Он парил вровень с орлами ч. 13

Несмотря на изменение тактики бомбардировок русскими экипажами, немцы всё же в 1916 г. научились бороться с «муромцами» и стали активнее использовать свою истребительную авиацию, причём никогда не атакуя в одиночном порядке. Однако с появлением синхронных пулемётов, стрелявших через плоскость винта, немцам теперь не надо было подставлять свой борт под 5-7 пулемётов «Муромца». Им было теперь достаточно зайти на самолёт сзади, с пикирования или подкрасться на фоне земли и атаковать снизу в самое уязвимое место. В ответ на это И. Сикорский предложил установить хвостовую огневую точку. По сути, он превратил самолёт в «летающую крепость», способную вести обстрел со всех сторон. Для защиты наших тяжёлых бомбардировщиков от вражеских истребителей по приказу начштаба Верховного Главнокомандующего ген. М.В. Алексеева в штат эскадры ещё в ноябре 1915 г. должны были входить лёгкие двухместные самолёты С-16, вооружённые двумя пулемётами. Однако своевременное их поступление тормозилось великим князем Александром Михайловичем. Кроме того, пилотов лёгкой и тяжёлой авиации предстояло ещё обучать взаимодействию друг с другом. Единственный сбитый немецкими истребителями в годы ПМВ «муромец» поручика Д.Д. Макшеева погиб в неравном одиночном бою с немецкими истребителями. Далее вкратце о подвиге экипажа (из 4 чел.) «Ильи Муромца XVI»: 12 сентября 1916 г. группе «муромцев» требовалось разбомбить в районе дер. Боруны Виленской губ. штаб 89-й германской резервной дивизии, узел узкоколейной ж/д, склады и аэродром.

При выполнении этой непростой задачи - бомбардировщиков должны были поддерживать 13 русских истребителей, но они взлетели с большим опозданием. Однако и «муромцев» на цель ушло только два экипажа, остальные по техническим причинам не смогли отправиться на задание. Корабль, управляемый капитаном Башко, зажёг бомбами местечко Боруны и немецкий штаб, после чего благополучно вернулся на свой аэродром. У «Ильи Муромца XVI», где командиром был поручик Д. Макшеев неожиданно заглох крайний правый двигатель и, чтобы не возвращаться назад, наблюдатель корнет Карпов решил починить его прямо в полёте. Выйдя на крыло самолета, он сумел устранить неисправность. Около 7 утра, когда корабль оказался над целью, его атаковали сразу 7 «Фоккеров». С обеих сторон был открыт ураганный огонь. По свидетельству очевидцев того героического, и по канонам авиации почти немыслимого боя, нашим стрелкам-пулемётчикам удалось сбить или повредить 3 немецких биплана, которые дымя, уходили в сторону. Остальные продолжали атаковать «русского богатыря». Пулемётной очередью был убит поручик Д.Д. Макшеев. Зажигательными пулями был взорван топливный бак, и корабль, объятый пламенем, упал на вражескую территорию недалеко от с. Крево. При падении «Ильи Муромца» взорвались бомбы, что были на его борту. Кроме Макшеева и Карпова в огромном костре погибли: помощник командира военный лётчик поручик М.А. Рахмин и артиллерийский офицер поручик Гаибов. В перехваченном немецком радио говорилось: «Наконец нам удалось сбить большой русский четырехмоторный аэроплан, хотя это и стоило 3-х наших...».

Все погибшие под Борунами офицеры «муромца» за подвиг были посмертно удостоены орденами Св. Георгия 4-й ст. Экипаж «Ильи Муромца Киевского -VII» под командой капитана И.С. Башко 2 ноября 1916 г. отомстил за смерть товарищей. Огнем новейших пулемётов над белорусским г. Сморгонь, сбил 3-х «фоккеров» и благополучно вернулся на базу. За годы войны «муромцы» успели совершить около 400 боевых вылетов и сбросить 60 тонн бомб. Всего в России за 1914-1917 гг. было собрано 94 самолёта, и то двигатели и приборы были импортные, 70 из них - отправлены на фронт. Приказом № 1626 от 22 октября 1916 г. начштаба Верховного Главнокомандующего учредил при штабах главнокомандующих армиями фронта должности инспекторов авиации, а также утвердил штаты и «Положение» для них. Последующим приказом № 1632 от 24 ноября должность главы всей авиации фронта переименовывалась в генерал-инспектора военно-воздушного флота при Верховном Главнокомандующем. Есаул В.М. Ткачев был рекомендован и фактически начал исполнять должность инспектора авиации Юго-Западного фронта. Однако вскоре выяснилось, что Ставка категорически не приемлет его кандидатуру, поскольку эта должность генеральская. Стало известно также, что Ткачёв ещё 12 февраля 1916 г. был произведен в войсковые старшины, но приказ армиям Юго-Западного фронта был дан только 20 декабря 1916 г. Генерал А.А. Брусилов, по достоинству оценив способности В.М. Ткачева, настоял перед Ставкой (ген. Алексеевым) о его утверждении, что и было осуществлено 24 декабря 1916 г. 

Будучи очень строгим к подчиненным, войсковой старшина Ткачёв оставался особенно требовательным к себе. Это и есть формула, объясняющая стремительную карьеру воздушного казака, всего за семь лет прошедшего дистанцию от спортсмена-авиатора до командующего русской авиацией. Вячеслав Матвеевич успешно справляется с высокой должностью. В этот период он анализирует свои наработки при формировании 1-й истребительной авиагруппы, а также результаты инспекции авиаотрядов (7, 8, 9 и 11-го) армий Юго-Западного фронта и приходит к выводу, что необходимо в целях повышения тактической грамотности лётного состава создать какое-либо пособие или руководство. В конце 1916 г. В.М. Ткачёв его составляет под названием «Материал по тактике воздушного боя». Этот оригинальный труд ныне хранится в Военно-историческом архиве г. Москвы. Полевой ген.-инспектор Военно-Воздушного флота при Верховном главнокомандующем ген.-адъютант Александр Михайлович дал высокую оценку первому руководству по тактике воздушного боя и письменно поблагодарил войскового старшину Ткачёва за столь важный и необходимый труд. С одобрения Штаба, первый учебник в виде отдельных брошюр 4 января 1917 г. печатают и рассылают во все авиачасти и штабы войск. Дальнейший ход событий показал, что Вячеслав Матвеевич фактически заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России (7). 11 января 1917 г. был объявлен Высочайший приказ от 20 декабря 1916 г. о переименовании В. Ткачёва чином из войскового старшины - в подполковники с зачислением по инженерным войскам.

Обстановка в воздухе, сложившаяся на фронте в 1916 г. диктовала всё более новые подходы, связанные с расширением производства авиатехники, её качественных параметров, улучшением снабжения авиачастей, а также подготовкой пилотов, способных вести борьбу в воздухе. К концу 1916 г. отечественные заводы значительно увеличили свою производительность и наладили выпуск новых типов истребителей. Значительно улучшилось поступление аэропланов из-за границы. Так, с июля по ноябрь 1916 г. их было закуплено во Франции и поступило на фронт 525, против 358, поступивших почти за 2 года с начала войны. Наряду с подготовкой лётчиков-истребителей в Севастопольской, Одесской, Московской авиашколах, а также в Евпаторийской школе воздушного боя и стрельбы, сформированной капитаном Г. Шереметьевским, практиковались и зарубежные стажировки русских пилотов. Учитывая недоукомплектованность воздушного флота лётным составом, военное ведомство ещё в начале 1916 г. заключило соглашение с союзниками о подготовке лётных кадров в Англии и Франции. В 1916 г. во Франции создали школы высшего пилотажа и воздушного боя в Казо и в Сан-Максене вблизи Лиона. В первой, в ноябре 1916 г., стажировались и проходили дополнительную подготовку лучшие лётчики - офицеры -фронтовики: Е. Крутень, Павлов, И.А. Орлов, А. Барковский, И. Кожун, С. Шебалин А. Свешников, И. Хризоскалео, В.И. Янченко, М. Георгиц. Во второй школе - курс лётной и технической подготовки прошли 58 русских солдат и офицеров, среди них Китченко, Савельев, Веллинг и Агафонов.

Боевую практику русские авиаторы оттачивали на Западном фронте, а некоторые - в знаменитой эскадрилье «Аистов». Там они встретились с соотечественниками (12 пилотов), воевавшими на стороне французов. Командование очень достойно оценивало вклад русских лётчиков в боях за небо Франции, подчеркивая при этом наличие у них высокой дисциплины, выдержки и мужества. Всё воздушные бойцы были отмечены французскими наградами и покрыли себя боевой славой. Так, например, сержанта Виктора Георгиевича Фёдорова, имевшего 11 побед - французы произвели 9 августа 1918 г. в лейтенанты, а падкие на сенсации французские газетчики прозвали «русским воздушным казаком Вердена». Виктор Фёдоров родился в многодетной семье преподавателя русского языка в г. Верный (ныне Алма-Ата, Казахстан). Во время учебы в Харьковском университете молодой человек примкнул к партии социал-демократов, за что был отчислен из вуза. Вернувшись в Туркестан, он развернул революционную пропаганду в рядах РСДРП. В результате у Фёдорова возникли проблемы с законом, и, опасаясь преследований, в 1908 г. оппозиционер уехал из России.

После начала ПМВ, узнав, что во Франции формируется русский батальон, 29-летний эмигрант записался в него добровольцем и воевал на франко-германском фронте пулемётчиком. В ноябре 1914 г. за умелые действия и отвагу получил чин капрала. В феврале 1915 г. был тяжело ранен осколком артснаряда. После госпиталя добился перевода в авиацию. Прошел 4-х месячный курс обучения в авиашколе в Бюке (под Парижем), после чего получил назначение в район Нанси, в эскадрилью С. 42. Летая на разведчике-бомбардировщике "Кодрон" G 4, участвовал в сражении за Верден, получил звание сержанта и сбил 7 самолётов врага (включая 3 "неподтвержденных"). За участие в Верденской мясорубке Фёдоров получил высшую награду армии Третьей республики – Военную медаль. В приказе о награждении маршал Жозеф Жоффр отметил три случая. 14 марта Фёдоров в одиночку справился с 4 немецкими лётчиками, обратив троих из них в бегство, а одного заставив сесть на французской территории. 19 марта русский ас совершил 2 вылета, в одном из которых победил троих врагов, а в другом – четверых, причём оба раза немцы предпочли улететь подальше.
 
Продолжение следует в части  14                http://proza.ru/2021/01/08/1604      


Рецензии