были оказать должного сопротивления. Они были малочисленны, неорганизованы. Не хватало средств, боеприпасов. 14 июня 1792 г. Кречетников взял Вильно, Гродно и ворвался в Варшаву. Польский король признал требования России и вооруженная борьба прекратилась. В Петербурге Кречетников получил высшую награду империи – орден св. Андрея Первозванного.

Соглашение между Россией и Пруссией по второму разделу Польши состоялось 12 февраля 1793 г. Кречетников был назначен главнокомандующим войсками присоединенных к России районов и одновременно генерал-губернатором. Генерал-аншеф поспешил дать указание всюду повесить манифест императрицы о том, что «Польская Украина вошла в состав России...»

По отзыву военного писателя, князя Николая Алексеевича Голицына, М.Н. Кречетников был храбрым генералом, без крупных военных дарований, не обладал способностью к инициативе, активной деятельности, но он был несомненно толковым и дельным исполнителем.

Обстановка оставалась сложной и Кречетников прилагал все усилия на своем ответственном посту для ее разрядки и создания спокойной жизни в новых условиях, став уже опытным администратором и политиком. Но вскоре из главной квартиры наместника Лабуни в столицу пришло трагическое сообщение о непредвиденной и внезапной смерти генерал-аншефа Михаила Кречетникова, последовавшей 9 мая 1793 г. (как сообщалось от неизвестной болезни). Императрица глубоко скорбила и сожалела о случившемся. Еще до получения этого известия она возвела его в графское достоинство. В своем рескрипте Екатерина ІІ высоко оценила его заслуги, высказывая свое полное доверие к его “опытности, знанию дела и наипаче усердию, точному и скорому всегда исполнению” воли государыни.

Но в украинском народе о нем сложилась плохая слава. И сегодня мы осуждаем этого генерала в злонамеренных, карательных действиях в Украине.


Рецензии